Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить
VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2018 г.
«Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе»
Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
Из общения с учителями мы знаем, что поначалу они испытывают затруднения, ведь сами задания, задачи конкурса непривычны. Но стоит педагогу с учениками преодолеть первые трудности, и команда, работающая над проектом, увлеченно отправляется в путь. Необычность и сложность задания помогают в итоге достичь более высоких и интересных результатов.
Чтобы этап вхождения в проект оказался менее сложным, предлагаем ряд рекомендаций.
Советуем также и на этапе запуска, и при реализации проекта обращаться за консультациями к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (smirin_konkurs@biodiversity.ru, +7-915-369-50-72).
Какие темы, цели, задачи можно выбрать для миссий экспедиции в рисовальную страну?
В основу конкурса положена важнейшая мысль В.М. Смирина, что настоящая встреча с животным — это всегда событие, когда подмечаешь что-то новое, ранее незнакомое, наблюдая и рисуя, проживаешь с животным фрагмент его жизни. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он.
Конечно, встреча с животным для каждого настоящего анималиста — событие, лежащее в основе его работ. А еще пребывание именно там, где живет зверь, птица, чтобы изнутри ощутить это место, прочувствовать его. Об этом проникновенно пишет в своих книгах замечательный художник Вадим Горбатов.
Задумать и выполнить миссию № 1, связанную с серией таких встреч могут помочь личные впечатления, воспоминания о таких событиях. Как показывает опыт, удачным решением, которое, конечно, не отменяет собственного контакта с природой, может быть многократный просмотр удачных видеофрагментов, посвященных самым разным животным, которыми полон Интернет. Просматривая их, можно почувствовать себя в роли наблюдателя, подметить множество интересных деталей в поведении зверей и птиц (см. ниже подробнее о видеонаблюдениях).
Темы могут быть самыми разными, касаться и одного выбранного вами животного, и группы, например, морских зверей. Это могут быть и темы, связанные с какими-нибудь особенностями поведения животных, их приспособлениями, например, «Бег зверей», «Полет птиц», «Следы обитателей зимнего леса».
В зависимости от выбранной темы важно найти и художника на роль наставника. Если вас заинтересовало следопытство, обращайтесь к книгам и рисункам А.Н. Формозова и В.М. Гудкова. Если ваша тема — поведение зверей, то к творчеству В.М. Смирина. Мир насекомых замечательно представлен в рисунках Н.Н. Кондакова к книгам Жана-Анри Фабра, рисунках и книгах В.С. Гребенникова. Конечно, далеко не всегда удается найти нужную книгу, но в Интернете можно найти немало интервью и других материалов о художниках-анималистах. См. также приведенный ниже список рекомендованных источников.
При выполнении миссии № 2 главное — не пересказывать вычитанное в книгах и Интернете, а постараться показать, как работает художник, на примере его картин, набросков, книг, кратких цитат из его текстов. Главное в идее мастер-класса, что это демонстрируемый образец владения мастерством. Надо показать на тех или иных примерах, как работает художник, акцентируя внимание именно на его творческих «секретах». Форма может быть самой различной: вы можете дать простор воображению, показав это либо в виде небольшой экскурсии, представленной как презентация, либо как воображаемый разговор (интервью) вас с этим художником, или как фрагмент придуманной вами его выставки, в экспозиции которой это показано на примере отельных работ, их фрагментов, и т.д. и т.п.
Как, например, Вадим Горбатов умеет вживаться в природу как место, где обитает тот или иной зверь, птица, с помощью чего сохраняет эти впечатления? Как замечает следы, мельчайшие проявления жизни животных Александр Формозов и какую форму для этого он выбрал? Как умеет передавать эмоции животных Василий Ватагин, создает «анималистические фильмы» Владимир Смирин?
Главное, чтобы этот художник был близок и интересен вам. Тогда вы можете попробовать задать ему воображаемые вопросы и найти ответы в его работах, книгах, интервью.
Осмыслить поделанное непросто, и именно этому посвящена самая трудная миссия № 3. Мы надеемся, что это позволит вам взглянуть на сделанное с еще одной точки зрения. Главное здесь в том, чтобы задуматься, а что самое ценное вам удалось открыть, узнать для себя, сделать, понять, причем так, чтобы этим можно было поделиться с другими.
Что же касается творческого центра, здесь важны и его идея, и то, из чего он будет состоять, как действовать. Самое важное в миссии № 3 – найти изюминку, что-то свое родное, прожитое, неповторимое. В выполнении этой миссии важно показать, что ваша идея оригинальна и как она работает (с помощью мастер-класса и представления о творческом центре).
Желаем вам удачи!
Какие «задачки» могут решать животные и как их придумать самому
В природе перед каждым животным встают всевозможные «задачки»: как спастись от хищника, найти пищу, обустроить жилище, вырастить детенышей и т.п.
В книге «Сайгак и его соседи…» мы предложили читателям проверить свою наблюдательность и смекалку и задали ряд «степных задачек», посвященных сайгаку и другим степным обитателям. Они связаны с каким-нибудь фактом, рисунком. В помощь читателю приведены подсказки, а на одной из следующих страниц он может проверить, нашел ли правильный ответ. Подобные «задачки» можно использовать и, обыгрывая встречи с животными, в миссии № 1 экспедиции в рисовальную страну.
Подробнее о методике и примерах ее применения можно узнать из нашей книги, см. электронную версию:
Олексенко Александр, Орешина Анна. Сайгак и его соседи: как научиться решать «степные задачки» зверям, птицам и людям? – М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2016,
www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Saiga-Neighbors_2016_web.pdf
Каким может быть путешествие
Конечно, в рамках учебного года отправиться в настоящее дальнее путешествие, чтобы изучить поведение различных животных, вряд ли удастся, да и посетить многие места, чтобы за ними понаблюдать, школьникам непросто.
Тем не менее, у конкурсантов есть ряд других возможностей.
Можно провести небольшую экскурсию в природу и положить ее в основу своего проекта, существенно дополнив другими материалами. Такой «живой» основой могут быть и впечатления от собственных путешествий в прошлом, от посещения зоопарков.
Можно отправиться в воображаемое путешествие. Этот вариант оптимален для младших школьников, а также дошкольников, которым помогут родители и педагоги. Но такое путешествие должно опираться на хорошее изучение животных по доступным вам материалам.
Замечательно, если в основе вашего путешествия будут лежать не только собственные интерес и увлеченность, но и обнаруженная вами реальная проблема:
- недостаток знаний у вас, ваших сверстников или младших товарищах о животных родного края и о художниках, запечатлевших его животный мир, — возможно, вашей школе уже давно пора завести собственный музей или организовать выставку анималистики;
- отсутствие в школах оригинальных пособий по анималистике, столь важных для детей, – почему бы не попробовать их сделать своими руками;
- забота о животных вашего края, требующих охраны;
- стремление открыть другим творчество художника-самородка, малоизвестного широкому кругу, и т.п.
Ориентируясь на подобную проблему и организовав ваше путешествие так, чтобы оно помогло ее разрешить, вы сможете реализовать социально значимый проект. Его результаты будут ценными для многих.
Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных.
Как использовать в проекте «видеонаблюдения»
Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.
Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов:
Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,
www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf
В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим (см. сайт ЦОДП). Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.
Наш опыт показывает, что подобный мастер-класс с рисованием животных с видео при некоторой предварительной подготовке с успехом могут провести и школьники, например, шестиклассники для второклассников.
К творчеству каких художников-анималистов обратиться.
Как найти необходимые материалы
Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Е.П. Маковеева, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.
Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мастеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить выполнение миссии № 2 косторезам Чукотки) и т.п.
Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.
Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).
Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.
Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту (см. далее) . Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса.
Из форм работы конкурсов прошлых лет
Анимация в природе: что мы под этим понимаем
Этой теме был посвящен конкурс 2017 года, но вы можете к ней обратиться в рамках данного конкурса, обогатив свой проект. В данном случае главная задача — научиться видеть и передавать характерные процессы в жизни животных, будь то их движения, эпизоды поведения, в т. ч. взаимодействия друг с другом, игры и т. п., сумев их представить в виде серии рисунков (раскадровки, «фильма в картинках» для детей младшего возраста), снабженной комментарием, по возможности в виде небольшого анимационного этюда.
В коллективном проекте его общую тему можно отразить достаточно полно благодаря нескольким сериям таких раскадровок и нескольким анимационным этюдам либо их сочетанию: очень интересным может быть проект, включающий, например, представление разных стадий его осуществления (фрагментов наблюдений с натуры, предварительных и завершающего вариантов раскадровки и собственно краткого анимационного этюда из нескольких эпизодов, объединенных общей темой проекта).
Анимационный этюд. Если вы хотите попробовать свои силы в анимации, то можете обратиться к разным техникам. Важно лишь при этом следить за тем, чтобы она не нивелировала, не искажала особенности движения, поведения животных, а наоборот, помогала их подчеркнуть и точно выразить.
Не гонитесь за длительностью таких эпизодов. Даже самый краткий, но выразительный этюд гораздо ценнее, чем невнятный длинный ролик.
Анимация в анималистике. Конечно, анимация и анималистика — разные жанры, но в практике художников-анималистов можно увидеть черты, сближающие то, что они делают, с работой аниматора. Это характерно для многих мастеров, но в особенности для В.М. Смирина, и это не случайно, поскольку его интересовало прежде всего поведение зверя. В творчестве В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, В.А. Горбатова и других анималистов важную роль играют листы с набросками разных форм поведения животного — своеобразные раскадровки.
В такой «раскадровке» на листе бумаги можно увидеть разные моменты поведения и представить, что и как делало животное, как и что мог наблюдать художник. На окончательном рисунке по материалам наблюдений В.М. Смирин нередко специально представлял в нескольких рисунках, как развивается во времени та или иная характерная форма поведения зверя, например, как ведет себя джейран во время гона или как устроен полет белки-летяги, как скрывается от возможной опасности самка калана со своим детенышем.
Что такое анималистическая задача. Как ее придумать
Анималистическая задача – название, придуманное нами специально для конкурса 2016 года. Можно выбрать и немного другое: анималистическое задание, но это слишком расплывчатый вариант, или анималистическая загадка, но в этом случае возможно слишком упрощенное понимание, что это обычная загадка с простым односложным ответом, ничего особо творческого в ней нет. Такого типа задания также можно использовать, чтобы полнее и ярче выполнить миссию в рисовальной стране.
Зачем мы решили попробовать ввести в конкурс такой тип задания?
Дело в том, что подготовить для других по-настоящему интересную, необычную, оригинальную задачу (загадку, задание) очень непросто. В этом по-настоящему ярко может проявиться тот, кто:
1) глубоко освоил материал, хорошо познакомился с образом жизни и поведением того вида или группы животных, которых изучал;
2) способен передать это знание другим так, чтобы тоже их заинтересовать, увлечь;
3) сможет это передать в той форме, которая соответствует именно нашему конкурсу: в виде собственного рисунка с вопросом, предполагающим краткий ответ, а также своей версии ответа в виде рисунка и словесного комментария (ваша анималистическая задача должна допускать также возможность ответа без рисунка).
Советуем вам, придумывая такую задачу, обыграть наиболее интересные, характерные и типичные формы поведения тех животных, которых вы изучали, показать, как они помогают приспосабливаться к условиям обитания.
Выполняя задание, нужно придумать не менее трех анималистических задач. Желательно, чтобы они дополняли друг друга, помогая тем, кто их пытается решить, раскрыть изученную вами тему.
Какие типы задач возможны?
Самый простой вариант – по типу «часть – целое» (чьи это лапы, уши и т.п.), но в этом случае нешаблонную, по-настоящему творческую задачу придумать непросто, ее еще нужно связать с поведением, действием животного.
Можно обыграть приспособленность зверя к условиям обитания в его умении маскироваться. Для этого как раз хорошо подходит именно рисунок.
Интересными, по-настоящему творческими, органичными именно для проекта по анималистике могут быть задачи в виде незавершенных рисунков (фрагмент; несколько линий, лишь намечающих рисунок, и т.п.), в которых переданы характерное движение, поза или взаимодействие животных.
Это список легко может быть продолжен, поэтому не будем ограничивать ваши творческие поиски и решения.
Не стремитесь во чтобы то ни стало подготовить неразрешимую для других задачу, ведь важнее передать другим собственный интерес и увлеченность, творческий подход, интересную экологическую особенность животного, чем поставить их в тупик.
Список рекомендованных источников по анималистике
Предлагаемая подборка в никоей мере не претендует на полноту и подготовлена, чтобы обратить внимание педагогов и учащихся на ряд изданий и имен. В ее основу положены приоритеты и задачи Конкурса им. В.М. Смирина, основное внимание уделено персоналиям. Часть изданий размещена на сайте ЦОДП www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html
Работы по анималистике
Государственный Дарвиновский музей. Москва. // Автор текста и составитель каталога В. Удальцова. – М.: Белый город, 2007. – 64 с. В издании представлено художественное собрание анималистики Государственного Дарвиновского музея. Отдельные разделы посвящены творчеству художников-анималистов В.А. Ватагина, В.В. Трофимова, А.Н. Комарова и К.К. Флерова.
Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009 / Сост. Л.Я. Петрунина, при участии В.С. Ионкиной, Н.В. Усновой; научн. ред. Л.В. Марц. – Москва: Экспресс 24, 2010. – 188 с. Редкий пример представительной подборки статей по анималистике, включая обращение к ней в просветительских и образовательных целях. Статьи по материалам уникального совместного проекта Государственной Третьяковской галереи и Государственного Дарвиновского музея.
Домашние и дикие. Анималистика в русском искусстве 18–21 веков из собрания Государственного Русского музея / Сост. Александр Боровский, Марина Стекольникова. / Государственный Русский музей. Альманах. Вып. 63. – СПб: Palace Editions, 2004. – 152 с. Переиздано в 2009 г. Емкий и содержательный, великолепно изданный каталог выставки. Дает представление о развитии жанра анималистики на протяжении трех столетий.
Олексенко А.И. «Книжка с картинками»: учит ли она видеть природу? // Охрана дикой природы. 2006. № 4 (38). C. 13–15, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/38/st03.html.
Олексенко А.И. Классика, без которой выросло несколько поколений. В чем ценность отечественной анималистической традиции? // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 84–95.
Олексенко А.И., Олексенко Т.Д. Как донести главное? Антропологический подход к представлению русской анималистической традиции // Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – Москва: Экспресс 24, 2010. – С. 156–165.
В этой подборке статей развивается подход, положенный в основу конкурса им. В.М. Смирина и изданий по творчеству В.М. Смирина, подготовленных ЦОДП.
Создаем музей анималистики // Сост. А.И. Олексенко, А.А. Могильнер. – М.: ЦОДП, 2011. – 22 с. Сборник по материалам 2-го конкурса им. В.М. Смирина.
Творческий альбом «С любовью к животным». Автор проекта В. Павлушин. Новосибирск, 2008. Редкий пример издания, специально посвященного творческому конкурсу по анималистике.
Художники на сайте Зоологического музея Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. http://zmmu.msu.ru/musei/istoriya/hudojniki
Аввакумов А. Передать движение // Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17,
www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/Avvakumov_Peredat_Dvizhenie_2015.pdf (о методике рисования с видеонатуры).
Персоналии
Бахтин Виктор Владимирович
Бахтин В.В. Прикосновение к тайне: альбом. – Красноярск: РАСТР, 2008. – 72 с.
www.rasterprint.ru/content/bakhtin-viktor-vladimirovich (биография и электронная версия альбома художника, презентация проекта «Возвращение Ковчега», избранные работы художника).
Белашов Александр Михайлович
Белашов А.М. Как рисовать животных: Советы начинающим. — М.: Юный художник, 2002. — 32 с.
Ватагин Василий Алексеевич
Ватагин В.А. Изображение животного: Записки анималиста. — М.: Сварог и К°, 1999.
Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. – М.: Советский художник, 1980. См. также новое издание 2017 года.
Ватагин В.А. Образ животного в искусстве. – М.: ЗАО «Сварог и К», 2004. – 304 с.
В альбоме опубликована интереснейшая часть наследия художника, посвященная зарисовкам образцов анималистики многих культур.
Василий Алексеевич Ватагин. 1884-1969: к 125-летию со дня рождения художника: каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. М.: М-Сканрус, 2008.
Василий Алексеевич Ватагин: К 125-летию со дня рождения: материалы международ-ной музейной конференции. Москва, 5-6 февраля 2009. – М.: Экспресс 24, 2010.
Киплинг Р.Д. Маугли: повесть-сказка. Рисунки В.А. Ватагина. – М.: Проспект, 2011 (и другие издания).
Горбатов Вадим Алексеевич
Горбатов В.А. Под пологом русского леса. – М.: Вече, 2008. – 312 с.
Горбатов В.А. Среди льдов и джунглей. – М.: Вече, 2014. – 336 с.
www.gorbatov.ru – официальный сайт художника.
Великолепно изданные альбомы позволяют познакомиться с творчеством одного из лучших российских анималистов. Представляя свои работы, художник делится тем, как они были созданы, что было очень важно пережить, пронаблюдать и подметить в многочисленных путешествиях по России и другим странам.
Гудков Вадим Максимович
Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. – М.: Вече. 2007. – 592 с.
Черкасова М.В. В.М. Гудков – натуралист и художник.
www.bio.msu.ru/doc/index.php?ID=297
В.М. Гудкову принадлежат многочисленные статьи в журнале «Юный натуралист»
Данов Ростислав Александрович
Даревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся. Москва: Высшая школа, 1988. 463 с. Включает 194 графических рисунка художника.
Творчеству Р.А. Данова посвящен ряд публикаций, включая статью в Википедии с соответствующими ссылками.
Гребенников Виктор Степанович
Гребенников В.С. В стране насекомых. Записки и зарисовки энтомолога и художника. – М.: Колос, 1979. – 168 с.
Гребенников В.С. Тайны мира насекомых. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – 272 с.
Гребенников В.С. Мой мир. – Новосибирск: Советская Сибирь, 1998. – 319 с.
Непростая судьба. Зачарованность миром насекомых такая же, как у знаменитого Фабра, но Фабр не умел так рисовать.
Кондаков Николай Николаевич
Иванов Б.Г., Гептнер М.В. Николай Николаевич Кондаков — художник, зоолог, путешественник (10.05.1908–23.01.1999) // Бюл. Моск. об-ва испытателей природы. Отдел биологический. — 1999. — Т. 104. — Вып. 4. — С. 70–74.
См. также: www.knigakamchatka.ru/pdf/nazvany-ih-imenami.pdf
Фабр Жан-Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с французского и обработка доктора биологических наук Н.Н. Плавильщикова. – М.: Учпедгиз, 1963. – 460 с.
Увлекательные истории, книги замечательно проиллюстрированы Н.Н. Кондаковым.
Комаров Алексей Никанорович
Комаров А.Н. Рассказы старого лешего. – М.: Армада-пресс, 1998.
Многочисленные издания с рисунками художника. Одно из лучших –
Спангенберг Е. Из жизни натуралиста. – М.: Молодая гвардия», 1955. – 526 с. (см. также др. издания книги).
Курдов Валентин Иванович
Бианки В.В. Лесная газета. Художник В.И. Курдов. – Л.: Детгиз, 1958 (а также издания других лет; к сожалению, в переизданиях последних десятилетий нередко радикально изменен макет книги, что для этой уникальной книги просто недопустимо).
Курдов В. О моих книжках // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Зап. и коммент. В.И. Глоцер. – М., 1987. – С. 103–121.
Маковеева Ирина Петровна
Маковеева Ирина. Земля слонов. М., 2017.
В Интернете нетрудно разыскать многочисленные интервью Ирины Петровны Маковеевой, в которых она рассказывает о своем творчестве, путешествиях, вспоминает о своем учителе М.М. Кукунове.
Смирин Владимир Моисеевич
Смирин Юрий Моисеевич
Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе. - М.: Изд-во МГУ, 1991; 2-е изд. – М.: Армада-пресс, 2001.
Смирин В.М. Портреты зверей Командорских островов. Наука и искусство – экологическому образованию / Сост. Олексенко А.И., Зименко А.В., Зубчаниновой Е.В. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2007. — 60 с.
Смирин В.М. Портреты степных зверей Европы и Северной Азии. Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, П.П. Дмитриев, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2008. — 92 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html
Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Ластоногие: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Т.Ю. Лисицына, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. — 264 с. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Smirin_Pinnipeds_2010_sm.pdf
Смирин В.М. Портреты зверей Северной Евразии. Хищные: Наука и искусство — экологическому образованию / Сост. А.И. Олексенко, А.В. Зименко, Е.В. Зубчанинова. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2011. — 416 с.
Смирин Ю.М. Анималистическое искусство как метод зоологических исследований: достижения и проблемы. Бюлл. МОИП, 1999. Отд. биол., Т. 104, вып. 5, с. 50–60.
Олексенко А.И. Несмолкающая симфония жизни // Охрана дикой природы. 2001. № 4 (23). C. 29–36, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/23/oleksenko.html
Олексенко А.И. Атлас млекопитающих (к воплощению авторского замысла В.М. Смирина) // Охрана дикой природы, 2004, № 1 (27). С. 10–13, www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/27/st03.html
Олексенко Александр, Орешина Анна. Сайгак и его соседи: как научиться решать «степные задачки» зверям, птицам и людям? – М.: Издатлество Центра охраны дикой природы, 2016,
www.biodiversity.ru/publications/books/ecoeducation/Saiga-Neighbors_2016_web.pdf
Панов Е.Н., Павлова Е.Ю. Анималистический рисунок как составляющая этологического подхода // Зоол. журн. 2010. Т. 89. № 7. С. 891–893. Эл. версию см.: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/library/library.html.
Формозов Александр Николаевич
Формозов А.Н. Спутник следопыта. – 7-е изд. – М.: КомКнига, 2006 (и другие издания).
Формозов А.Н. Среди природы. – 3-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: ИНФОЛИО-
пресс, 1997 (и другие издания).
Смирин В.М. А.Н. Формозов – натуралист-художник // Бюл. МОИП. Отд. биол. Т. LXXX. Вып. 1. 1975. – С. 25–30.
Формозов А.А. Александр Николаевич Формозов: Жизнь русского натуралиста. М.: КМК, 2006. – 208 с.
Чарушин Евгений Иванович.
Чарушин Николай Евгеньевич
Кузнецов Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983.
Многочисленные издания и переиздания книг с рисунками художника.