Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ МОРСКИЕ АКВАТОРИИ »

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОЛИГОНЫ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Ялмар Тиль, Университет Гамбурга
(Prof. Hjalmar Thiel, University of Hamburg)

[Статья подготовлена для Симпозиума “Актуальные проблемы морской среды”, Гамбург, 6—7 июня 2001 г.]

Обычно при обосновании необходимости охраны того или иного участка принимаются во внимание присутствие там редких или нуждающихся в охране видов, риск сокращения биоразнообразия или нарушения экосистем. Однако есть еще одна группа причин, по которым следует создавать охраняемые участки. Такие территории можно обозначить общим термином “научные и мониторинговые площадки”. Главная задача их создания — поддержание условий для многолетних научных исследований.

Постоянные эталонные и мониторинговые площадки

Концепция постоянных эталонных участков (Stable Reference Areas, или SRA) впервые была предложена в 1978 г. на конференции МСОП в Ашхабаде; впоследствии она обсуждалась на Комиссии по морской политике Национального научного совета Академии наук США (NRC, 1984). Стимулом к этой дискуссии послужили проекты добычи полиметаллических руд в открытом океане. В результате обсуждения были предложены две категории постоянных эталонных участков для контроля за последствиями добычи:

  • контрольные эталонные участки для изучения состояния природных сообществ в ненарушенных районах;
  • эталонные участки в зоне добычи для изучения восстановления сообществ после нарушений.

Полигоны обоих типов должны быть достаточно большого размера, чтобы обеспечивать проведение программы мониторинга на протяжении примерно 20 лет. По своим природным характеристикам выделяемые участки должны полностью соответствовать районам хозяйственной деятельности. Они должны быть репрезентативны с точки зрения физических и топографических характеристик осваиваемого участка дна, включать весь спектр осадков и донных сообществ, представленных в зоне предполагаемого воздействия. Контрольные участки должны находиться за пределами зоны непосредственной разработки полезных ископаемых, а описания полигонов в зоне нарушений должны быть сделаны до начала работ.

Следующие 20 лет концепция эталонных участков оказалась невостребованной, поскольку индустриальные страны на какое-то время оставили идею разработки глубоководных месторождений металлов. Однако эти планы не забыты, время от времени их обсуждение возобновляется.

Концепция эталонных участков и необходимость их создания известны и имеют поддержку со стороны Международной комиссии по морскому дну (International Seabed Authority), но создание правовых документов пока остановилось на начальной фазе — разработке правил исследований для добычи железо-марганцевых конкреций. Свод же правил по коммерческой добыче еще только предстоит создать. В нем должны быть отражены как принципы создания эталонных полигонов, так и меры ответственности промышленных компаний по организации мониторинга.

Число и размещение таких полигонов обсуждаются до сих пор. По одному контрольному и экспериментальному полигону заложено на индийском и немецком промысловых участках — в центральной части Индийского океана и в Перуанском бассейне в южной части Тихого океана соответственно. В северной части Тихого океана участки для промысла железо-марганцевых конкреций в основном заявлены в зоне глубоководных разломов Кларион—Клипертон. Здесь предполагается создание не менее 4 эталонных площадок.

Правовым основанием для объявления участков дна в районах предполагаемой добычи железо-марганцевых конкреций эталонными может быть решение Международной комиссии по морскому дну, которая имеет необходимые полномочия для охраны окружающей среды при добыче полезных ископаемых в открытом океане. Создание охраняемых зон за пределами районов разработки конкреций требует заключения международных соглашений и проведения специальных переговоров.


Уникальные научные полигоны (Unique Science Priority Areas, или USPAs)

Существует множество потенциальных и реальных способов использования морского дна. Захоронение разнообразных отходов, включая радиоактивные, уже происходит, причем этические аргументы против постоянного захоронения таких отходов в море вместо временного хранения на суше отсутствуют. Нет и надежных экологических исследований, доказывающих невозможность использования глубоководных областей для этих целей, хотя и существуют некоторые правовые ограничения, например Лондонская конвенция (Thiel et al., 1998).

Решение о месте захоронения отходов в Мировом океане должно приниматься на основе экологических предпосылок и с учетом возможного распространения растворимых отходов с течениями. Также весьма существенны экономические соображения относительно стоимости работ. Некоторые районы Мирового океана с экологической точки зрения для захоронения не годятся категорически. В их числе — гидротермальные зоны, подводные горы, нерестилища.

Однако хотелось бы высказать некоторые дополнительные аргументы, не связанные прямо с охраной отдельных видов, сообществ или природных комплексов. Существует необходимость охраны участков морского дна, имеющих особую научную ценность. Глубоководные морские исследования проводятся с возрастающей интенсивностью на протяжении последних 50 лет. Основной прогресс в этих исследованиях связан с переходом от описательных работ к изучению наблюдающихся процессов и их моделированию.

Первое время объектом исследований были окраины материков и континентальные склоны. В последние 20 лет работы переместились в центрально-океанические районы, где проводились в том числе и многолетние исследования продукционных процессов и их динамики. Так, исследователи из Великобритании в течение ряда лет изучали распределение организмов и потоки пищи в глубоководной долине Поркупайн к юго-западу от Ирландии (Rice et al., 1991). Объединенные исследования европейских стран в долине Поркупайн финансировались Европейским Союзом серией последовательных грантов (Thiel, Rice, 1995). Другая многолетняя программа выполнялась в районе желоба Роккалл к западу от Ирландии и Шотландии (Mauchline, 1986).

В 80—90-е гг. немецкие глубоководные исследования были сконцентрированы примерно в 500 морских милях в юго-западу от Ирландии, вокруг точки с координатами 47° с.ш. и 20° з.д. Физические исследования и изучение накопления осадков в этом районе были связаны с проблемой захоронения радиоактивных отходов (Mittelstaedt, 1986), а экологические касались распределения организмов, сезонных изменений в потоке органического вещества и энергии, изучения продукционных процессов и оборота веществ в экосистеме (Thiel et al., 1989; Pfannkuche et al., 1995). Министерство образования и исследований ФРГ вместе с Немецким исследовательским советом оплатили работу 25 рейсов различных научных судов в этом районе. Когда в конце 80-х гг. был начат международный проект по изучению глобальных потоков в Мировом океане, эта точка с координатами 47° с.ш. и 20° з.д. стала центром для многих международных исследований именно благодаря хорошей изученности процессов, протекающих в этом районе.

Среди других глубоководных исследований европейских стран нужно упомянуть работы французских ученых в Бискайском заливе (Laubier, Monniot, 1985) и в Тихом океане, существенно увеличившие наши знания об экологических процессах, идущих на больших глубинах. Такие исследования планируется проводить и впредь, по мере того как появятся новые вопросы, а контроль за глобальными изменениями станет новой актуальной задачей. Несомненно, что результаты подобных исследований станут необходимыми и востребованными обществом. И дело не только в больших деньгах, затраченных на такие работы, а прежде всего — в тех огромных массивах данных, которые необходимы для дальнейших сравнительных исследований. Если один из таких подробно изученных глубоководных районов будет случайно выбран для захоронения отходов, последствия от потери научных данных окажутся катастрофическими, а сами долговременные станции уже никогда не смогут быть восстановлены. В интересах цивилизации мы должны принять все меры к сохранению таких долговременных исследовательских полигонов для будущих поколений.


Предложения к созданию уникальных научных полигонов

Главные научные полигоны в Северной Атлантике показаны на рис. 1. Три из них лежат почти на прямой, которую называют Европейской глубоководной трансектой. Эти участки должны быть взяты под охрану в виде буферной зоны размером 100 морских миль вокруг центральной точки каждого из них. Однако удобнее обозначить их границы в виде прямоугольника, стороны которого должны быть параллельны осевой линии Европейской трансекты и проходить от нее на расстоянии 100 морских миль с каждой стороны.

Пока что это только предложение, и оно еще должно обсуждаться с различных точек зрения. Я специально не привожу координаты углов данного предлагаемого резервата, поскольку это должно быть решено в результате переговоров, а также потому, что два угла этого прямоугольника попадают в исключительные экономические зоны Ирландии и Евросоюза. Необходимы либо совместные решения, либо северо-восточную границу резервата следует просто провести по границе данных исключительных экономических зон. Суммарная площадь этого резервата составит около 120 тыс. кв. миль, или 400 тыс. км2, что сопоставимо с площадью ФРГ. Возможно, это звучит нереалистично, но почему не ограничить потенциальное использование этого района ради научных целей?

Научный резерват “Европейская глубоководная трансекта” — это лишь один пример района, в котором на небольшой площади и на протяжении двух последних десятилетий были сконцентрированы разнообразные исследования. Другие подобные районы существуют и в Северной Атлантике, и в Тихом океане. Хочется верить, что необходимые правовые и организационные условия для создания научных резерватов будут созданы уже в ближайшем будущем.


Литература

Laubier L., Monniot C. (eds.). Peuplements profond du Golfe de Gascogne. — Camp. BIOGAS, Ins. Fran. de Recherche pour l‘Exploration de la Mer, 1985. — 629 p.

Mauchline J. (ed.). The oceanography of the Rockall Channel. — Edinburgh, 1986. — 356 p. — [Proc. of the Roy. Soc. of Edinburgh; 88B].

Mittelstaedt E. (ed.). Ausbreitungsbedingungen f#ьr Stoffe in gro#Яen Ozeantiefen: Rep. Deutsch. Hydrograph. Inst. — 1986. — 202 S.

NRC. Deep seabed stable reference areas. — Wahington (DC): Ed. of Ocean Policy Com., Nat. Res. Council and US Nat. Acad. of Sci., 1984. — 74 p.

Pfannkuch O., Hoppe H.-G., Thiel H, Weikert H. (eds). BIO-C-FLUX — Biologischer Kohlenstoffluss in der bodennahen Wasserschicht des k#ьstenfernen Ozeans. — Kiel: Ber. aus dem Inst. f#ьr Meereskunde an der Christian-Albrechts-Univ. Kiel, 1995. — Bd. 280. — 114 S.

Rice A. L., Billett D. S. M., Thurston M. H., Lampitt R. L. The Institute of Oceanographic Sciences biology programme in the Porcupine Seabight: background and general introduction // J. of the Marine Biol. Ass. of the UK. — 1991. — Vol. 71. — P. 281—310.

Thiel H., Angel M. V., Foell E. J., Rice A. L., Schriever G. Environmental risks from large-scale ecological research in the deep sea. A desk study: Contract № MAS2-CT94-0086, Europ. Commis., Directorate Gen. for Sci. Res. and Development, Marine Sci. and Technol. — 1998. — 210 p.

Thiel H., Pfannkuche O., Schriever G., Lochte K., Gooday A. J., Hemleben Ch., Mantoura R. F. G. , Turley C. M., Patching J. W., Riemann F. Phytodetritus on the deep-sea floor in a central oceanic region of the North-east Atlantic // Biol. Oceanogr. — 1989. — Vol. 6. — P. 203—239.

Thiel H., Rice A. L. Structure and variability of the deep-sea benthos — Results from EU funded research // Int. Rev. der Gesamten Hydrobiol. — 1995. — T. 80. — S. 149—151.

Перевод В. О. Мокиевского

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены