Eng

  На главную страницу
| главная | новости | проект 2005–2006 | проект 2000–2001 | документы | публикации | библиография | спонсоры | партнеры | ваша помощь | галерея | форум |

Нормативно-правовые акты и другие документы, связанные с кампанией Центра охраны дикой природы
«Нет лесочным сетям и электроудочкам!» и охраной русской выхухоли

Федеральное законодательство

Красные книги

Правила рыболовства

Положения о министерствах и службах

Резолюции, конвенции :

По  охране русской выхухоли 

По  кампании «Нет лесочным сетям и электроудочкам!» 

Комментарий

Выхухоль занесена в многочисленные Красные книги ( Красная книга РФ и региональные, Красный лист Международного союза по охране природы ( IUCN ).

Полномочный орган государственной власти, который призван охранять краснокнижную выхухоль – Министерство природных ресурсов РФ, и, соотвественно, его региональные подразделения. Полномочиями осуществления контроля за соблюдением законодательства, касающегося видов, занесенных в Красную книгу РФ, наделена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор ) и ее региональные подразделения.

А на особо охраняемых природных территориях выхухоль находится под защитой государственных инспекторов этих учреждений.

Как показали полевые исследования, проведенные ЦОДП в 2000-2001 гг., одним из главных факторов гибели выхухоли является рыбное браконьерство (ставные сетные орудия и электроловы).

В Уголовном кодексе РФ добыча животных с помощью электротока запрещена и приравнена к хищническому способу лова, а значит и электроловы являются незаконными, браконьерскими видами орудий.

Использование сетей регулируется Правилами любительского и спортивного рыболовства и запрещено во многих (но не во всех) регионах страны. Также Правила разрабатываются и принимаются региональными властями на основе Типовых правил рыболовства (Приказ Минсельхоза России от 28 июля 2005 г . N 133). Там, где сети не запрещены, они подлежат обязательному лицензированию. Местной властью устанавливаются: разрешенный размер ячеи, мест, где разрешено использование сетей, а также способы установки их в водоеме (например, не в шахматном порядке или не вблизи каких-либо объектов). Лицензия выдается региональным подразделением Россельхознадзора на конкретного человека, с указанием сроков и места, сама сеть маркируется. Незаконное применение сетей является административным правонарушением. Вместе с тем, незаконное применение сети, в зависимости от ее параметров: длины, высоты, количества ячеек для лова рыбы, а также в зависимости от количества пойманной при использовании данной сети рыбы, может расцениваться как "иной способ массового уничтожения рыбы". В этом случае виновное лицо будет привлечено к уголовной отвественности по ст. 256 УК РФ (п. б части 1). Данная статья содержит еще несколько квалифицирующих признаков, например, применение самоходного транпортного плавающего средства, в местах нереста или на миграционных путях к ним, с причинением крупного ущерба и некоторые другие.

Также выхухоль может попасть в плетеные ловушки типа морды, применение которых во многих регионах России считается браконьерством.

Министерство сельского хозяйства РФ разрабатывает и издает различные нормативно-правовые акты, касающиеся рыболовства. А следить за их исполнением должна Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю ( Россельхознадзор ) и ее подразделения – в регионах.

А можно ли купить сеть «просто так»?

Согласно региональным Правилам любительского и спортивного рыболовства, запрещенные к применению орудия рыболовства запрещено также свободно продавать на территории конкретных регионов. Кроме того, существует не отмененное по сей день Постановление Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года № 1045 "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" , пункт восьмой которого запрещает торгующим организациям производить продажу орудий лова рыбы и сетематериалов, применение которых в данной местности запрещено правилами рыболовства.

Однако, запрет этот далеко не все торговые организации соблюдают. В последние годы, свободная продажа сетей и сетематериалов приобрела массовый характер. Между тем, ответственность за реализацию запрещенных орудий лова рыбы установлена статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) . Ее полное название "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена". Наказание - административный штраф в размере: для граждан - от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для юридических лиц - от 30 до 40 тысяч рублей. Для всех категорий, наряду с административным штрафом, предусматривается конфискация предметов административного правонарушения, то есть предназначенных для продажи орудий незаконного лова рыбы.

К сожалению, сами инспекторы рыбохраны не имеют права составлять протоколы на продавцов-нарушителей. Согласно КоАП РФ, протокол составить могут должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (в настоящее время Роспотребнадзор), должностные лица органов внутренних дел (милиции), должностные лица федеральных органов налоговой полиции. Затем эти протоколы передаются в суд, который и выносит решение о виде и размере взыскания.

Но у всех этих государственных служб имеется длинный список и разнообразных обязанностей, до экологических правонарушений руки доходят редко. А порой не хватает квалификации, поскольку данная сфера юриспруденции не ограничивается парой-тройкой документов. Например, в действующем уголовном законодательстве предусмотрено 17 составов экологических преступлений ( гл. 26 УК РФ ) и 40 составов административных правонарушений ( гл. 8 КоАП РФ ).

Экологическая милиция – подразделение Министерства внутренних дел РФ, к сожалению, существует лишь в нескольких регионах России. Ее создание и налаженная работа помогают борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды.

Еще одна проблема – реклама запрещенных рыболовных орудий. Согласно Федеральному закону «О рекламе», информация о браконьерских орудиях рыбной ловли считается недобростовестной. И следить за этим призвана Федеральная антимонопольная служба, однако, ее полномочия не распространяются на объявления частных лиц, если они не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Различные неправительственные организации, международные сообщества продолжают предпринимать действия в защиту редких видов, в том числе русской выхухоли, путем принятия различных резолюций, соглашений и конвенций. Они также направляют обращения к органам государственной власти с рекомендациями и предложениями.

Есть и положительные примеры, в частности, организация действий по охране выхухоли на базе государственного охотничьего хозяйства, что привело к заметному улучшению состояния ее популяции на этом участке ее ареал.

| главная | новости | проект 2005–2006 | проект 2000–2001 | документы | публикации | библиография | спонсоры | партнеры | ваша помощь | галерея | форум | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


26.10.2017
Подведены итоги конкурса плакатов "Сохраним заповедную природу"



15.10.2017
Объявлен шестой конкурс на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка по трем номинациям



28.09.2017
Общеевропейские дни наблюдений птиц – EuroBirdwatch 2017



7.09.2017
Конкурс плакатов "Сохраним заповедную природу". Открытое голосование.



4.09.2017
Продолжается прием работ на VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина»



22.08.2017
Итоги «Марша парков - 2017»



8.08.2017
Новая книга для детей: жизнь степей в «задачках», рисунках и ответах


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены