Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«К СВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

КОММЕНТАРИЙ К НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"

С 1 января 2005 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”. Изменения в этот закон были внесены Федеральным законом от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ, который отменил ст. 47 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, также вносившего изменения в закон об ООПТ. Таким образом, эта статья так и не начала действовать.

Следует отметить, что в нынешней редакции закон очень мало отличается от старой редакции закона 1995 г. с изменениями 2001 г. Основная масса поправок представляет из себя изменение названия государственных органов, осуществляющих управление теми или иными ООПТ.

Однако есть и принципиальные отличия в основных сферах управления системой ООПТ.

1. Организация ООПТ

Первое, о чем следует упомянуть, это ослабление роли органов государственной власти субъектов федерации при решении вопроса о создании ООПТ федерального значения.

Так, согласования с ними теперь не требуется при создании государственных природных заповедников (ст. 8), государственных природных заказников федерального значения (ст. 23) и памятников природы федерального значения (ст. 26).

Согласование с региональными властями теперь необходимо только при создании национальных парков, причем если ранее было необходимо согласие органов власти субъектов федерации на отнесение земель к федеральной собственности, то теперь необходимо только представление. По сути разница в данных формулировках очень небольшая (особенно с учетом того, что большинство национальных парков создавались на землях лесного фонда, которые и так в большинстве своем находятся в федеральной собственности), но тем не менее в некоторых ситуациях это может упростить процедуру создания национальных парков. Кроме того, в отношении национальных парков законодатель не пошел на полное лишение всех прав региональных органов власти, в отличие от заповедников и федеральных заказников (это касается не только создания парков, но и ряда других вопросов, в частности согласования режима земель, включенных в границы национального парка без изъятия их у землепользователей).

Следует, однако, отметить, что в отличие от заповедников или федеральных заказников в случаях с национальными парками

Принципиально новым положением данного закона является норма о том, что охранные зоны заповедников создаются решением Правительства РФ (эта норма осталась от закона 122-ФЗ). При этом не указано, каким документом должны определяться границы и режим этой зоны (в старом законе было прямо указано, что таким документом является положение о заповеднике), и в каком порядке они должны выделяться. К сожалению, фактически это означает, что в ближайшее время создать охранные зоны как вокруг уже существующих заповедников, так и вновь организуемых скорее всего не удастся.

Несколько изменился порядок согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон (п. 4 ст. 15). В старой редакции закона эти вопросы должны были согласовываться с самим национальным парком, а в новой редакции — с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, то есть фактически с их вышестоящей организацией. Это, безусловно, усложнит процедуру и соответственно может уменьшить воздействие указанной деятельности на природные комплексы парков. Кроме того, это делает парки менее зависимыми от местных и региональных властей (поскольку давить на администрацию парка обычно проще, чем на его руководящий орган в Москве). С другой стороны, это может привести к тому, что данные вопросы будут решаться без участия самого парка. С учетом нынешней ситуации с управлением федеральными ООПТ ничего хорошего для парков ждать от подобной ситуации не приходится.

2. Контроль в области организации и функционирования ООПТ

Необходимо остановиться на вопросах контроля в области организации и функционирования ООПТ. Несмотря на то что в новой редакции закона положения об этом (ст. 3) практически не изменились (в отличие от редакции закона 122-ФЗ), существенно изменились нормы других законов в этой области. И если федеральных ООПТ это практически не касается, то с региональными дело обстоит сложнее. В соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, принятым 10 января 2002 г., ООПТ регионального значения были отнесены к объектам регионального экологического контроля, который должен осуществляться органами государственной власти субъектов РФ. Это соответствовало и ст. 3 ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, в соответствии с которой управление и контроль в области организации и функционирования ООПТ регионального значения осуществлялись органами исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченным государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды. Кроме этого, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях осуществление производства по нарушениям режима ООПТ возлагалось на органы государственного экологического контроля.

Изменения в ФЗ “Об охране окружающей среды” и “Об особо охраняемых природных территориях”, внесенные законом 122-ФЗ, должны были полностью разрушить эту систему. В соответствии с этими поправками функции по контролю за региональными ООПТ полностью слагались с федеральных органов, но при этом органы власти субъектов РФ лишались права осуществления экологического контроля — эти функции должны были перейти к органам местного самоуправления. Однако никаких прав этих органов в области экологического контроля прописано не было. Естественно, на практике это означало бы полное прекращение какого-либо контроля за соблюдением режима региональных ООПТ, что во многих случаях привело бы к их фактическому уничтожению.

К счастью, видимо, здравый смысл все-таки возобладал — в уже принятый закон были внесены существенные изменения.

Так, статьей 3 ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” функции осуществления контроля в области организации и функционирования ООПТ возложены как на региональные, так и на федеральные органы власти. В закон “Об охране окружающей среды” внесли права муниципальных инспекторов, а статью, отменяющую региональный экологический контроль, оставили, но ее вступление в силу перенесено на 1 января 2006 г.

Таким образом, в 2005 г. ситуация с государственным контролем за региональными ООПТ вообще не меняется, и все те структуры, которые осуществляли его ранее, сохранили свои полномочия. Однако чтобы избежать проблем в дальнейшем, целесообразно в рамках регионального законодательства об ООПТ и об административных правонарушениях прописать делегирование полномочий по охране и контролю за соблюдением режима региональных ООПТ структурам муниципального экологического контроля либо заключить договоры о выполнении указанных функций федеральными органами экологического контроля.

3. Другие положения нового закона

Из новой редакции закона исключены все положения о предоставлении налоговых льгот как самим ООПТ, так и собственникам и пользователям земельных участков, расположенных в их границах. Это безусловно шаг назад, однако, поскольку реально эта норма практически не работала, исключение ее из текста закона скорее является приведением закона в соответствие с существующей практикой и действующим налоговым законодательством.

Этим, пожалуй, исчерпываются все существенные отличия новой редакции ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”.

Наверное, большое достижение, что он не стал принципиально хуже старой редакции. К сожалению, новая редакция сохранила почти все недостатки старой, поэтому многие актуальные проблемы государственного управления в сфере ООПТ остались нерешенными.

Михаил Крейндлин,
Гринпис России

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены