Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«РАЗНОЕ*»

НУЖНЫ ЛИ НАМ ОХРАНЯЕМЫЕ УЧАСТКИ В ОТКРЫТОМ ОКЕАНЕ?

Ялмар Тиль, Тони Козлов

В последние десятилетия многие страны создают охраняемые акватории (Marine Protected Areas — MPA) на своих побережьях и реже — вдали от берегов. Международный союз охраны природы (МСОП) сформулировал набор общепризнанных критериев для выбора таких участков. Согласно этим критериям выбираемые для охраны акватории не должны быть нарушенными и должны представлять ценность с биогеографической, экономической, социальной и (или) научной точки зрения. На сегодняшний день все созданные морские резерваты расположены либо в территориальных водах (12 морских миль, или около 22 км от берега), либо в исключительной экономической зоне (до 200 морских миль от берега) соответствующих стран и, таким образом, находятся под национальной юрисдикцией. Но не пришло ли время для создания охраняемых акваторий вне национальной юрисдикции отдельных стран — в открытом океане?

Этот вопрос впервые был поднят МСОП, создавшим рабочую группу под председательством Максине МакКлоски. В настоящее время эта проблема обсуждается в пределах небольшой группы ученых под председательством Тони Козлова с участием представителей МСОП и Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО (МОК).

Воздействие человека на экосистемы открытого океана в отличие от прибрежных зон в полной мере еще не осознано. Существует, в частности, расхожее представление о том, что предотвращение возможных угроз для открытого океана — дело далекого будущего, а также и о том, что в глубинах океана нет никакой пользы, а глубоководные экосистемы обширны и населены лишь широко распространенными видами. А потому предполагаемые нарушения не должны приводить к серьезным последствиям. Однако отдельные области в открытом океане весьма богаты ресурсами, а хрупкость глубоководных экосистем делает их очень уязвимыми к любым воздействиям человека.

В первую очередь большую тревогу вызывают последствия глубоководного рыболовства, в частности промысел атлантического большеголова (Hoplostethus atlanticus). Глубоководные рыбы из-за медленного роста и очень большой продолжительности жизни отличаются меньшей продуктивностью и значительно большей чувствительностью к перелову, чем виды, обитающие на континентальном шельфе. Так, атлантический большеголов, например, может прожить благополучно 100 и более лет. Некоторые виды образуют скопления на подводных горах, где оказываются весьма уязвимыми для вылова. Донное население подводных гор, попадающее в трал вместе с рыбами, часто представлено холодноводными кораллами, многие из которых ограничены в своем распространении только подобными экотопами, а потому имеют очень узкие ареалы. Там, где на подводных горах ведется интенсивный лов, такие виды уничтожаются практически полностью.

На недавней встрече, организованной МСОП и МОК, в качестве нуждающихся в защитном статусе были определены несколько типов мест обитания, имеющих специфическую фауну:

– подводные горы;

– глубоководные гидротермальные источники и зоны “холодных источников” (“холодные источники” — участки морского дна, где происходит выход из глубинных слоев океанической коры грунтовых вод, обогащенных метаном и другими химическими соединениями, но, в отличие от гидротермалей, не отличающихся по температуре от окружающей водной массы. Как и вблизи гидротермальных источников, в продукционных процессах зон “холодного высачивания” большую роль играет хемосинтез. — В. М.);

– районы, имеющие особое научное значение.

Подводные горы, гидротермальные и “холодные” источники населены уникальной фауной. Неконтролируемое рыболовство, добыча минеральных ресурсов и захоронение отходов могут нанести этим биотопам значительный ущерб. Выход может быть найден в создании на акватории океана специальной сети резерватов для охраны репрезентативных участков глубоководных сообществ.

Процесс выработки ограничений на использование глубоководной зоны лишь только начинается. Международная администрация по контролю глубоководной зоны (International Seabed Authority), созданная в ноябре 1994 г., в настоящее время разрабатывает правила добычи полиметаллических руд (конкреций) в океане; обсуждается необходимость введения обязательной оценки состояния среды до начала разработки силами подрядчиков (по аналогии с ОВОС на суше). Согласно проекту правил добычи полезных ископаемых на дне в обязательном порядке должно быть предусмотрено выделение постоянных опорных полигонов в различных районах предполагаемого промысла с целью изучения изменений природных сообществ в ненарушенной зоне, а также в качестве источников расселения фауны по окончании разработки месторождений. Правовые основания для создания таких защитных зон должны быть разработаны в обозримом будущем. Для всех остальных типов охраняемых акваторий правовая база не разработана совсем, хотя необходимость в ней уже имеется. Однако легализации морских резерватов за пределами зон национальной юрисдикции влечет за собой целый комплекс как правовых, так и научных проблем.

В качестве примера сети морских резерватов можно привести Северную Атлантику, где для охраны могут быть предложены несколько участков:

1. Большое поднятие “Метеора” в центральной части Северной Атлантики (около 30о с. ш. и 28o з. д.), где на протяжении ряда лет проводился комплекс обширных глубоководных исследований.

2. Гидротермальные источники Срединно-Атлантического хребта между 14o и 30o с. ш. — район проведения ряда исследований гидротермальных зон.

3. Зоны обширных научных исследований:

а) абиссальное плато Поркупайн — район интенсивных европейских и британских исследований по программам MAST;

б) полигон BIOTRANS/BIO-C-FLUX — район многолетних экологических исследований, начатых в 1984 г. В 1989 г. здесь была установлена постоянная точка наблюдений по программе JGOFS.

Два последних района могут быть объединены с каньоном Поркупайн (зона многолетних британских исследований) для организации здесь исследовательского полигона “Европейский глубоководный разрез” (European Deep-Sea Transect — EURODEST) с целью длительного изучения изменений климата и экосистем.

Исследования глубоководных сообществ требуют значительных материально-технических, финансовых и людских ресурсов. Недопустимо, чтобы столь обширные работы прерывались из-за бесконтрольного использования прилегающих участков дна.

Последнее собрание рабочей группы даже предложило созвать по этому вопросу междисциплинарное совещание. Понятно, что для успешного развития работы в этом направлении необходимо также и дополнительное финансирование.

Статья была опубликована в журнале “Ocean Chellange”, 1999, vol. 9, № 2, p. 14—15.

Перевод с английского В. Мокиевского

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены