Eng

  На главную страницу

 

Десятый конкурс им. В.М. Смирина

О В.М. Смирине

Галерея

Морские млекопитающие

Видеотека «Поведение морских млекопитающих»



Итоги Девятого конкурса, 2023


Итоги Восьмого конкурса, 2019


Итоги Седьмого конкурса, 2018


Итоги Шестого конкурса, 2017


Итоги Пятого конкурса, 2016


Итоги Четвертого конкурса, 2015


Итоги Третьего конкурса, 2014


Итоги Второго конкурса, 2011


Итоги Первого конкурса, 2009-2010



Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить

V Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2016 г.
«Путешествие натуралиста: наблюдаем за поведением животных»

Приложение 2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ

Из общения с учителями мы знаем, что поначалу они испытывают затруднения, ведь сами задания, задачи конкурса непривычны. Но стоит педагогу с учениками преодолеть первые трудности, и команда, работающая над проектом, увлеченно отправляется в путь. Необычность и сложность задания помогают в итоге достичь более высоких и интересных результатов.

Чтобы этап вхождения в проект оказался менее сложным, предлагаем ряд рекомендаций.

Если у вас останутся вопросы и затруднения, на этапе запуска проекта можно обратиться за консультацией к руководителю конкурса Александру Ивановичу Олексенко (письма отправлять на адрес smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Каким может быть путешествие

Конечно, в рамках учебного года отправиться в настоящее дальнее путешествие, чтобы изучить поведение различных животных вряд ли удастся, да и посетить многие места, чтобы за ними понаблюдать, школьникам непросто. Но у конкурсантов есть ряд других возможностей.

Можно провести небольшую экскурсию в природу и положить ее в основу своего проекта, существенно дополнив другими материалами. Такой «живой» основой могут быть и впечатления от собственных путешествий в прошлом, от посещения зоопарков.

Можно отправиться в воображаемое путешествие. Этот вариант оптимален для младших школьников, а также дошкольников, которым помогут родители и педагоги. Но такое путешествие должно опираться на хорошее изучение животных по доступным вам материалам.

Замечательно, если в основе вашего путешествия будут лежать не только собственные интерес и увлеченность, но и обнаруженная вами реальная проблема:

- недостаток знаний у вас, ваших сверстников или младших товарищах о животных родного края и о художниках, запечатлевших его животный мир, — возможно, вашей школе уже давно пора завести собственный музей или организовать выставку анималистики;

- отсутствие в школах оригинальных пособий по анималистике, столь важных для детей, – почему бы не попробовать их сделать своими руками;

- забота о животных вашего края, требующих охраны;

- стремление открыть другим творчество художника-самородка, малоизвестного широкому кругу, и т.п.

Ориентируясь на подобную проблему и организовав ваше путешествие так, чтобы оно помогло ее разрешить, вы сможете реализовать социально значимый проект. Его результаты будут ценными для многих.

Какие ресурсы могут быть использованы при рисовании животных.

Как использовать в проекте «видеонаблюдения»

Классики анималистики подчеркивают, что бесполезно и даже вредно рисовать с чучел, очень важно наблюдать животных в жизни, в движении. Конечно, сделать это весьма непросто, особенно если речь идет о диких животных. Одна из интересных и весьма плодотворных возможностей – рисовать с видео.

Стараясь запечатлеть движущееся животное с видеофрагмента, школьник в какой-то мере оказывается тем зоологом, который наблюдает это животное в природе. Он пристально всматривается в происходящее на экране, отмечает те или иные детали и, если по-настоящему погружен в происходящее там, по сути проживает фрагмент жизни животного. Методику рисования животных с видео разработал в рамках нашего совместного проекта учитель изобразительного искусства школы № 2101 «Филевский образовательный центр» А.В. Аввакумов (см. подробнее А. Аввакумов. Передать движение).

В 3-м конкурсе им. В.М. Смирина мы успешно воспользовались этой находкой, организовав на сайте видеотеку по морским млекопитающим. Рекомендуем вам найти в интернете видеофрагменты с животными – героями вашего путешествия и попробовать понаблюдать и порисовать их с «видеонатуры». Особенно важно по нескольку раз прокрутить одну и туже серию небольших фрагментов, замечая, что вам удалось «поймать», точно и выразительно отразить в рисунке, а в чем вы ошиблись.

А. Аввакумов. Передать движение. Искусство в школе, № 5, 2015, с. 15-17.

К творчеству каких художников-анималистов обратиться.

Как найти необходимые материалы

Советуем вам, выполняя задания проекта, обратить внимание на творчество таких художников как В.В. Бахтин, А.М. Белашов, В.А. Ватагин, В.А. Горбатов, Д.В. Горлов, В.С. Гребенников, В.М. Гудков, Н.Н. Кондаков, Г.Е. Никольский, В.М. Смирин, Ю.М. Смирин, В.В. Трофимов, К.К. Флеров, А.Н. Формозов, Е.И. Чарушин, Н.Е. Чарушин, О.Ф. Хлудова.

Этот список – для ориентации. Вы можете выбрать и других мистеров, в том числе тех, чье творчество связано с животным миром и природой вашей малой родины, с традициями народов России (например, посвятить свою работу косторезам Чукотки) и т.п.

Одна из самых главных проблем – недостаток и малая доступность материалов по анималистике. Причем это связано не только с тем, что хорошие издания не всегда переиздаются, а многие архивы художников вообще не доступны широкому кругу. Проблема в том, что анималистика, к которой мы обращаемся, – не столько жанр, сколько образ жизни, и привержены ему нередко художники-самородки, зачастую не имеющие профессионального художественного образования, иногда известные только в небольшом кругу, хотя творчество таких мастеров драгоценно. И одна из целей нашего конкурса – сделать их известными для педагогов и школьников, стимулировать интерес к традиции российской анималистики в целом.

Можно рекомендовать посещение галерей и музеев, в которых представлено творчество художников-анималистов. Крупнейшим в России собранием анималистики может гордиться Государственный Дарвиновский музей. Хорошие коллекции анималистов есть и в других городах, например, в Тарусской картинной галерее (г. Таруса, Калужская обл.).

Достаточно много материалов можно найти при целенаправленном поиске в интернете – от полнотекстовых изданий и статей в Википедии до интервью с художниками и разделов «Живого журнала» и социальных групп.

Приводим в помощь список ресурсов по анималистике, ни в коей мере не претендующий на полноту. Найти нужные, в том числе и эксклюзивные материалы – одна из творческих задач конкурса.

Список источников по анималистике

Что такое анималистическая задача. Как ее придумать.

Анималистическая задача – название, придуманное нами специально для конкурса 2016 года. Можно выбрать и немного другое: анималистическое задание, но это слишком расплывчатый вариант, или анималистическая загадка, но в этом случае возможно слишком упрощенное понимание, что это обычная загадка с простым односложным ответом, ничего особо творческого в ней нет.

Зачем мы решили попробовать ввести в конкурс новый тип задания?

Дело в том, что подготовить для других по-настоящему интересную, необычную, оригинальную задачу (загадку, задание) очень непросто. В этом по-настоящему ярко может проявиться тот, кто:

1) глубоко освоил материал, согласно тематике этого года хорошо познакомился с поведением того вида или группы животных, которых изучал;

2) способен передать это знание другим так, чтобы тоже их заинтересовать, увлечь;

3) сможет это передать в той форме, которая соответствует именно нашему конкурсу: в виде собственного рисунка с вопросом, предполагающим краткий ответ, а также своей версии ответа в виде рисунка и словесного комментария (ваша анималистическая задача должна допускать также возможность ответа без рисунка).

Советуем вам, придумывая такую задачу, обыграть наиболее интересные, характерные и типичные формы поведения тех животных, которых вы изучали, показать, как они помогают приспосабливаться к условиям обитания.

Выполняя задание, нужно придумать не менее трех анималистических задач. Желательно, чтобы они дополняли друг друга, помогая тем, кто их пытается решить, раскрыть изученную вами тему.

Какие типы задач возможны?

Самый простой вариант – по типу «часть – целое» (чьи это лапы, уши и т.п.), но в этом случае нешаблонную, по-настоящему творческую задачу придумать непросто, ее еще нужно связать с поведением, действием животного.

Можно обыграть приспособленность зверя к условиям обитания в его умении маскироваться. Для этого как раз хорошо подходит именно рисунок.

Интересными, по-настоящему творческими, органичными именно для проекта по анималистике могут быть задачи в виде незавершенных рисунков (фрагмент; несколько линий, лишь намечающих рисунок, и т.п.), в которых переданы характерное движение, поза или взаимодействие животных.

Это список легко может быть продолжен, поэтому не будем ограничивать ваши творческие поиски и решения.

Не стремитесь во чтобы то ни стало подготовить неразрешимую для других задачу, ведь важнее передать другим собственный интерес и увлеченность, творческий подход, чем поставить их в тупик.

 

 

| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены