Eng

  На главную страницу

 

 

 

 

Шестой конкурс им. В.М. Смирина

О В.М. Смирине

Галерея (обновление!)

Морские млекопитающие

Видеотека «Поведение морских млекопитающих»



Итоги Пятого конкурса, 2016


Итоги Четвертого конкурса, 2015


Итоги Третьего конкурса, 2014


Итоги Второго конкурса, 2011


Итоги Первого конкурса, 2009-2010



Итоги первого конкурса им. В.М. Смирина
«Чтобы  узнать и сохранить, нужно увидеть  и полюбить» 

  Уважаемые участники конкурса! 

  Огромное  спасибо за вашу активность, творческое отношение к нашей общей задаче – лучше узнать, ярче и выразительней воплотить облик морских млекопитающих, а еще – приобщиться к творчеству В.М. Смирина и других замечательных художников, посвятивших свои работы природе и животным.

  Состав  участников конкурса

  На конкурс  поступило более 600 работ из 18 регионов России, от Калининградской области до Приморского края. Поскольку из многих мест в оргкомитет направляли только лучшие работы, число участников конкурса гораздо больше, за что хотелось бы выразить особую благодарность региональным координаторам. Замечателен пример отдела экологического просвещения Дальневосточного морского заповедника ДВО РАН, сотрудники которого предложили участвовать в предварительном этапе конкурса 101 учреждению юга Приморья и из 222 поступивших рисунков отобрали для финального этапа конкурса 6 лучших работ.

  К сожалению, поступило только 10 работ учителей и методистов, посвященных тематике конкурса, хотя уровень большинства из них высок. В конкурсе приняло участие только 11 художников (часть из них – преподаватели). Следует также отметить участие в конкурсе студентов художественного училища.

  Некоторые участники конкурса и его координаторы невнимательно отнеслись к условиям Положения, поэтому часть присланных рисунков пришлось отклонить (работы, посвященные не морским млекопитающим, а также рыбам, птицам (особенно много пингвинов!) и даже насекомым). К сожалению, не все участники заполнили анкеты и написали комментарии к рисункам. Особое внимание жюри обращало на то, что рисунки должны быть посвящены видам, обитающим в регионе, где проживают авторы работ, однако многие рисунки этому не удовлетворяют (тем не менее, они были рассмотрены). В ряде случаев были присланы подборки откровенно слабых работ.

  Большую благодарность хотелось бы выразить нашим коллегам из Новосибирска Наталье и Виктору Павлушиным, имеющим многолетний опыт организации анималистических конкурсов. Они познакомили оргкомитет с детскими работами из Новосибирска и Томска, посвященными морским млекопитающим. Было принято решение поощрить авторов лучших из этих работ вне конкурса.

  Приоритеты  конкурса

  У каждого конкурса должно быть свое лицо, свои приоритеты. Есть они и у нас. В замечательно точной фразе В.М. Смирина «встреча с каждым животным… – это всегда чудо» подчеркнуто, что настоящая встреча – всегда событие, оставляющее неизгладимый след. Именно она, поначалу для многих детей воображаемая, а затем и реальная, и может быть основой, первым импульсом к заинтересованному вниманию, восхищению, стремлению заботиться о природе, сохранить ее обитателей. При подведении итогов мы особое внимание уделяли тому, насколько след такой встречи запечатлелся в рисунке, сочинении, комментарии к работе, анкете. Иногда даже мимолетная, но проникновенная фраза в анкете говорит о такой встрече больше, чем эффектный рисунок. Поэтому участие в конкурсе тех детей, кто смог это выразить, тем или иным образом отмечено. В этом существенное отличие нашего конкурса от других, обращающихся к теме анималистики.

  Некоторые итоги

  Важно отметить, что конкурс, судя по ответам в  анкетах, стал импульсом для знакомства с обитателями родного края, изучению литературы о них, включая книги (в том числе, что очень важно, – региональные Красные книги), видеофильмы, сайты и т. п., обращение к опыту родителей, встречавших морских млекопитающих и т. п.

  Результаты  конкурса показали, что учащиеся зачастую мало знакомы с работами классиков анималистики, хотя потребность в обращении к ним велика. Многие из детей подчеркивают, что конкурс помог им впервые узнать о художниках-анималистах, и косвенно это свидетельствует о том, что в школе этому уделяют внимание лишь отдельные учителя-энтузиасты. Даже в присланных методических материалах, которых и так не много, большей частью в учебном процессе используются фотографии и видеофильмы, которые проще найти, чем работы художников-анималистов. А ведь ребенку, пробующему свои силы в изображении животных, очень важно сопоставить плоды своего творчества не с эффектной фотографией, а с рисунком мастера. В не меньшей степени это важно и тем, кто стремится глубже узнать зверя, понять его. Об этом свидетельствуют высказывания и самих детей – и о работах В.М. Смирина, опубликованных на нашем сайте, и том, какими качествами должен обладать художник, посвятивший свое творчество природе и ее обитателям. 

  Победители  конкурса

  1.А. Номинация «Портреты морских зверей и пресноводных ластоногих».

  Работы оценивались по нескольким возрастным группам: 6-9 лет, 10-11 лет, 12-14 лет, 15-20 лет. В последнюю возрастную группу включены также учащиеся высших учебных заведений и художественных студий, чей возраст иногда несколько превышал школьный.

  Учитывая приоритеты конкурса, было принято решение поощрить как авторов, в работах которых особенно высоко проявились художественные или литературные дарования, так и тех участников конкурса, кто тонко чувствует природу, неравнодушен к животным, стремится их познать, но более тонко выражает это не только и не столько в рисунке, сколько в комментарии к нему, в ответах на вопросы анкеты. Очевидно, что школьник, активно работающий в кружке экологии, хорошо зная животных, обычно менее виртуозно владеет карандашом и кистью, чем его ровесник, обучающийся в художественной школе. Последний же нередко грешит в передаче характерных черт облика зверя того или иного вида.

  Результаты 

  1.Б. Номинация «Встреча с каждым животным… - это всегда чудо».

  В данную номинацию принимались работы, в основе которых – встреча со зверем, ставшая настоящим событием для автора работы. Именно эта номинация определяет лицо нашего конкурса, его специфику, хотя заведомо было очевидно, что таких работ будет немного. Особое внимание уделялось тому, каким был пережитый опыт и насколько проникновенно и выразительно он передан в рисунке или слове, а также в комментарии к рисунку и анкете, послужил ли толчком для творчества и стремления глубже узнать увиденное животное, изучить посвященные ему работы.

  Результаты 

  1.В. Номинация «Образ встречи с животным».

  Исходно данной номинации в Положении  не было, однако значительная часть  работ, отнесенных авторами к номинации 1Б, отражает не реально состоявшуюся, а воображаемую встречу человека с животным. Поэтому такие работы были выделены в специальную группу и оценивались так же, как и работы в номинации 1А («Портреты морских зверей и пресноводных ластоногих»).

  Результаты 

  2.А. Номинация «Анималистика – школа видения. Методические аспекты использования анималистики на занятиях со школьниками».

  2.Б. Номинация «Встреча с каждым животным… - это всегда чудо».

  Участие учителей в конкурсе методических материалов было гораздо менее активным, тем  не менее, среди присланные работ  есть очень интересные и оригинальные материалы. К сожалению, в некоторых из работ большее внимание уделяется не традиционной анималистике, связанной с графикой, живописью и скульптурой, а фотографии и видео. Это несколько снижает ценность ряда рассматриваемых работ относительно задач и приоритетов нашего конкурса, хотя в методическом отношении они оригинальны и интересны.

  Результаты 

  3.А. Номинация «Портреты морских зверей» (графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).

  3.Б. Номинация «Встреча с каждым животным… - это всегда чудо» (набросок морского зверя с натуры).

  На эти две номинации пришло немного работ, выполненных художниками – преподавателями художественных школ, а также художниками, творчество которых представлено заповедником «Баргузинский».

  Результаты 

  Центр охраны дикой природы благодарит всех за участие в конкурсе. Награждение победителей состоится в сентябре, в начале учебного года. Особую признательность хотелось бы выразить всем тем, кто внес немалый вклад в организацию и проведение регионального этапа конкурса. Качество и многообразие пришедших работ, искренние и неравнодушные детские комментарии к ним – лучшее доказательство того, что вложенный труд не напрасен. 

  Оргкомитет  конкурса

| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


12.05.2017
Экологи просят Шеньчженьскую биржу расследовать проект на "Шелковом пути" в Забайкалье



27.04.2017
В школах Ферзиковского района продолжаются экологические уроки, которые проводит Центр охраны дикой природы



25.04.2017
Состоялась конференция «Роль науки в изучении и сохранении наследия», посвященная 25-летию Института Наследия



24.04.2017
Состоялась Вторая открытая ферзиковская научно-практическая конференция школьников «Сообща спасём планету»



21.04.2017
Марш парков идёт!



11.04.2017
Объявлен шестой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»



07.04.2017
Из многочисленных новостей о «Марше парков»



03.04.2017
Москвичи начали замечать сокращение количества зимующих птиц в городе



07.03.2017
Обучающий семинар по тушению торфяных пожаров для инспекторов ООПТ прошел в Республике Башкортостан



17.01.2017
Утвержден девиз акции "Марш парков - 2017"



11.01.2017
Сто лет и одна жизнь


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены