Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |  

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ»

МАТЕРИАЛЫ ПЯТОГО ВСЕМИРНОГО КОНГРЕССА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

В № 40 нашего бюллетеня была дана краткая информация о V Всемирном Конгрессе охраняемых территорий, состоявшемся в г. Дурбане (ЮАР) 8—17 сентября 2003 г. На конгрессе были приняты Дурбанское соглашение, которое мы приводим ниже, а также План действий, к которому в связи с его обширностью мы отсылаем наших читателей на сайт http://reserves.biodiversity.ru

Дурбанское Соглашение

Введение

Пятый Всемирный Конгресс охраняемых территорий играет ключевую роль в переоценке значения охраняемых природных территорий (далее — ОПТ) для сохранения биоразнообразия и для устойчивого развития. Избрав основной темой для обсуждения “Блага сквозь границы”, участники Конгресса признали недопустимость дальнейшей изоляции ОПТ от окружающих территорий/акваторий, местного населения и хозяйствующих субъектов. Участники Конгресса поставили целью распространить представление о приоритетной ценности ОПТ для существования общества и расширить круг лиц, вносящих вклад в территориальную охрану окружающей среды.

С момента проведения IV Всемирного Конгресса охраняемых территорий в Каракасе (1992 г.) в территориальной охране природы достигнут немалый прогресс, а именно:

— охраняемые территории признаны ключевым звеном для воплощения принципов Конвенции по биоразнообразию;

— с 1992 г. суммарная численность ОПТ в мире и их площадь увеличились более чем в два раза: в настоящее время под охраной находится более 12% поверхности суши, не считая Антарктики, где режим строгой охраны распространяется еще на 10% территории;

— число природных и природно-культурных объектов Всемирного Наследия выросло со 101 до 172, причем необходимость параллельной охраны природных и культурных ценностей становится все более очевидной;

— во многих частях света утверждены региональные и национальные планы действий по территориальной охране окружающей среды;

— разработаны новые методики повышения эффективности управления ОПТ;

— усиливается вовлечение в деятельность ОПТ местного и коренного населения;

— появились новые формы управления ОПТ, усовершенствованы традиционные способы управления охраняемыми территориями;

— знания о задачах и методах охраны окружающей среды признаны ценными и необходимыми;

— Киотский протокол доработан и вступит в действие в самое ближайшее время;

успешно развивается трансграничная кооперация между ОПТ, в некоторых случаях ОПТ вносят ощутимый вклад в борьбу за мир;

— созданы региональные экологические сети и коридоры, связующие воедино ранее изолированные ОПТ.

Трудности, стоящие перед ОПТ

ОПТ по-прежнему сталкиваются со множеством трудностей. Наиболее важными являются следующие проблемы современных охраняемых территорий:

— противоречие между задачами экономического развития территории и устойчивого и рационального использования природных ресурсов;

— бедность, приводящая к истощению природных ресурсов;

— глобальные изменения климата, уже оказывающие непосредственное воздействие на ОПТ (на местообитания, динамику ландшафтов и экосистем, жизнедеятельность растений и животных), в связи с чем необходимо срочно снизить объемы выбросов парниковых газов, одновременно проводя мероприятия по повышению устойчивости экосистем;

— мировая система ОПТ далека от завершения — ею до сих пор не охвачены многие регионы и экосистемы планеты;

— существующая очередность в создании новых ОПТ в разных регионах мира часто не отражает реальную угрозу деградации экосистем;

— некоторые экосистемы суши, акватории морей и пресных водоемов вообще не охраняются;

— продолжается вымирание видов, деградация их местообитаний и ландшафтов, нарушение природных процессов и разрушение культурных ценностей;

— строительство плотин и других барьеров, сельскохозяйственное загрязнение и стоки ухудшают качество пресной воды в реках и озерах ОПТ;

— растущий спрос на некоторые виды животных и растений и продукцию из них угрожает вымиранием целых популяций редких и исчезающих видов;

— занесенные в экосистемы чужеземные растения и животные оказывают негативное воздействие на жизнедеятельность местных видов;

— недостаток государственного финансирования ОПТ во многих странах мира приводит к невозможности эффективного выполнения природоохранных задач;

— субсидии, другие финансовые инструменты и институциональные соглашения, заключаемые в отраслях экономики, использующих продукцию биоразнообразия, ведут к дальнейшей деградации экосистем охраняемых территорий;

— потребность в ресурсах, необходимых для эффективного управления ОПТ, не удовлетворяется, особенно в развивающихся странах;

— многие ОПТ существуют лишь на бумаге, на практике природоохранные мероприятия на них не ведутся;

— сложность организации ОПТ в регионах, не подпадающих под юрисдикцию ни одного из государств или какой-либо международной организации (например, Антарктика или поверхностные воды Мирового океана);

— издержки и выгоды от организации ОПТ распределяются неравномерно. Так, местное население, как правило, несет максимальные затраты, получая минимум прибыли, тогда как общество в целом получает выгоды при практически нулевых затратах;

— очень часто интересы ОПТ не учитываются при планировании развития, землепользования и ресурсопотребления на окружающих территориях. Наиболее остро эта проблема стоит в трансграничных ОПТ, эффективное функционирование которых требует согласования законодательства и экономического развития пограничных районов двух государств и более;

— ключевая роль ОПТ в переходе к устойчивому развитию не признана повсеместно: многие заинтересованные лица и организации по-прежнему рассматривают эти участки как препятствие к осуществлению их непосредственной деятельности;

— многие ОПТ изолированы друг от друга, имеющиеся связи между различными ОПТ часто не имеют законодательного подтверждения;

— эпидемии СПИДА во многих развивающихся странах отодвигают на задний план проблемы развития ОПТ и сохранения биоразнообразия;

— коренные и малочисленные народы, молодежь, женщины и другие социальные группы недостаточно вовлечены в управление ОПТ;

— очень часто ОПТ управляются без четкой формулировки их задач, миссии и принципов.

Без существования эффективной экологически репрезентативной глобальной сети ОПТ общество лишится многих потенциальных возможностей, шансы на снижение бедности уменьшатся, а наследие, которое мы оставляем будущим поколениям, сократится. В прошлом охраняемые природные территории были недостаточно связаны с другими сферами интересов человечества. Для достижения новых целей и задач мы должны объединить природоохранные интересы с другими потребностями человеческого общества.

Дурбанское соглашение “Глобальные обязательства перед Человечеством и ОПТ” — это призыв к действию всех лиц или организаций, имеющих отношение к ОПТ или интересующихся проблемами охраны природы. Это соглашение необходимо претворять в жизнь на всех уровнях — глобальном, региональном, национальном и местном. Для реализации Соглашения необходимы четкая формулировка задач и контроль за их исполнением. Ключевая роль в этом принадлежит Всемирной Комиссии по охраняемым территориям Международного союза охраны природы.

Дурбанское соглашение и План действий распространяются на всех, чья деятельность в той или иной степени влияет на ОПТ, вне зависимости от их присутствия на Конгрессе. Это не проект, предназначенный к точному исполнению всеми государствами и ОПТ: участники Конгресса признают существенное различие в локальных, национальных и региональных подходах к управлению территориальной охраной природы. Это лишь предлагаемый перечень мероприятий, проведение которых увеличит общественные выгоды от ОПТ и эффективность управления ими. Этот документ не статичен: многие его положения будут изменяться и дополняться в процессе дальнейшей работы.

Существует несколько уровней реализации данного Соглашения:

Международный — деятельность институтов ООН, реализация международных конвенций и договоров;

Региональный — реализация положений региональных конвенций и соглашений;

Национальный — деятельность национальных правительств и других заинтересованных сторон;

Местный — деятельность местных администраций и органов самоуправления;

Власти ОПТ — деятельность всех организаций, агентств и институтов, связанных с управлением ОПТ.

На всех вышеуказанных уровнях реализация Соглашения будет осуществляться путем установления партнерских отношений между правительствами, частным сектором, бизнесом, местным населением и социальными организациями.

Кроме того, Соглашением предусматривается осуществление специальных мероприятий в рамках деятельности МСОП.Все мероприятия, предложенные участниками Всемирного Конгресса охраняемых территорий, останутся в силе до 2004 г., когда Всемирный Конгресс по охране природы вновь рассмотрит и утвердит окончательный вариант Плана действий по охраняемым территориям. Впоследствии будут разработаны более подробные планы выполнения Соглашения, которые станут предметом обсуждения Совета МСОП, Секретариата Конгресса, его комиссий и членов. Эти новые документы должны будут точнее определить все сотрудничающие стороны и учесть все изменения в планах развития экономики, торговли и землепользования, затрагивающие интересы ОПТ.

Мониторинг исполнения настоящего Плана действий на высшем уровне будет вестись посредством сравнения достигнутых результатов с определенными ниже ключевыми задачами. В Плане выполнения, который будет утвержден на Всемирном Конгрессе по охране природы, будут также определены индикаторы решении поставленных ключевых задач.

В Приложении к данному Плану действий приведены Рекомендации участников V Всемирного Конгресса охраняемых территорий. Эти мероприятия сгруппированы в виде основных ожидаемых результатов, структура которых отражает основные вопросы, на которых концентрировалось внимание участников Конгресса.

Прежде всего устойчивое развитие общества в соответствии с Планом выполнения решений ВСУР, Декларацией Тысячелетия и сохранение биоразнообразия для исполнения положений Конвенции по биоразнообразию невозможны без объединения существующих ОПТ в единую сеть.

Для достижения этой цели Конгресс постановил добиться следующих результатов:

1. Роль ОПТ в сохранении мирового биоразнообразия должна стать ключевой.

2. Роль ОПТ при переходе к устойчивому развитию должна стать фундаментальной.

Утвержденная на Конгресс программа предусматривает также достижение следующих специфических результатов:

3. Создание мировой системы ОПТ, существующей во взаимодействии с окружающими ландшафтами и акваториями.

4. Повышение качества и эффективности управления ОПТ на местах.

5. Признание и соблюдение прав коренных и кочевых народов, местного населения в сфере пользования природными ресурсами и сохранения биоразнообразия.

6. Вовлечение молодых поколений в охрану природы.

7. Существенное усиление общественной поддержки ОПТ.

8. Совершенствование механизмов управления ОПТ на основе использования как традиционных, так и инновационных подходов.

9. Значительное увеличение ресурсов ОПТ до достижения ими объемов, адекватных потребностям.

10. Информирование населения о значении и выгодах охраняемых территорий.

<< | содержание | вверх | >>
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены