Eng

  На главную страницу

 

Десятый конкурс им. В.М. Смирина

О В.М. Смирине

Галерея

Морские млекопитающие

Видеотека «Поведение морских млекопитающих»



Итоги Девятого конкурса, 2023


Итоги Восьмого конкурса, 2019


Итоги Седьмого конкурса, 2018


Итоги Шестого конкурса, 2017


Итоги Пятого конкурса, 2016


Итоги Четвертого конкурса, 2015


Итоги Третьего конкурса, 2014


Итоги Второго конкурса, 2011


Итоги Первого конкурса, 2009-2010



Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить

VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2017 г.
«Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе»

ПОЛОЖЕНИЕ

Конкурс, посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы (ЦОДП) с 2009 года. Традиционно в нем особое внимание уделяется темам, связанным с творчеством этого художника, с классической российской анималистикой.

Важнейшей задачей В.М. Смирина было понять суть и особенности поведения зверя: как совершает полет белка-летяга, как обмениваются приветствиями самка и самец песца при встрече у норы, как ухаживает мать-каланиха за своим детенышем и т. п. Поэтому обычно такой процесс он стремился изучить, делая во время наблюдений серию набросков-кадров, а позже представляя его в итоговом поведенческом портрете как последовательность из нескольких рисунков. Неслучайно Михаил Гольцман, один из ближайших коллег Смирина, как-то назвал его работы анималистическими фильмами. Очень высоко оценивает работы В.М. Смирина и выдающийся режиссер-мультипликатор Ю.Б. Норштейн, подчеркивая, что «нужно воспитать в себе высокую культуру, чтобы увидеть самое простое действие природы». Так изучение поведения сближается со стремлением найти удачную форму для передачи типичных его эпизодов, что отчасти напоминает раскадровку для анимационного фильма.

Конкурс 2017 года, как и прошедший в 2016 году, посвящен поведению животных, но творческие задания на этот раз во многом иные. Мы будем учиться благодаря возможностям анималистики и анимации видеть и понимать, как двигаются, как ведут себя животные, и передавать это в своих проектах.

Ничто не может заменить наблюдений и зарисовок, сделанных в природе, поэтому в 2017 году мы хотим, чтобы у участников конкурса появилось для этого больше возможностей. Для этого изменены сроки подачи работ на конкурс: проекты должны быть представлены осенью.

Участникам конкурса предлагается необычное задание: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие — реальное, связанное с собственными наблюдениями, либо воображаемое, но основанное на хорошем знакомстве с животными по книгам, фильмам, видеосюжетам, интернет-сайтам. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе собственного опыта наблюдений за животными, выполненных во время выездов на природу, экспедиций. Важно, если будет продемонстрировано знание творчества классиков отечественной анималистики, примеры того, как удается мультипликаторам достоверно и выразительно передать движение и поведение животных. Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о том, что им удалось узнать, пережить и открыть в таком путешествии; передать в своих работах ситуации, в которых поведение животных проявляется наиболее ярко и характерно.

Задания конкурса этого года направлены на то, чтобы выделить типичные и характерные для различных животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) образцы поведения, учитывая их значение в приспособлении животных к условиям обитания, и представить их в виде графической серии, а также по возможности, в небольших анимационных этюдах, выполненных в различной технике (см. подробнее в «Методических рекомендациях…»).

Принимаются преимущественно коллективные работы, выполненные под руководством педагога (возможно руководство со стороны родителей). В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов, а также дошкольники. Для школьников число участников одного проекта не должно превышать 20 человек.

Конкурсные материалы включают творческие работы, выполненные детьми: серию рисунков, а также, по желанию, анимационные сюжеты (техника выполнения может быть различной). Рисунки и анимационные сюжеты должны быть дополнены краткими комментариями и описанием проекта в целом и отвечать требованиям конкурсного задания.

Использование фотографий не предусмотрено и учитываться не будет.

Консультации по тематике конкурса и его заданиям можно получить у Александра Ивановича Олексенко (+7-915-369-50-72, smirin_konkurs@biodiversity.ru).

Начало приема работ на конкурс — 15 сентября 2017 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 октября 2017 г.

I. Цели конкурса

1. Вызвать у детей интерес к природе и животным России и родного края.

2. Обратить внимание детей и педагогов на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики.

3. Способствовать развитию у школьников и дошкольников широкого круга компетенций и способностей, связанных с наблюдением и исследованием живой природы, художественным творчеством; их успехам в собственном творчестве и изучении животных России и своего края.

4. Способствовать накоплению педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками, в работе с дошкольниками; стимулировать их к творческим поискам, сочетающим обращение к классике анималистики и современным ее направлениям.

II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста: как подсмотреть анимацию в природе».

Тема конкурса связана не только с одной из центральных тем творчества В.М. Смирина как зоолога и как художника-натуралиста — изучением поведения животного (по возможности в природе), но и с формой ее передачи мастером в виде серии рисунков. Дополняя то, что было найдено и сделано художником, мы предлагаем участникам конкурса попробовать свои силы и в анимации (тем, кто владеет соответствующими технологиями). Для выполнения проекта включение в него анимационных этюдов не является обязательным (см. «Методические рекомендации…»), важно другое ? передать в серии рисунков ? своеобразной раскадровке или в небольшом анимационном сюжете то, к чему стремился сам художник, ? саму встречу с живым зверем, которая для В.М. Смирина всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, — это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

На конкурс принимаются преимущественно коллективные работы.

Участникам конкурса нужно:

1) кратко и емко сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), его маршрут;

2) представить в серии рисунков, посвященных поведению одного или нескольких видов животных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб, насекомых и других) и снабженных лаконичными комментариями, результаты своего путешествия (формат листов, на которых могут быть расположены один или несколько рисунков, должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см); дополнить серии рисунков, если есть такая возможность, анимационными этюдами (краткими выразительными эпизодами, представляющими примеры движения, поведения, взаимодействия животных и т.п.).

3) подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения) и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

4) представить список самых главных ресурсов (книг, кино-, видео- и анимационных фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

5) заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 1).

Обращаем внимание, что работа должна включать в себя именно рисунки, не фотографии, а также при выборе соответствующего варианта задания небольшие анимационные этюды. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание, что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса подготовлены методические рекомендации и список рекомендованных источников по анималистике (см. ниже).

В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их поведении, образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать движение, поведение животных, их облик в художественно выразительных сериях рисунков, небольших анимационных сюжетах, выполненных в любой технике;

3) знакомство с творчеством известных художников-анималистов и анимационными фильмами и другими формами применения анимации, где достоверно переданы особенности движения и поведения животных (сюжеты, в которых животные показаны только как сказочные персонажи или скорее как люди, без внимания к особенностям их движений и поведения как животных, для данного проекта не подходят);

4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. выше). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены детьми самостоятельно (пояснения со слов дошкольников записывает педагог или родитель). К работе должны быть приложены анкеты участников (педагогов и школьников).

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Анимационные этюды должны быть представлены на флешке или CD(DVD)-диске.

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на флешке или CD(DVD)-диске.

Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Для школьников коллективный проект может включать не более 20 участников. В проекте желательно уделить внимание тем животным, которые обитают в вашем регионе, заповедниках, национальных и природных парках, заказниках.

III. Критерии оценки конкурсных работ

Жюри конкурса будет оценивать как качество серий рисунков и/или анимационных этюдов, так и полноту, оригинальность и содержательность описания вашего путешествия:

- идея путешествия, его цели, описание маршрута — 1–10 баллов,

- результаты путешествия в сериях рисунков и/или анимационных этюдах и комментариях к ним — 1–50 баллов,

- подведение итогов путешествия — 1–5 баллов.

Максимально возможная оценка — 65 баллов.

При этом основное внимание будет сосредоточено на следующих критериях:

1) соответствие идеи и выбранной темы задачам конкурса;

2) содержательность, полнота охвата задач, стоящих перед участниками конкурса;

3) знания о животных, их поведении, образе жизни, условиях, в которых они обитают;

4) умение передать эти знания в сериях рисунков оригинальных анимационных этюдах, а также комментариях к ним;

5) художественная выразительность, оригинальность и гармоничность формы;

6) способность к командной работе над проектом, творческая активность детей и уровень понимания ими значимости общего дела, в котором они участвуют.

В состав жюри войдут профессиональные зоологи, исследователи анималистики, педагоги, художники. Жюри имеет право скорректировать процедуру оценки конкурсных работ, ориентируясь на их особенности.

Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.

IV. Подведение итогов

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса не позднее 15 октября 2017 г.

Итоги конкурса будут объявлены и опубликованы на сайте Центра охраны дикой природы в ноябре 2017 г.

Награждение победителей, рассылка дипломов, грамот, ценных призов будут проведены в ноябре-декабре 2017 г.

Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.

V. Адрес конкурса

Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html.

Работы просим высылать по адресу:

Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)

117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2

а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru

Тел./факс: 8 (499) 124 71 78

тел. 8 (499) 124 50 22

Оргкомитет конкурса

 

 

| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены