Eng

  На главную страницу

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

Главная

Письмо Э.А. Памфиловой Президенту РФ

Письмо Президенту РФ "О совершенствовании государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий"

Пресс-релиз "Национальное достояние России за бортом административной реформы"


Кратко о проблемах управления ООПТ

Пресс-релиз "По мнению чиновников, хорошо жить России мешают ... заповедники"


Брошюра Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности (pdf файл, 678 Кб)


Статья Сергея Миронова в Российской газете

Обращение к председателю Правительства [скачать]

Обращение директора заповедника

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Факс +7(095)124-71-78
E-mail: reserves@biodiversity.ru

 

Письмо Президенту РФ

Президенту Российской Федерации
В.В. Путину

О совершенствовании государственного управления
федеральной системой
особо охраняемых природных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам в связи с тревожной ситуацией, складывающейся в сфере государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий.

Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий в числе основных направлений государственной политики в области экологии.

Такие территории имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. При этом наиболее значимые для этих целей природные комплексы и объекты представлены именно в масштабах федеральной системы, основу которой составляют государственные природные заповедники и национальные парки.

До недавнего времени в ведении и управлении МПР России находилось 95 государственных природных заповедников, 35 национальных парков, 11 федеральных заказников.

В соответствии с законом заповедники и национальные парки имеют статус федеральных государственных учреждений (свыше 10 тысяч работников), реализующих поставленные задачи в области охраны природы, научных исследований и экологического просвещения.

В созданной же на сегодняшний день структуре государственного управления в сфере экологии судьба системы заповедников и национальных парков не может не вызывать обеспокоенности.

Как установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, "до принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (к числу которых, в первую очередь, относятся заповедники и национальные парки).

Таким образом, вопрос об осуществлении государственного управления в данной сфере окончательно не решен.

В то же время, дальнейшее сохранение сложившейся ситуации (закрепление функций государственного управления федеральной системой особо охраняемых природных территорий за Росприроднадзором) представляется нецелесообразным в силу ряда существенных обстоятельств.

1. Созданная управленческая модель противоречит идеологии и задачам проводимой административной реформы.

Федеральные службы осуществляют функции по контролю и надзору, а также ряд специальных функций в установленной сфере деятельности (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314). Перечень этих функций не касается государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Федеральные службы по надзору не в праве осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг, в том числе через подведомственные государственные учреждения (указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649). Но осуществление функций государственного управления заповедниками и национальными парками неотделимо от управления соответствующим государственным имуществом. Кроме того, заповедники и национальные парки, являясь федеральными госучреждениями, в рамках своей основной деятельности оказывают платные услуги в соответствии с действующим законодательством.

Cогласно действующего положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет ведение кадастра особо охраняемых природных территорий, хотя эта сфера деятельности должна относится к компетенции федеральных агентств (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314).

2. Функция государственного управления системой заповедников и национальных парков несвойственна Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и потому не приоритетна.

В структуре этой Службы не предусмотрено даже отдельного специализированного Управления особо охраняемых природных территорий (ранее, в МПР России был самостоятельный Департамент), а функционирует лишь небольшой отдел из 5 человек. Такими силами невозможно осуществлять профессиональное управление особо охраняемыми природными территориями (включая 130 заповедников и национальных парков) и организацию их природоохранной, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности в масштабах России.

Проводимая Росприроднадзором кадровая политика привела к тому, что наиболее опытные, квалифицированные и авторитетные работники упраздненного Департамента особо охраняемых природных территорий МПР России не нашли себе применения в новообразованной структуре. Создается реальная угроза деградации государственного управления федеральной системой заповедников и национальных парков и потери многолетнего опыта ведения отечественного заповедного дела.

3. Созданная на сегодняшний день модель государственного управления системой особо охраняемых природных территорий игнорирует апробированную десятилетиями мировую практику территориальной охраны природы.

В мире накоплен вековой опыт эффективного управления общенациональными системами природных резерватов. В США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и других государствах, снискавших мировую известность своей природоохранной деятельностью, управление национальными парками возлагается на специализированные государственные службы (Служба национальных парков США, Служба национальных парков Канады, Служба национальных парков ЮАР и др.) - аналоги современных федеральных агентств в России.

Эта практика является общепризнанной в мире. Реализация успешной и апробированной во многих государствах мира управленческой модели позволяет значительно повысить эффективность государственного управления в области охраны природы.

Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующего под непосредственным руководством Правительства России. Данная позиция полностью созвучна с соответствующим пунктом резолюции III Всероссийского съезда по охране природы (Москва, ноябрь 2003 г.) и разделяется ведущими отечественными специалистами в области охраны природы и заповедного дела.

Сформировать систему эффективного государственного управления особо охраняемыми природными территориями в современной России - веление времени. В свою очередь, это позволит не только обеспечить сохранение и разумное использование национального природного наследия, но и существенно поднимет на международной арене имидж нашей страны как государства, реализующего прогрессивную экологическую политику.

В связи с изложенным, просим Вас, Владимир Владимирович, рассмотреть наше предложение и содействовать его практической реализации.

 

Директор по природоохранной политике
Всемирного фонда дикой природы (WWF) России,
доктор географических наук

Е.А. Шварц

 

Директор по компаниям Гринпис России

И.П. Блоков

 

Сопредседатель Международного
социально-экологического союза,
член Совета при Президенте Российской Федерации
по содействию развитию гражданского общества
и правам человека

 


С.И. Забелин

 

Председатель Президиума Центрального совета
Всероссийского общества охраны природы


И.Ф. Баришпол

 

Вице-президент Союза охраны птиц России

В.А. Зубакин

 

Генеральный директор
Благотворительного фонда
"Центр охраны дикой природы"

А.В. Зименко

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены