Eng

  На главную страницу
| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |

 

Смирин Владимир (Вадим) Моисеевич (1931 – 1989)

 

 

Звенигородская биостанция, 1985. Фото Б.Д. Васильева

Детство и юность

Владимир Моисеевич Смирин (сам он предпочитал имя Вадим) родился в 1931 году. Родители с детства большое внимание уделяли интересам сына, поддерживали его поиски. В детстве Вадик срисовывал животных из многотомника Альфреда Брема, позже познакомился с книгами Э. Сетона-Томпсона и А.Н. Формозова и полюбил их на всю жизнь. Рисовать животных с натуры начал в эвакуации, в Ташкентском зоопарке. Тогда же он встретил своего первого учителя — Бориса Владимировича Пестинского, герпетолога и художника, который руководил изостудией в ташкентском Дворце пионеров. В 1943 году семья возвращается в Москву. В.М. Смирин поступает в художественную школу, посещает кружок скульптуры при музее-мастерской А.С. Голубкиной, ходит в знаменитый КЮБЗ (кружок юных биологов зоопарка) времен П.П. Смолина. В 1949 году В.М. Смирин становится студентом биолого-почвенного факультета МГУ. Он с уважением вспоминал имена своих университетских учителей — А.Н. Формозова, В.Г. Гептнера, Н.П. Наумова, Г.П. Дементьева. Руководителем его дипломной работы, посвященной биологии копытных Кавказского заповедника, был А.Н. Формозов. По окончании университета В.М. Смирин несколько лет работает в Казахстане, в системе противочумных учреждений, что сыграло немалую роль в формировании его как натуралиста.

Краткое, еще в детстве, знакомство с родоначальником российской анималистики Василием Алексеевичем Ватагиным переросло в многолетнюю дружбу. В 1951 году Владимир Моисеевич близко знакомится с ним и вплоть до смерти художника в 1969 году работает в его мастерской. В.А. Ватагина, как и А.Н. Формозова, В.М. Смирин считал главным из своих учителей. Василий Алексеевич научил его работать с твердым материалом в скульптуре, ввел в круг художников-анималистов (А.Н. Комаров, Д.В. Горлов, В.В. Трофимов и др.), был для него образцом упорного труда и уважительного отношения к зверю.

 

С лисенком. Северные Кызылкумы, Казахстан, 1957

Зрелость

В 1967 году В.М. Смирин успешно защищает диссертацию, посвященную структуре природных очагов чумы в Северных Кызылкумах, и целиком сосредотачивается на изучении поведения млекопитающих. В 1970-80-х годах жизнь Владимира Моисеевича тесно связана со Звенигородской биостанцией. В специально построенных вольерах он изучает поведение мелких млекопитающих (летяг, бурундуков, пищух и т.п.), ведет практику у студентов.

Владимир Моисеевич находится как бы в эпицентре сразу нескольких русел серьезных научных исследований: экологических работ формозовской школы, широкомасштабных полевых исследований под руководством Н.П. Наумова, фундаментальных этологических исследований группы М.Е. Гольцмана. Он хорошо знаком с активно работающими российскими мастерами анималистического жанра, с детства связан с  кругом близких, друзей и учеников В.А. Фаворского, в котором каким-то удивительным образом удержана и сохранена творческая атмосфера и мощь русской культуры первой трети ХХ века.

Владимир Моисеевич постоянно рисует, создает скульптуры из кости, дерева, увлекается искусством силуэта. В 1965 году выходит из печати справочник-определитель «Млекопитающие СССР» (Флинт, Чугунов, Смирин, 1965, 1970) с цветными таблицами всех видов фауны бывшего Советского Союза, созданными Владимиром Моисеевичем. Его рисунки появляются в изданиях Красной книги СССР и РСФСР, энциклопедии «Жизнь животных», в научных статьях и монографиях и т. п. Он участвует в выставках анималистов, становится членом Союза художников СССР.

Со второй половины 1960-х В.М. Смирин целеустремленно работает над воплощением собственного грандиозного замысла — созданием атласа наземных млекопитающих СССР (позже – Европы и Северной Азии) на основе собственных натурных зарисовок. Собирая материал для будущей книги, он посещает Чукотку и Командоры, Белое море и Каспий, Приморский край и Кавказ, собирает материал в зоопарках и вивариях.

1989 — год трагического ухода В.М. Смирина. А в 1991 году вышла подготовленная им вместе с братом Ю.М. Смириным, также зоологом и художником-анималистом, книга «Звери в природе».

На лежбище моржей. О-в Аракамчечен, Чукотка, 1977

Творчество

Основную часть наследия В.М. Смирина (более четырех с половиной тысяч листов) составляет графика - натурные зарисовки млекопитающих, в гораздо меньшей степени – птиц и растений. На графических листах запечатлены облик и поведение множества видов млекопитающих, в том числе весьма редких, включенных в международную Красную книгу (сивуч, калан, амурский горал и т.д.) и Красную книгу России (медновский подвид песца и т.д.). Особая черта графики В.М. Смирина – серийность. Виды млекопитающих, с которыми он работал достаточно основательно, запечатлены в обширных сериях рисунков с массой тонко подмеченных поведенческих деталей. Немалая  доля из этих листов весьма выразительна и имеет высокую эстетическую ценность.

Скульптура представлена работами из дерева и кости. На мастерство В.М. Смирина как скульптора оказало серьезное влияние общение с В.А. Ватагиным, позже – с Д.В. Горловым, знакомство с работами косторезов Чукотки  и Аляски.

Обширная коллекция силуэтов включает изображения ряда животных, однако большая часть ее посвящена людям.

Владимир Моисеевич стремился привнести образ животного и в домашний обиход, быт, делая шкатулки, гребни, кольца с животными, дарил их своим друзьям, коллегам по работе. Нередко и само свое жилище и жилища своих друзей оформлял образами любимых животных.

В.М. Смирин мечтал не только издать «Атлас млекопитающих Европы и Северной Азии», которому посвятил большую часть жизни, но и свои лучшие наброски. С коллегами он обсуждал возможность создания книги для детей, а для монографии по летяге подготовил как тексты отдельных разделов, так и блестящую серию рисунков. К сожалению, всем этим замыслам при его жизни не суждено было исполниться. Книга очерков «Звери в природе», подготовленная совместно с братом Ю.М. Смириным, выдержала уже два издания в России и одно – в Великобритании.

С учетом авторского замысла были подготовлены к печати и изданы книги: «Владимир Смирин. Портреты зверей Командорских островов» (2007), «Владимир Смирин. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» (2008); тома «Ластоногие» (2010), «Хищные» (2011) и «Зайцеобразные» (2018) атласа «Владимир Смирин. Портреты зверей Северной Евразии».

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


30.09.2023
Подведены итоги IX Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



12.09.2023
Запущен Телеграм-канал «ЗверевИдение», посвященный искусству дикой природы t.me/zverevidenie



29.06.2023
Подведены предварительные итоги IX Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



20.05.2023
День Волги! Или день памяти выхухоли?



18.05.2023
Назначена дата заключительного заседания государственной экологической экспертизы «Экотехнопарка Липецкого района»



16.05.2023
ЦОДП завершил общественную экологическую экспертизу проекта «Комплекс по размещению, утилизации и обработке отходов» в Костромском районе Костромской области»



04.05.2023
Завершена общественная экологическая экспертиза проекта «Экотехнопарк Липецкого района»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2023

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены