Чтобы узнать и сохранить,
нужно увидеть и полюбить
Четвертый всероссийский конкурс
детских анималистических проектов им. В.М. Смирина
«Путешествие натуралиста в мир животных и мир культуры», 2015 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
Анималистика – уникальное направление, сочетающее изучение животных, художественное дарование и глубокий опыт причастности жизни природы и животных. Конкурс под девизом «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить», посвященный памяти замечательного зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина (1931–1989), проводится Центром охраны дикой природы с 2009 года. Важнейшая особенность конкурса – выполнение не отдельного рисунка, но целого проекта преимущественно группой учащихся. Это дает возможность школьникам максимально раскрыть свои самые разные творческие способности и интересы, получить высокие образовательные, а в ряде случаев и социально значимые результаты.
Четвертый всероссийский конкурс анималистических проектов им. В.М. Смирина посвящен сложной, многоплановой, но очень важной задаче – обращаясь к миру животных России, не только лучше узнать их облик, образ жизни, поведение, но и открыть для себя, как это делали и делают выдающиеся мастера анималистики, поучиться у них.
Участникам конкурса предлагается необычное задание-игра: как настоящим натуралистам, отправиться в путешествие, реальное или воображаемое, основанное на хорошем знакомстве: 1) с одним или несколькими видами диких животных, обитающих в России, и 2) жизнью и творчеством художника-анималиста, изучавшего тех же животных, который мог бы быть наставником в таком путешествии. Старшеклассники могут такую игру превратить в серьезный проект, результаты которого будут востребованы и в их школе, и за ее пределами: наши опросы свидетельствуют о том, что творчество многих художников-анималистов мало известно не только школьникам, но и учителям.
Необходимыми ресурсами для выполнения задания могут быть книги, фильмы, интернет-сайты. Особенно ценно, если работа будет выполнена на основе:
– собственного опыта наблюдений за животными малой родины школьников;
– знакомства с художником-анималистом, его потомками или коллегами;
– знакомства с не известными широкому кругу архивами и другими материалами.
Выполняя задание, в своих творческих работах участники должны поведать о нескольких событиях: встречах с животными во время своего путешествия и о встречах художника с теми же животными, воплощенных в его работах, сопоставив свои наблюдения с наблюдениями мастера (см. подробнее в Методических рекомендациях. Приложение 1).
Принимаются коллективные работы, выполненные под руководством педагога. В конкурсе могут принять участие школьники всех возрастов. Работа должна включать серию рисунков школьников, репродукции работ художников-анималистов и сопроводительный текст, которые должны отвечать требованиям конкурсного задания. Возможно использование фотографий, посвященных жизни и творчеству художника.
Использование фотографий природы и животных не предусмотрено и учитываться не будет.
Начало приема работ на конкурс — 1 марта 2015 г. Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 20 апреля 2015 г.
Список спонсоров конкурса открыт для заинтересованных сторон.
I. Цели конкурса
1. Вызвать у школьников интерес к природе России и родного края, к изучению животных и их среды обитания; к творчеству художников-анималистов и их роли в изучении и сохранении природы и животных.
2. Способствовать формированию местных инициатив по сохранению различных групп животных и ознакомлению с ними; применению анималистики как средства экологического образования и просвещения.
3. Способствовать успехам школьников в собственном творчестве и изучении животных России и своего края, творческого наследия классиков и современных мастеров анималистики.
4. Стимулировать накопление педагогами методического опыта в использовании анималистики, в том числе в проектной и учебной исследовательской работе со школьниками.
5. Обратить внимание на непреходящие ценности отечественных натуралистических традиций, в том числе классической российской анималистики, способствовать появлению социально значимых проектов, их признанию в обществе.
II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе
Тема конкурса — «Путешествие натуралиста в мир животных и мир культуры». Она связана с важнейшими мотивами творчества выдающегося, зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина и других мастеров этой традиции. Художник стремился как можно полнее воплотить облик и поведение животного во всем его многообразии, мечтал в виде Атласа создать галерею портретов всех наземных зверей, обитающих в России и сопредельных странах. Причем для В.М. Смирина было очень важно передать саму встречу с животным, которая для художника всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, – это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).
Найти собственный путь в творчестве и успешно ему следовать В.М. Смирину помогало общение с анималистами старшего поколения: родоначальник отечественной анималистики В.А. Ватагин и блестящий ученый, следопыт, художник и писатель А.Н. Формозов были его учителями, с Д.В. Горловым его связывала многолетняя дружба.
На конкурс принимаются коллективные работы.
Участникам конкурса как в каждом серьезном путешествии, нужно вести путевой дневник, сопровождаемый серией рисунков, в котором следует очень кратко и емко:
-
сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), которые помогли бы связать изучение животных с освоением творчества художника, посвященного тем же видам.
-
описать и представить в виде выразительной картосхемы (упрощенной карты, где указано только самое важное для выполнения задания) маршрут своего путешествия, включая «места «общения» с художником-наставником;
-
представить результаты своего путешествия:
– в серии рисунков, выполненных учащимися и посвященных одному или нескольким видам животных, и
– репродукциях работ художников, снабженных лаконичными комментариями.
(формат рисунков и картосхемы должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см);
– подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения), сопоставляя собственные наблюдения с теми, которые лежали (могли лежать) в основе работ художников, и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;
-
представить список ресурсов (книг, фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;
-
заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 2).
Обращаем внимание, что авторы проекта должны выполнить именно рисунки животных, а не представить их в фотографиях. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание и что попытались выразить «путешественники».
В помощь участникам конкурса на сайте ЦОДП размещены:
1) методические рекомендации;
2) материалы, посвященные животным в творчестве В.М. Смирина и других художников-анималистов, в том числе примеры того, как работают мастера;
3) список рекомендуемых источников по анималистике.
В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:
1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их образе жизни и задачах их сохранения;
2) стремление передать мир животных в художественно выразительных рисунках;
3) умение раскрыть в жизни и творчестве мастеров анималистики то, чему стоит поучиться школьникам;
4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.
Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. ниже). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены школьником самостоятельно. К работе должны быть приложены анкеты участников.
На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).
Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на CD-диске или флешке.
Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Просим не присылать в Оргкомитет заведомо слабые работы и рисунки.
Желательно посвящать проект тем животным, которые обитают в вашем регионе, в том числе в заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, творчеству тех художников, чья деятельность с ними связана, в том числе ваших земляков.
В конкурсе 2015 года предусмотрена возможность консультирования при затруднении в запуске проекта (см. Методические рекомендации. Приложение 1).
III. Критерии оценки конкурсных работ
Жюри конкурса будет оценивать как качество рисунков, так и полноту, оригинальность и содержательность описания вашего путешествия:
-
идея путешествия, его цели, описание — 1–10 баллов,
-
оригинальная схема маршрута, позволяющая связать две задачи путешествия – изучение животных и уроки мастеров анималистики, знакомство с их жизнью и творчеством — 1–10 баллов,
-
результаты путешествия в рисунках и комментариях к ним — 1–35 баллов,
-
умение содержательно связать путешествие в природу со знакомством с творчеством художника-анималиста, показать, чему у него научились участники проекта, выполняя задание по наблюдению за животными; подведение итогов путешествия — 1–35 баллов.
Максимально возможная оценка — 90 баллов.
При этом основное внимание будет сосредоточено на следующих критериях:
1) соответствие идеи и выбранной темы задачам конкурса;
2) содержательность, полнота охвата задач, стоящих перед участниками конкурса;
3) знания о животных, условиях, в которых они обитают, умение передать их облик;
4) знания о выдающихся художниках-анималистах (в том числе тех, чьи работы посвящены животному миру малой родины участников конкурса), их жизни и творчестве;
5) художественная выразительность, оригинальность и гармоничность формы;
6) способность к командной работе над проектом, творческая активность детей и уровень понимания ими значимости общего дела, в котором они участвуют.
В состав жюри войдут профессиональные зоологи, исследователи анималистики, педагоги, художники, сотрудники музеев. Жюри имеет право скорректировать процедуру оценки конкурсных работ, ориентируясь на их особенности.
Конкурсные работы не возвращаются и не рецензируются.
IV. Подведение итогов
Работы должны быть отправлены в Оргкомитет конкурса до 20 апреля 2015 г.
Предварительные итоги конкурса (включая список финалистов) будут подведены к 20 мая 2015 г. и опубликованы на сайте Центра охраны дикой природы. Окончательные итоги конкурса будут объявлены в сентябре 2015 г.
Награждение победителей (рассылка дипломов, грамот, ценных призов) состоится в сентябре–октябре 2015 г.
Лучшие работы и проекты предполагается использовать для представления на выставках, в разных типах изданий, на сайте конкурса и т.п. Во всех случаях использования обязательно будут указываться имена авторов работ.
V. Адрес конкурса
Подробнее о проекте и конкурсе можно узнать на сайте Центра охраны дикой природы: www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art.html
Работы просим высылать по адресу:
Центр охраны дикой природы (конкурс имени В.М. Смирина)
117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41, офис 2
а также по адресу: smirin_konkurs@biodiversity.ru
Тел./факс: 8 (499) 124 71 78
тел. 8 (499) 124 50 22
Оргкомитет конкурса