Eng

  На главную страницу

 

Десятый конкурс им. В.М. Смирина

О В.М. Смирине

Галерея

Морские млекопитающие

Видеотека «Поведение морских млекопитающих»



Итоги Девятого конкурса, 2023


Итоги Восьмого конкурса, 2019


Итоги Седьмого конкурса, 2018


Итоги Шестого конкурса, 2017


Итоги Пятого конкурса, 2016


Итоги Четвертого конкурса, 2015


Итоги Третьего конкурса, 2014


Итоги Второго конкурса, 2011


Итоги Первого конкурса, 2009-2010



Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить

Четвертый всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина «Путешествие натуралиста в мир животных и мир культуры», 2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

Анималистика – уникальное направление, сочетающее изучение животных, художественное дарование и глубокий опыт причастности жизни природы и животных. Конкурс под девизом «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить», посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы с 2009 года. Важнейшая особенность конкурса – выполнение не отдельного рисунка, но целого проекта преимущественно группой учащихся. Это дает возможность школьникам максимально раскрыть свои самые разные творческие способности и интересы, получить высокие образовательные, а в ряде случаев и социально значимые результаты.

Четвертый всероссийский конкурс анималистических проектов им. В.М. Смирина посвящен сложной, многоплановой, но очень важной задаче – обращаясь к миру животных России, не только лучше узнать их облик, образ жизни, поведение, но и открыть для себя, как это делали и делают выдающиеся мастера анималистики, поучиться у них.

Участникам конкурса предлагается необычное задание-игра: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие, реальное или воображаемое, основанное на хорошем знакомстве: 1) с одним или несколькими видами диких животных, обитающих в России, и 2) жизнью и творчеством художника-анималиста, изучавшего тех же животных, который мог бы быть наставником в таком путешествии. Старшеклассники могут такую игру превратить в серьезный проект, результаты которого будут востребованы и в их школе, и за ее пределами: наши опросы свидетельствуют о том, что творчество многих художников-анималистов мало известно не только школьникам, но и учителям.

Необходимыми ресурсами для выполнения задания могут быть книги, фильмы, интернет-сайты. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе:

– собственного опыта наблюдений за животными малой родины школьников;

– знакомства с художником-анималистом, его потомками или коллегами;

– знакомства с не известными широкому кругу архивами и другими материалами.

Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о нескольких событиях: встречах с животными во время своего путешествия и о встречах художника с теми же животными, воплощенных в его работах, сопоставив свои наблюдения с наблюдениями мастера (см. подробнее в Методических рекомендациях. Приложение 1).

Принимаются коллективные работы, выполненные под руководством педагога. В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов. Работа должна включать серию рисунков школьников, репродукции работ художников-анималистов и сопроводительный текст, которые должны отвечать требованиям конкурсного задания. Возможно использование фотографий, посвященных жизни и творчеству художника.

Использование фотографий природы и животных не предусмотрено и учитываться не будет.

Начало приема работ на конкурс — 1 марта 2015 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 20 апреля 2015 г.

Список спонсоров конкурса открыт для заинтересованных сторон.

I. Цели конкурса

1. Вызвать у школьников интерес к природе России и родного края, к изучению животных и их среды обитания; к творчеству художников-анималистов и их роли в изучении и сохранении природы и животных.

2. Способствовать формированию местных инициатив по сохранению различных групп животных и ознакомлению с ними; применению анималистики как средства экологического образования и просвещения.

3. Способствовать успехам школьников в собственном творчестве и изучении животных России и своего края, творческого наследия классиков и современных мастеров анималистики.

4. Стимулировать накопление педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками.

5. Обратить внимание на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики, способствовать появлению социально значимых проектов, их признанию в обществе.

II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста в мир животных и мир культуры». Она связана с важнейшими мотивами творчества выдающегося, зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина и других мастеров этой традиции. Художник стремился как можно полнее воплотить облик и поведение животного во всем его многообразии, мечтал в виде Атласа создать галерею портретов всех наземных зверей, обитающих в России и сопредельных странах. Причем для В.М. Смирина было очень важно передать саму встречу с животным, которая для художника всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, – это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

Найти собственный путь в творчестве и успешно ему следовать В.М. Смирину помогало общение с анималистами старшего поколения: родоначальник отечественной анималистики В.А. Ватагин и блестящий ученый, следопыт, художник и писатель А.Н. Формозов были его учителями, с Д.В. Горловым его связывала многолетняя дружба.

На конкурс принимаются коллективные работы.

Участникам конкурса как в каждом серьезном путешествии, нужно вести путевой дневник, сопровождаемый серией рисунков, в котором следует очень кратко и емко:

  1. сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), которые помогли бы связать изучение животных с освоением творчества художника, посвященного тем же видам.

  2. описать и представить в виде выразительной картосхемы (упрощенной карты, где указано только самое важное для выполнения задания) маршрут своего путешествия, включая «места «общения» с художником-наставником;

  3. представить результаты своего путешествия:

– в серии рисунков, выполненных учащимися и посвященных одному или нескольким видам животных, и

– репродукциях работ художников, снабженных лаконичными комментариями.

(формат рисунков и картосхемы должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см);

– подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения), сопоставляя собственные наблюдения с теми, которые лежали (могли лежать) в основе работ художников, и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

  1. представить список ресурсов (книг, фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

  2. заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 2).

Обращаем внимание, что авторы проекта должны выполнить именно рисунки животных, а не представить их в фотографиях. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание и что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса на сайте ЦОДП размещены:

1) методические рекомендации;

2) материалы, посвященные животным в творчестве В.М. Смирина и других художников-анималистов, в том числе примеры того, как работают мастера;

3) список рекомендуемых источников по анималистике.

В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать мир животных в художественно выразительных рисунках;

3) умение раскрыть в жизни и творчестве мастеров анималистики то, чему стоит поучиться школьникам;

4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. ниже). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены школьником самостоятельно. К работе должны быть приложены анкеты участников.

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на CD-диске или флешке.

Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Просим не присылать в Оргкомитет заведомо слабые работы и рисунки.

Желательно посвящать проект тем животным, которые обитают в вашем регионе, в том числе в заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, творчеству тех художников, чья деятельность с ними связана, в том числе ваших земляков.

В конкурсе 2015 года предусмотрена возможность консультирования при затруднении в запуске проекта (см. Методические рекомендации. Приложение 1).

III. Критерии оценки конкурсных работ

Жюри конкурса будет оценивать как качество рисунков, так и полноту, оригинальность и содержательность описания вашего путешествия:

  • идея путешествия, его цели, описание — 1–10 баллов,

  • оригинальная схема маршрута, позволяющая связать две задачи путешествия – изучение животных и уроки мастеров анималистики, знакомство с их жизнью и творчеством — 1–10 баллов,

  • результаты путешествия в рисунках и комментариях к ним — 1–35 баллов,

  • умение содержательно связать путешествие в природу со знакомством с творчеством художника-анималиста, показать, чему у него научились участники проекта, выполняя задание по наблюдению за животными; подведение итогов путешествия — 1–35 баллов.

Максимально возможная оценка — 90 баллов.

При этом основное внимание будет сосредоточено на следующих критериях:

1) соответствие идеи и выбранной темы задачам конкурса;

2) содержательность, полнота охвата задач, стоящих перед участниками конкурса;

3) знания о животных, условиях, в которых они обитают, умение передать их облик;

4) знания о выдающихся художниках-анималистах (в том числе тех, чьи работы посвящены животному миру малой родины участников конкурса), их жизни и творчестве;

5) художественная выразительность, оригинальность и гармоничность формы;

6) способность к командной работе над проектом, творческая активность детей и уровень понимания ими значимости общего дела, в котором они участвуют.

В состав жюри войдут профессиональные зоологи, исследователи анималистики, педагоги, художники, сотрудники музеев. Жюри имеет право скорректировать процедуру оценки конкурсных работ, ориентируясь на их особенности.

Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.

IV. Подведение итогов

Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 20 апреля 2015 г.

Предварительные итоги конкурса (включая список финалистов) будут подведены к 20 мая 2015 г. и опубликованы на сайте Центра охраны дикой природы. Окончательные итоги конкурса будут объявлены в сентябре 2015 г.

Награждение победителей (рассылка дипломов, грамот, ценных призов) состоится в сентябре–октябре 2015 г.

Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.

V. Адрес конкурса

Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html

Работы просим высылать по адресу:

Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)

117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2

а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru

Тел./факс: 8 (499) 124 71 78

тел. 8 (499) 124 50 22

Оргкомитет конкурса

 

 

| главная | проекты | галерея | персоналии | новости | библиомедиатека |


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены