Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

НОВЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой приняты, Советом Федерации одобрены, и 4 декабря 2006 г. подписаны Президентом Российской Федерации новый Лесной кодексРоссийской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Это значит, что с 1 января 2007 г. вся система охраны, защиты и использования лесов изменится кардинально.

В связи с этим представляется целесообразным ознакомить работников заповедников и национальных парков с теми из указанных изменений, которые имеют непосредственное отношение к дальнейшей деятельности этих федеральных учреждений.

1. Лесным кодексом меняется режим рубок леса на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ).

Согласно статье 17Лесного кодекса,рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.

В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса леса, расположенные на ООПТ, относятся к защитным лесам.

В соответствии со статьей 17 Лесного кодекса в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно–гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций (фактически это является аналогом действующих сплошных санитарных рубок). Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, на ООПТ могут проводиться выборочные рубки и сплошные рубки только по состоянию насаждений.

В соответствии со статьей 103 в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.

Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Таким образом, на территории заповедников допускаются только выборочные рубки в целях обеспечения функционирования заповедника и лиц, проживающих на его территории. При этом участки, на которых они могут осуществляться, определяются Положением о конкретном заповеднике.

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (подпункт «е» пункта 2 статьи 15), на территориях национальных парков запрещается заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд).

Таким образом, на территориях национальных парков могут проводиться выборочные рубки для собственных нужд граждан либо сплошные рубки по состоянию лесов (в тех зонах, где это допускается их режимом, установленным положением о них).

На других ООПТ могут проводиться выборочные рубки в соответствии с положениями (паспортами) о них либо сплошные рубки по состоянию.

При этом следует иметь в виду, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 6 статьи 103 Лесного кодекса).

2. Кодексом установлено новое территориальное деление лесов и планирование лесохозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 23 основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В соответствии с пунктом 3 данной статьи лесничества и лесопарки также располагаются на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

В соответствии с пунктом 5данной статьи количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, леса заповедников и национальных парков должны быть разделены на лесничества. При этом следует понимать, что в данном кодексе лесничества являются территориальными аналогами лесхозов, поэтому логично, что территория заповедника или национального парка должна представлять собой одно лесничество.

Согласно статье87 (п.1) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (фактически это аналог проекта лесоустройства лесхоза).

В соответствии с этой же статьей:

лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий и землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждаются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет;

в лесохозяйственном регламенте устанавливаются:

— виды разрешенного использования лесов;

— возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

— ограничение использования лесов;

— требования к охране, защите, воспроизводству лесов;

состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, осуществление лесопользования на территории ООПТ должно осуществляться на основании лесохозяйственного регламента, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Лесным кодексом полностью меняются принципы и формы оформления права на рубку леса.

Так, Кодексом ликвидируется система разрешительных документов на право рубки — лесорубочных билетов, ордеров.

Вместо них для лесных участков, находящихся в аренде, вводится лесная декларация (заявление лесопользователя о соответствии проводимых мероприятий плану освоения лесов). Для лесов, не предоставленных в аренду (а это, естественно, и все леса заповедников и национальных парков), никаких документов, подтверждающих право рубок на конкретных участках, не предусмотрено.

В то же время в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка — договоров купли–продажи лесных насаждений.

В соответствии со статьей 30 граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли–продажи лесных насаждений.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №.94–ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.

В случае, если договор, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, не заключен, заказ на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов размещается без продажи лесных насаждений для заготовки древесины.

Таким образом, заготовка древесины на землях ООПТ должна осуществляться на основании договоров купли–продажи лесных ресурсов независимо от целей проведения рубок.

В соответствии со статьей 75 Лесного кодекса в договоре купли–продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.

Срок действия договора купли–продажи лесных насаждений не может превышать один год.

Исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли–продажи лесных насаждений устанавливаются законами субъектов Российской Федерации .

Следует отметить, что эта система вводится в действие не сразу после вступления в силу Лесного кодекса.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса» от 4 декабря 2006 г. № 201 лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет, выданные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются действительными до истечения срока их действия.

Таким образом, лесорубочные билеты, выданные до 31 декабря 2006 г., будут действовать еще в течение года.

4. В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса осуществление государственного лесного контроля и надзора передается органам власти субъектов РФ.

Таким образом, с 1 января 2007 г. соответствующие органы власти субъектов РФ будут иметь право осуществлять государственный лесной контроль, в том числе и на федеральных ООПТ.

5. К сожалению, Кодексом не определяются особенности проведения рубок и других лесохозяйственных мероприятий на ООПТ (как уже отмечено выше, это должен сделать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти). При этом до настоящего времени этот орган даже не определен, так что рассчитывать на то, что указанный документ появится в ближайшее время, не приходится.

В связи с этим представляется целесообразным отметить следующие моменты:

1. Отсутствие порядка проведения рубок на ООПТ не означает, что можно рубить как угодного, где угодно и сколько угодно.

2. Рубки на ООПТ должны проводиться строго в соответствии с режимом данной конкретной территории (зоны), установленным положением об ООПТ, с соблюдением ограничений, предусмотренных как законодательством об ООПТ, так и Лесным кодексом.

3. Заповедники и национальные парки не могут сами заключать договоры купли–продажи лесных насаждений — это должны делать соответствующие структуры региональных органов исполнительной власти.

4. Договоры купли–продажи лесных насаждений при рубках древесины гражданами, проживающими на территории ООПТ, для их собственных нужд должны заключаться соответствующими структурами органов власти субъектов РФ непосредственно с этими гражданами или третьими физическими или юридическими лицами.

5. При заготовке древесины для нужд заповедника или проведении рубок по состоянию насаждений договоры могут заключаться с юридическими лицами (в том числе с самими заповедниками и национальными парками).

6. Теоретически возможен и альтернативный механизм — если исходить из того, что лесные участки предоставляются заповедникам и национальным паркам в постоянное (бессрочное) пользование. Кодексом предусмотрена возможность предоставления в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков государственным учреждениям для научно–исследовательской (статья 40) и рекреационной (статья 41) деятельности. В этой связи заповедники и национальные парки вполне подпадают под действие этих статей, тем более что земельные участки предоставляются им в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В случае предоставления заповедникам и национальным паркам лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование они должны будут осуществлять лесопользование в следующем порядке:

На основании лесохозяйственного регламента лесничеств, входящих в территорию ООПТ, заповедник или национальный парк должен составить проект освоения лесов. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 88 Лесного кодекса).

В соответствии со статьей 89 (п.1) проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, проект освоения лесов заповедника или национального парка подлежит обязательной государственной экспертизе, проводимой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

После утверждения и экспертизы проекта освоения лесов лица, которым леса предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, должны ежегодно подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81–84 настоящего Кодекса, лесную декларацию (статья 26).

Из Кодекса прямо не следует, в какой именно орган надо будет подавать декларацию заповедникам и национальным паркам, но во взаимосвязи с указанными выше статьями следует, что они должны подавать декларацию в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, если будет оформлено предоставление лесных участков заповедникам и национальным паркам в безвозмездное пользование, для осуществления рубок им будет необходимо:

1. Разработать (или заказать соответствующим организациям) и утвердить в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти лесохозяйственный регламент.

2. Разработать (или заказать соответствующим организациям) проект освоения лесов и пройти его государственную экспертизу в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

3. Ежегодно подавать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти лесную декларацию.

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены