Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«ВЕСТИ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ»

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ

Туризм в настоящее время — одна из наиболее высокодоходных динамично развивающихся отраслей народного хозяйства, являющаяся индикатором изменения благосостояния общества. Экономический эффект от вложений в индустрию туризма превосходит аналогичные вложения в другие отрасли экономики. Индустрию туризма характеризуют самые высокие темпы роста — около 5% в год. Туристская индустрия сегодня — это самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и постоянно возрастающего спроса на различные виды отдыха и развлечений населения в свободное от работы время. Одним из видов туризма и отдыха является новый для России вид рекреации (отдыха на природе) — посещение национальных парков страны.

Сегодня в России 36 национальных парков. Среди них есть небольшие, например “Куршская коса” (Калининградская обл.), занимающий всего 6,6 тыс. га, но есть и гигантские, как “Югыд-ва” (Республика Коми), располагающийся почти на 2 млн. га. Согласно Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” одной из основных задач, стоящих перед национальными парками, является создание условий для регулируемого туризма и отдыха. Создание условий, на наш взгляд, — это разработка и реализация национальным парком системы управленческих и хозяйственных мероприятий, направленных на привлечение в эту ОПТ туристов, туроператоров и агентов, а также создание здесь высокоэффективной туристской инфраструктуры. Другими словами, задача национального парка — обеспечение рационального (устойчивого) использования туристских ресурсов парка, под которыми понимаются природные, исторические, социальные и культурные объекты федерального, регионального или местного значения, находящиеся на территории парка и способные удовлетворить потребности туриста.

Текущую ситуацию в сфере туризма в национальных парках можно охарактеризовать как неудовлетворительную. В настоящее время оказание национальными парками туристских услуг посетителям не приносит ожидаемых доходов (более трети всех национальных парков России вообще не получают доходов от туризма) по нескольким причинам. Во-первых, о существовании национальных парков в России знает ограниченное число специалистов, имеющих отношение к охране природы и туризму. Даже профессионалы туристского бизнеса (туроператоры и турагенты) не владеют информацией о возможностях отдыха в национальных парках, а в большинстве своем и не слышали о российских парках, тогда как могут предложить сафари, например в африканских странах. Во-вторых, сотрудники национальных парков зачастую не имеют ни опыта работы в туризме, ни туристского образования. В-третьих, национальным паркам, образованным на основе лесхозов, гораздо проще зарабатывать собственные средства традиционным способом за счет так называемых “рубок ухода”, а не туризма. В-четвертых, национальные парки испытывают трудности с обеспечением координации туристской деятельности с органами местного самоуправления и соответствующими структурами администраций субъектов Федерации. В-пятых, нормативные и правовые акты, регулирующие отношения национального парка и хозяйствующих субъектов, в большинстве случаев работают неэффективно. Другие аспекты, такие, как низкая заработная плата работников национальных парков, не способствующая мотивации и привлечению сюда профессионалов, скромность бюджетного финансирования или слабо развитая туристская инфраструктура, безусловно отражаются на процессе управления туризмом и рекреацией, но в меньшей степени.

Рациональное, или устойчивое, природопользование является одним из принципов устойчивого развития, переход к которому был провозглашен Россией в 1996 г. Одним из основных показателей устойчивого развития является качество жизни населения. При низком качестве жизни местного населения, прежде всего сельского, проживающего на территории национальных парков или рядом с ними, реализовать принцип устойчивого природопользования очень сложно. Одним из вариантов повышения уровня жизни местного населения является его участие в туристической деятельности национального парка. Роль туризма в экономике районов, входящих в границы национальных парков, нельзя недооценивать, так как развитие этой отрасли позволяет увеличивать доходы местных бюджетов и создавать новые рабочие места, иными словами помогает решать как экономические, так и социальные вопросы.

Процесс перехода к рациональному природопользованию для всех участвующих в нем заинтересованных сторон (национальный парк, органы местного самоуправления, местное население) носит стратегический характер. Рассмотрим возможности каждой из этих сторон, а также — потенциальных участников процесса повышения доходов и обеспечения занятости местного населения.


Национальный парк

С одной стороны, национальный парк — это природоохранная, причем некоммерческая организация, то есть приоритетной целью этой организации по закону не может быть получение прибыли. С другой стороны, выполнение задачи по организации туризма и рекреации может приносить национальному парку реальные доходы. Нашей задачей является поиск той грани, которая разделяет нерациональное и устойчивое использование туристских ресурсов национального парка и национальным парком. Основой поиска является разграничение функций, прав и обязанностей (ответственности) в системе взаимоотношений национального парка с местными органами власти и населением. Для решения этой задачи требуется ответить на вопрос: “Кто должен заниматься туристической деятельностью на территории национального парка?”

На наш взгляд, неприемлемо делать из национального парка фирму, занимающуюся формированием, продвижением и реализацией туристического продукта парка туроператорам, турагентам и туристам. Такая деятельность приводит исключительно к эксплуатации рекреационных ресурсов парка и наносит ущерб его природоохранной деятельности. Национальный парк по закону не является предприятием, пополняющим свои собственные средства за счет реализации (продажи) собственного ресурса напрямую потребителям. Туризм в национальных парках должен быть сферой деятельности местных жителей и предпринимателей, осуществляющих работу не столько под контролем национального парка, сколько совместно с ним, с целью повышения собственного уровня жизни и создания основы устойчивого развития местного сообщества. Роль национального парка в сфере туризма должна ограничиваться следующими направлениями:

1. Управление рекреационными нагрузками. Допустимые нагрузки определяются для каждого национального парка отдельно в соответствии с его природными и историко-культурными особенностями. Для их установления необходимо привлекать имеющиеся научные разработки, учитывающие условия данного региона, а также проводить специальные исследования силами собственных научных подразделений. Предельно допустимая величина рекреационной нагрузки определяется по результатам прикладных научных исследований, корректируется по результатам экологического мониторинга и отражается в менеджмент-плане (плане управления и развития) национального парка. На основе полученных данных вносятся предложения по изменению функционального зонирования территории и определяется расположение туристских маршрутов, при котором природе парка будет наноситься минимальный ущерб. В данном случае основная цель зонирования — определение “коридоров”, по которым туристы смогут достичь желаемого объекта инфраструктуры или природного либо историко-культурного объекта.

2. Планирование, организация и контроль потоков туристов внутри национального парка. Планирование подразумевает определение оптимального числа посетителей на маршрутах и комплекс мер по увеличению или уменьшению их количества на предстоящий сезон. Организация потока туристов заключается в создании системы взаимоотношений национального парка и местных жителей, способных оказывать туристам определенные услуги на маршрутах. Под контролем понимается процесс измерения и сравнения запланированного потока с фактическим. Для принятия решений по регулированию потоков туристов необходимо вести постоянный учет посетителей парка по следующим критериям: продолжительности пребывания на территории национального парка (например, до 2 час., более 24 час. и т. п.), объектам посещения или маршрутам, возрасту, полу и другим параметрам.

3. Организация обслуживания посетителей. Процесс работы с посетителями национального парка должен основываться на способности удовлетворять их потребности. Изучение потребностей посетителей должно стать основой деятельности национального парка по организации обслуживания посетителей. Национальный парк должен определить наиболее благоприятные с природоохранной точки зрения группы туристов и посетителей, так называемые целевые группы. Национальный парк не обязан брать на себя бремя ответственности за предоставление услуг посетителям, но он должен иметь возможность передать местному населению права и обязанности по обслуживанию посетителей на договорной основе.

4. Создание туристского продукта национального парка. Туристский продукт создается национальным парком совместно с туроператорами. Продукт должен отвечать ожиданиям потребителей, то есть быть ориентирован на них напрямую. При разработке туристского продукта необходимо помнить о том, что он должен быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем туристских рынках. Инициатива по поиску туроператоров должна исходить от национального парка и основываться на взаимных интересах: национального парка — в сохранении и рациональном использовании своей территории, а туроператора — в получении прибыли. Лучше начинать работу с местными и региональными туроператорами, представителями местного сообщества, имеющими коммерческие интересы в своем районе и регионе.

5. Содержание туристской инфраструктуры. Национальный парк управляет процессами развития туристской инфраструктуры путем участия на договорной основе в совместных проектах с хозяйствующими субъектами, организациями и физическими лицами, заинтересованными в получении доходов от эксплуатации рекреационных ресурсов национального парка. Для разработки проектов необходимо привлекать местных специалистов из организаций по поддержке предпринимательства, а также специалистов местных администраций. Уже существующие объекты инфраструктуры могут обслуживаться местными жителями и организациями на основе аренды или концессии. Новые объекты туристской инфраструктуры создаются исходя из природоохранных потребностей парка или потребностей туристов.

6. Просвещение населения. Инструментом привлечения местного населения к деятельности национального парка должно стать экологическое просвещение, понимаемое не столько как процесс экологического образования школьников и студентов, сколько как процесс поиска понятного “языка общения” национального парка, с одной стороны, и местного населения и органов местного самоуправления — с другой. Экологическое просвещение, осуществляемое национальным парком, позволяет формировать положительный имидж этой организации в сознании будущих поколений, оказывает позитивное влияние на туристскую деятельность его на территории. Местное население, представленнное прежде всего сельскими жителями, в силу объективных причин отличается инертностью и слабой предпринимательской инициативной. Для вовлечения этой группы в работу в сфере туризма требуется немалая активность парка по проведению тренингов, а также обучению наиболее перспективных жителей основам предпринимательства, специфике той или иной сферы услуг и другим видам деятельности. Такая работа может проводиться только совместно с местными органами власти.


Местные органы власти

Априори местные органы власти заинтересованы в развитии туризма и рекреации гораздо больше, чем сами национальные парки, так как развитие туристической деятельности является стимулом для создания новых рабочих мест, прежде всего для сельского населения. Кроме того, деятельность по созданию условий для отдыха на природе рабочих и служащих носит социальный характер. Роль местных органов власти (уровней районых и сельских администраций) в вопросах взаимодействия национального парка и местного населения является определяющей. Однако в настоящее время органы местного самоуправления не используют свой потенциал в полной мере, особенно в сфере туризма.

Местные органы власти имеют достаточные полномочия, чтобы оказывать юридическую и экономическую помощь местному населению в деятельности по его интеграции в туристскую деятельность парка. Национальный парк и органы местного самоуправления могут совместно разрабатывать обучающие программы для местного населения и привлекать к ним структуры по поддержке предпринимательства, обеспечивать льготное финансирование совместных проектов в сфере туризма, оказывать содействие в формировании рынка сельскохозяйственной продукции для последующей ее реализации посетителям парка, тем самым обеспечивая сельскому товаропроизводителю рынки сбыта на местах.

Противоречия между природоохранной деятельностью национального парка и хозяйственной деятельностью местного сообщества возникают постоянно и зачастую носят субъективный характер. Для разрешения таких противоречий необходимо найти механизм, позволяющий на основе разграничения полномочий национального парка, органов местного самоуправления, землепользователей и землевладельцев, чьи земли входят в границы парка, органов власти субъектов Федерации и местного населения определить направление интеграции национального парка в социально-экономическую структуру региона. Такая интеграция позволит сделать процесс развития национального парка более устойчивым.

Поиск общих интересов может привести к созданию формальной или неформальной структуры по поддержке деятельности парка. Одним из вариантов такой организации в сфере туризма могут стать туристские ассоциации, объединяющие национальный парк, туроператоров, местные органы управления и заинтересованных в развитии туризма предпринимателей. Основной задачей таких ассоциаций будет решение вопросов, требующих принятия совместных мер. Например, строительство или реконструкция объектов инфраструктуры, изменение функционального зонирования парка по причине превышения предельно допустимых рекреационных нагрузок, выполнение региональных программ развития туризма и т. п.

В настоящее время потребность в создании подобных координационных структур регулярно возникает у руководства национальных парков. Для создания такого рода организации необходимо привлечь прежде всего управленцев на региональном и местном уровнях, отвечающих по долгу службы за решение проблем, связанных с туризмом, охраной природы, сельским хозяйством и т. п.

Особого внимания заслуживает совместная деятельность национального парка и структур администраций субъектов Федерации, ответственных за туризм. Обычно такими подразделениями являются комитеты или департаменты по физической культуре, спорту и туризму. Они решают задачи по определению приоритетных направлений развития туризма, подготовке проектов нормативно-правовых актов в этой сфере, осуществлению рекламно-информационной и выставочной деятельности, повышению качества обслуживания туристов, пропаганде возможностей для туризма, развитию межрегиональных и международных туристических связей, обеспечению подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области туризма и некоторые другие. Кроме того, возможно сотрудничество и на федеральном уровне, что может оказать мощное управляющее воздействие на весь процесс развития устойчивого туризма в национальных парках России. На региональном уровне сотрудничество с региональными органами управления туризмом может привести к включению программы развития туризма национального парка в региональную программу по туризму, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в инфраструктуру парка и окажет дополнительное воздействие на органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призваны содействовать развитию национального парка, расположенного на их территории, тем более что только с их непосредственным участием могут быть решены многие социальные вопросы. Местные органы власти совместно с национальным парком обязаны проводить политику, ориентированную на повышение благосостояния населения, обретая, таким образом, более широкую опору и поддержку в местном сообществе.

Важной частью работы местных органов самоуправления, расположенных на территории национальных парков, является содействие созданию современной системы управления туристской отраслью в масштабах как национального парка, так и всего региона. Элементами такой системы могут стать:

  • исследования туристского рынка и спроса на туристский продукт региона;
  • осуществление проектов развития туристской инфраструктуры на основе координации деятельности заинтересованных предприятий и организаций, фирм и компаний;
  • обеспечение совместного участия в проведении рекламно-информационной деятельности;
  • привлечение местного населения к обслуживанию посетителей национального парка.

Такая деятельность на первом этапе может осуществляться на основе создания межотраслевых рабочих групп с привлечением руководителей и специалистов вышеупомянутых структур. Основная цель этих групп — выявить интересы и потребности всех участников процесса перехода к устойчивому развитию. Задача рабочих групп — создание в течение 2—3 лет благоприятных условий для развития туристической индустрии национального парка на основе принципов рационального природопользования.


Местное население

Население, проживающее в пределах национальных парков и рядом с ним, прежде всего представлено сельскими жителями. Процесс вовлечения сельских жителей в деятельность национальных парков в сфере туризма носит комплексный характер. Во-первых, в настоящее время сельское население преимущественно занято на своих личных приусадебных хозяйствах и будет готово работать в сфере туризма при условии, что эта работа станет дополнительным видом его доходной деятельности и даст юридический статус, которого эти люди были лишены, занимаясь только личнымхозяйством. Во-вторых, сельское население характеризуется низким уровнем образования, культурно-историческими особенностями и отсутствием предпринимательской инициативы, а туризм требует тех навыков, которые сельским жителям несвойственны. Это требует дополнительных затрат на обучение. В-третьих, органы местного самоуправления и национальные парки, как правило, не имеют достаточной квалификации для работы с сельским населением по устойчивому природопользованию.

Тем не менее туризм оказывает экономическое, политическое, культурное и социальное влияние на жизнь населения, проживающего в парке. Большинство туристских объектов обслуживают не только туристов, но и местных жителей и способны обеспечить по крайней мере сезонную или частичную занятость для местных жителей. Основой развития туризма в национальных парках является частная инициатива и предпринимательский интерес местного населения. Такая инициатива должна поощряться не только национальным парком, но и местными администрациями путем создания условий, которые в наибольшей степени будут способствовать развитию предпринимательской и творческой активности сельского населения. Механизмы стимулирования местного населения могут быть самыми разными: например, организация конкурсов на право осуществления предпринимательской деятельности на территории национального парка; льготное кредитование местными администрациями или фондами социальной поддержки населения проектов в сфере экологически чистого сельского хозяйства или в сфере услуг и т. д..

На территории национальных парков и по соседству с ними сельское население может получать доход в сфере туризма от следующих видов деятельности:

  • обустройства туристских маршрутов по заказу национального парка;
  • оборудования и эксплуатации стоянок для туристов;
  • работы в качестве гидов и экскурсоводов;
  • транспортного обслуживания туристов;
  • егерской деятельности (охота, любительское и спортивное рыболовство);
  • услуг по прокату туристского снаряжения;
  • услуг по размещению туристов и организации ночлега;
  • кулинарных услуг для туристов;
  • подготовки культурных программ для туристов (народные песни и обычаи);
  • кустарных и народных промыслов (обучение и реализация продукции туристам);
  • производства и реализации туристам экологически чистых продуктов питания;
  • сбора и переработки грибов и ягод и их реализация туристам и т. п.

Указанные виды деятельности могут осуществляться в форме предпринимательства без образования юридического лица, они требуют как минимум получения лицензий и заключения договоров с национальным парком. Для широкого внедрения практики арендных и концессионных отношений национальному парку необходимы гарантии, что местное население будет способно выполнить перед ним свои обязательства. Гарантами здесь могут выступить органы местного самоуправления, например путем реализации программ обучения местных жителей основам приема и обслуживания посетителей в собственных частных домах или улучшения жилищных условий в частном секторе. Со стороны национального парка требуется организационная поддержка, которая может заключаться в информировании местных жителей о планах приема посетителей и туристов, местах прохождения туристских маршрутов и потребностей в тех или иных услугах на маршрутах или в местах приема посетителей.

Таким образом, организация процесса повышения доходов и обеспечения занятости населения в сфере туризма на территории национального парка и его окружения должна начинаться с конкретных шагов со стороны национального парка, местных администраций и жителей навстречу друг другу. Основными принципами устойчивого жизнеобеспечения в сфере туризма национальных парков можно считать:

1) ориентацию национальных парков на привлечение местного населения к обслуживанию посетителей;

2) ориентацию туристской деятельности на удовлетворение потребностей посетителей и получение дохода;

3) информационное обеспечение органов местного самоуправления, населения прилегающих районов и туроператоров о планах и проектах национального парка по развитию туризма;

4) привлечение к туроператорской деятельности существующих региональных или национальных туроператоров;

5) дополнительное обучение и подготовку местных жителей к работе с посетителями национального парка силами органов местного самоуправления, самого парка или частного сектора;

6) опору национального парка при внедрении устойчивого природопользования на органы местного самоуправления;

7) координацию действий по устойчивому использованию туристских ресурсов национального парка через общественные координационные органы.

Основой процесса устойчивого жизнеобеспечения является общность интересов сторон в коммерческой, природоохранной и социальной сферах.

Е. В. Лёвкин

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены