Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ВЕСТИ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ »

СОВЕЩАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ “УГРА”

12—13 июля 2001 г. в национальном парке “Угра” прошло совещание, посвященное разработке плана управления этой ООПТ. Разработка данного плана ведется параллельно с доработкой Стратегии управления национальными парками России. Проект финансируется Департаментом международного развития Великобритании в рамках Британо-российской программы развития.

Совещание было организовано национальным парком совместно с благотворительным фондом “Центр охраны дикой природы”. В работе совещания приняли участие около 40 человек, представлявших органы местного самоуправления, Администрацию Калужской обл., региональные неправительственные организации. Участники совещания ознакомились с деятельностью национального парка по сохранению природного и историко-культурного наследия территории. Обсудив проблемы и перспективы развития национального парка “Угра”, участники совещания отметили, что в настоящее время для парка необходима разработка комплексной программы развития, основанной на сохранении и устойчивом использовании природных и историко-культурных ресурсов, учитывающей интересы местных жителей и содействующей устойчивому социально-экономическому развитию региона.

На совещании были отмечены следующие наиболее серьезные проблемы для сохранения природных и культурных ценностей парка:

  • снижение эстетических качеств ландшафтов в результате прекращения использования сельскохозяйственных угодий по их прямому назначению, разрушения памятников истории и архитектуры, бесконтрольной застройки населенных пунктов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых, главным образом песка;
  • загрязнение территории промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также твердыми бытовыми отходами;
  • незаконная охота и рыболовство.

Кроме того, были упомянуты некоторые другие проблемы организационного и научно-информационного характера.

Участники совещания согласились с тем, что в ближайшие годы необходимо добиться придания территории официального статуса биосферного резервата. Одним из эффективных механизмов координации и регламентации деятельности природопользователей на территории парка должны стать активное открытое обсуждение и процедуры согласования с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в частности посредством создания общественного совета с включением в него представителей органов местного самоуправления, фермеров и предпринимателей, местных жителей и т. п.

В рамках проекта по разработке плана управления национального парка “Угра” на 2002—2006 гг. участники совещания определили следующие приоритетные цели и дали следующие предложения.

Для обеспечения охраны, восстановления и использования природных комплексов и объектов парка необходимо:

1. Повысить эффективность деятельности государственной инспекции по охране территории национального парка посредством проведения реорганизации ее структуры, методов и форм работы. Необходимо усилить ее работу по профилактике нарушений, активно налаживать контакты с местным сообществом.

2. Обеспечить снижение негативного воздействия антропогенных факторов на природные комплексы парка, в том числе в процессе эксплуатации туристских маршрутов.

3. Провести комплекс мероприятий по восстановлению и повышению биологической устойчивости широколиственных лесов.

4. Откорректировать, согласовать и утвердить в законодательно установленном порядке “Положение о режиме использования земель, включенных в границы национального парка #“Угра#” без изъятия из хозяйственной эксплуатации” и “Положение об охранной зоне” национального парка.

5. Разработать и реализовать специальные программы по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.

6. Реализовать систему экологического мониторинга, в первую очередь по наиболее изученным природным объектам.

Для сохранения и поддержания эстетической и познавательной ценности культурных ландшафтов необходимо:

1. Провести инвентаризацию памятников истории и культуры, а также земель историко-культурного назначения с последующим выделением приоритетных объектов.

2. Привлечь органы местного самоуправления и местное население к практической деятельности по сохранению памятников истории и культуры, поддержанию привлекательности ландшафтов.

3. Упорядочить застройку населенных пунктов, в частности путем разработки градостроительных уставов (паспортов застройки) населенных пунктов.

4. Развивать музейное дело, в частности через содействие созданию частных музеев, а также создавать целевые экспозиции парка.

Для совершенствования информативной базы управления природными ресурсами необходимо:

1. Разработать комплексную программу мониторинга состояния окружающей среды и продолжить создание геоинформационной системы национального парка.

2. Провести инвентаризацию природных комплексов и объектов и оценку рекреационных ресурсов территории.

Развивать взаимодействие и сотрудничество с департаментом образования и науки Администрации Калужской обл.

Для вовлечения местного населения его в деятельность парка необходимо:

1. Усилить роль муниципальных образований в деле охраны природы и историко-культурных объектов, создавать условия для их участия в рекреационной деятельности.

2. Развивать существующие и разрабатывать новые целевые программы вовлечения местного населения в развитие малого бизнеса по привлечению и обслуживанию туристов, в том числе гостиничного и торгового сервиса, производства местной сувенирной продукции, развития ремесел, предоставления информационных услуг и т. д.

3. Разработать меры по привлечению инвесторов к развитию территории и к организации отдыха и туризма в национальном парке и его охранной зоне.

Для развития организованного туризма и отдыха населения на территории национального парка и его охранной зоны необходимо:

1. Развивать местное предпринимательство в туристской сфере, в частности через внедрение арендных отношений при обустройстве сети туристских маршрутов и мест отдыха.

2. Отработать систему регулирования потока посетителей парка путем лицензирования туроператоров, работающих в пределах национального парка.

3. Формировать систему рассредоточения мест размещения посетителей. Разработать меры по обеспечению безопасности и защиты посетителей, организации медицинской помощи и поисковой службы.

4. Разработать программу привлечения инвестиций на развитие туристской инфраструктуры в национальном парке, в том числе из бюджета области, а также на развитие туризма.

Завершить разработку плана управления планируется до конца 2001 г.

Юрий Буйволов,
Центр охраны дикой природы.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.06.2020
"Дикая природа" - 4-я выставка Национального союза пастелистов



23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены