Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»

ПОЛЕТ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ “МЫСЛИ”: НОВЫЙ ПРИКАЗ МПР

Комментарий Всемирного фонда дикой природы к приказу Министерства природных ресурсов РФ от 15 сентября 2003 г. № 1107 “О внесении изменений в штатные расписания национальных парков и государственных природных заповедников”

(С текстом приказа можно ознакомиться на сайте МПР по адресу : http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=1269&pid=194)

Из преамбулы приказа следует, что он издан “в целях повышения эффективности работы государственных природных заповедников и национальных парков”, хотя любому руководителю заповедника или национального парка при ознакомлении с этим документом очевидно, что результат будет прямо противоположным, а именно — снижение эффективности работы.

На сегодняшний день “стандартный набор” заместителей директоров включает:

  • в заповедниках: по охране территории, по научной работе, по экологическому просвещению, по общим вопросам;
  • в национальных парках: по охране территории, главный лесничий (в ряде случаев он же является заместителем директора по охране территории), по научной работе, по экологическому просвещению, туризму и рекреации, по общим вопросам.

Приказ вносит сумбур в устоявшуюся и зарекомендовавшую себя с положительной стороны структуру штатов государственных природных заповедников и национальных парков (в первых она апробирована в течение 11 лет, во вторых — в течение 3 лет).

Приказ искусственно усложняет структуру управленческого аппарата заповедников, вводя для 95 заповедников МПР России должность главного лесничего (такая должность существовала в заповедниках до 1992 г., и именно на него возлагалось руководство службой охраны; с 1992 г. в связи с формированием специальной государственной инспекции по охране заповедников эта должность была упразднена и вместо нее введена должность заместителя директора по охране, на которого должностными обязанностями возлагалось и решение вопросов в сфере лесного хозяйства и с которыми до сих пор этот заместитель справлялся).

Приказ искусственно и бессмысленно дробит функции по охране территории между главным лесничим (“мероприятия по охране лесов от пожаров, лесонарушений”, как косноязычно следует из приказа) и заместителем директора по охране окружающей среды и экологической безопасности (вопросы сохранения биоресурсов и биоразнообразия).

Приказ вопреки многолетней практике возлагает вопросы экологического мониторинга, включая мониторинг животного и растительного мира, на заместителя директора по охране окружающей среды и экологической безопасности, тогда как во всех заповедниках это входило и должно входить в компетенцию заместителя директора по научной работе. Таким образом, экологический мониторинг как единственный объективный показатель состояния охраны территории заповедников теперь изымается из ведения заместителя директора по науке и передается заместителю директора по охране. Возможно, это сделано для того, чтобы теперь уже никто не смог бы объективно оценить состояние охраны или же степень ее развала.

Приказ устанавливает также, что к числу основных функций заместителя директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму относятся и вопросы организации природоохранной деятельности. Одновременно приказ относит к числу основных функций заместителя директора по общим вопросам и вопросы охраны природных комплексов и объектов. При наличии фактически тех же основных функций еще и у главного лесничего, и у зама по охране среды налицо перспектива дезорганизации природоохранной деятельности заповедников и национальных парков.

Приказ относит взаимодействие с правоохранительными органами к основным функциям зама по общим вопросам, тогда как эта сфера всегда относилась к компетенции заместителя по охране.

Приказ устанавливает для заповедников должность заместителя директора по науке, что входит в противоречие с действующим Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ (в ред. от 23.04.1996 г. № 527), согласно которому эта должность называется заместитель директора по научной работе. В связи с этим возможная после выхода приказа ликвидация должности заместителя директора по научной работе с введением должности заместителя директора по науке (и с последующими кадровыми перемещениями) представляется неправомочной.

Приказ делает немыслимый виток бюрократизации в процессе согласования заместителей директоров данных федеральных ООПТ с соответствующими руководителями министерства. До сих пор только назначение заместителя директора по научной работе согласовывалось с профильным Департаментом, курирующим ООПТ (работники которого хорошо знают научные кадры в данной системе). Теперь же директора заповедников и национальных парков лишены самостоятельности в подборе всех своих заместителей и должны будут вести длительную переписку, а то и прямые переговоры с МПР России (о процедуре “бумагооборота” в МПР России наслышана вся страна). Причем кандидатуру заместителя директора по науке будет согласовывать заместитель министра, никогда не курирующий ООПТ и не представляющий положения дел в заповедниках и национальных парках. А заместителя директора по управлению, экологическому образованию и экотуризму будет согласовывать заместитель министра, курирующий финансово-экономический блок (и безнадежно далекий как от проблем экологического образования, так и от экотуризма).

Приказ фактически требует от директоров заповедников и национальных парков не просто внесения изменений в штатные расписания, но и “выведения за штат” ряда ведущих специалистов этих учреждений с последующей длительной неопределенностью в их положении из-за процедуры “пересогласования” в министерстве. Нетрудно предугадать, насколько все это может осложнить психологическую обстановку в коллективах заповедников и национальных парков, где поиски новой работы для данных специалистов часто весьма проблематичны.

Приказ требует от директоров заповедников и парков ввести изменения в штатные расписания на 2004 г. до 26 декабря 2003 г. В этом году приказом министра уже был усложнен порядок согласования штатных расписаний (теперь директора должны получать визу в Департаменте кадров, а само расписание согласовывает непосредственно курирующий ООПТ заместитель министра). Значительная часть директоров эти расписания на 2004 г. уже согласовала, значит, им придется все это делать заново.

Хочется отметить, что сам приказ подготовлен без учета мнения специалистов Департамента особо охраняемых природных территорий, объектов и сохранения биоразнообразия МПР России, без учета мнения руководителей заповедников и национальных парков, вообще без учета мнения людей, что-либо знающих о работе этих учреждений. Налицо очередной шаг МПР России, направленный на дестабилизацию работы федеральной системы государственных природных заповедников и национальных парков.

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены