Eng

  На главную страницу

«Плюс один», 6 июля 2020 г.

Восемь диких животных, которые чаще всего гибнут на дорогах России

Гибель диких животных на дорогах России может привести к исчезновению целых популяций. В статистику ДТП попадают в основном крупные особи, а гибель сотен тысяч птиц и амфибий остается незамеченной. Какие животные страдают от автомобилей больше всего и что поможет их защитить, разобрался Plus-One.ru.

Столкновения автомобилей с животными не только опасны для человека, но и напрямую влияют на биоразнообразие.

Количество машин и автодорог в России растет. Так, в 2018 году протяженность трасс увеличилась на 21,6 тыс. км и составила более 1 млн 529 тыс. км. В 2019-м россияне приобрели 1,75 млн новых машин, а общее число автомобилей приблизилось к 53 млн. Дорожная сеть разрезает большие зеленые массивы, нарушая баланс экосистемы. Ареал обитания животных поделен скоростными трассами. Чем шире дорога и интенсивнее движение, тем труднее животному ее преодолеть.

«Наблюдения за дикими косулями в Швейцарии показали, что при движении 2 000 автомобилей в сутки благополучно переходят дорогу лишь 20% животных. При интенсивности 6 000 автомобилей в сутки дорога становится непреодолимой», — указывает академик Сергей Говорушко в книге по геоэкологическому проектированию.

На МКАД интенсивность движения составляет до 25 000 автомобилей за час.

По данным Минприроды РФ, в 2018 году на дорогах страны погибло 1 380 лосей, 183 кабана, семь благородных оленей, десять пятнистых оленей, 233 косули. Но эти данные неполные и не отражают полную картину происходящего.

Для сравнения: примерно 194 млн птиц и 29 млн млекопитающих ежегодно погибают на европейских дорогах по данным недавнего исследования, опубликованного в научном журнале Frontiers in Ecology and the Environment. Международная группа изучила 90 случаев дорожных происшествий с животными из 24 европейских стран, чтобы создать новый метод выявления наиболее уязвимых видов. Эти данные помогут при проектировании дорог оберегать дикую фауну там, где это критично для выживания популяций.

В России таких исследований практически не ведется, а в статистику попадают в основном ДТП с крупными животными. Авария с участием лося или косули наносит серьезный ущерб, и ее труднее скрыть, чем столкновение с зайцем. Чтобы избежать штрафов за погибших животных, которые взимает Минприроды, водители не сообщают о дорожном происшествии. Поэтому случаи гибели небольших млекопитающих фиксируются редко. А птицы и мелкие животные, даже редких видов, вовсе не попадают в статистику.

Российское отделение Greenpeace и ЦОДП (Центр охраны дикой природы) в докладе «Смерть на дорогах — неизвестная трагедия диких животных» проанализировали данные о гибели животных по России. Неполнота и противоречивость статистики хорошо видна на интерактивных картах, сопровождающих доклад.

Дикие животные, которые чаще всего гибнут на дорогах России (по официальным данным)

Лось

Именно силуэт лося изображен на дорожных знаках. Сохатые путешествуют в поисках пищи в разные зоны своего ареала обитания в зависимости от сезона. В день лось преодолевает по 10-15 км, поэтому дороги часто возникают у него на пути.

Вес взрослого лося достигает 600 кг, и он может развивать скорость до 56 км/ч. Столкновения с лосями наиболее полно отражены в статистике, потому что часто приводят к гибели или ранению людей и серьезным повреждениям автомобиля.

1 380 лосей погибло на дорогах в России в 2018 году

Кабан

Кабан в России распространен широко. Считается, что его популяции ничего не угрожает, и поэтому на кабанов разрешена охота в охотничий сезон.

Встреча с кабаном опасна и в лесу, и на трассе. Эти животные тихо передвигаются, имеют чуткий слух и обоняние и могут развивать скорость до 45 км/ч. При весе от 150 до 200 кг и длине тела до 2 м это животное при столкновении может нанести серьезный урон автомобилю и пассажирам. Раненый кабан смертельно опасен.

183 кабана погибло на дорогах России в 2018 году

Косуля

Косуля — маленький изящный олень. Они распространены и в Европейской части страны, и в Сибири. Вес половозрелой особи (самца) достигает 32 кг. Взрослые животные развивают скорость до 60 км/ч и способны прыгать в высоту до 2 м, чтобы уйти от погони.

Кроме частой гибели на дорогах, популяция страдает от браконьеров и нарушения среды обитания человеком.

233 косули погибли на дорогах России в 2018 году

Олень

В статистике ДТП с участием животных фигурируют разные виды оленей — и пятнистый, и благородный. Пятнистые олени занесены в Красный список угрожаемых видов Международного союза охраны природы, то есть находятся на пороге исчезновения. Этих животных трудно разводить даже в заповедниках.

Популяция благородного оленя менее уязвима, чем пятнистого. В России они встречаются в лесах центральной части страны, например в Калужской и Брянской областях, на Севере — в Якутии и на Камчатке. В отличие от пятнистых, благородных оленей разводят. В Красной книге это вид «с пониженной уязвимостью».

Десять пятнистых и семь благородных оленей погибло на дорогах России в 2018 году

Лисица

Лисиц, как и многих других животных, завораживает свет фар. Часто они гибнут ночью, когда, увидев свет, замирают на дороге. Этот эффект используют и браконьеры, охотясь с фонарями, и ученые — для учета численности животных.

Данных по России нет. Только в Тульской области в 2018 году на дорогах погибло 145 лисиц

Дикие животные, которые чаще всего гибнут на дорогах России (по официальным данным)

Какие животные больше всего гибнут на дорогах на самом деле

По мнению экологов, больше всего страдают от автомобилей мелкие млекопитающие и земноводные. На дорогах гибнет и очень много птиц. Согласно европейскому исследованию, в Великобритании среди млекопитающих чаще других гибнут суслики, а среди птиц — рябчики. В целом по Европе среди птиц на первом месте обыкновенный черный дрозд — 11,94 на километр в год.

Наибольшее беспокойство у экспертов вызывает гибель под колесами автомобилей редких и исчезающие животных.

Три редких вида под угрозой исчезновения в России из-за гибели на дорогах (по оценкам экологов)

Дальневосточный лесной кот

Приморский край

Дальневосточный (амурский) лесной кот внесен в федеральную и региональные Красные книги. Численность этих редких животных сокращается еще с 1990-х годов, сейчас в России обитает всего 2-3 тыс. особей. Гибель на дорогах также угрожает выживанию популяции этих животных.

Монгольская жаба

Байкал, Иркутская область

Монгольская жаба — реликтовый вид, потому особенно ценен. Жаба размножается летом в теплых озерах Ольхона, которые все активнее посещают туристы. Из озер жабята мигрируют в Тажеранские степи. На пути многие из них гибнут, пересекая дороги. Монгольская жаба смогла преодолеть эпохи, но может исчезнуть из-за растущего трафика. Узорчатый полоз — змея, обитающая в этих же краях, — находится в аналогичной ситуации.

Серая жаба

Заказник «Сестрорецкое болото», Ленинградская область

В заказнике «Сестрорецкое болото» в Петербурге каждый год с началом миграции серых жаб и лягушек петербургские экологи привлекают волонтеров на массовую акцию по спасению редкого вида. Миграционный маршрут земноводных проходит через автомобильную дорогу. Жабы преодолевают ее по пути на нерест и обратно. За неделю участники акции спасают от гибели на дорогах до 15 тыс. серых жаб.

Серая жаба не внесена в Красную книгу, но ее популяции сокращаются в некоторых странах Европы, что связывают с растущей сетью автодорог.

Как решить проблему гибели диких животных на дорогах

«В России дорожная сеть менее разветвленная, чем, например, в Скандинавии, и интенсивность движения в среднем меньше. Данных мало, но хочется верить, что в России гибнет меньше животных. Не стоит догонять Европу по тревожным показателям, нужно уже сейчас принимать меры. Например, строить экодуки», — комментирует Евгений Усов, один из авторов доклада «Смерть на дорогах — неизвестная трагедия диких животных».

Экодуки — специальные переходы через оживленные трассы, созданные для животных. Такие «зеленые коридоры безопасности» связывают разделенные дорогами природные массивы и помогают не только предотвращать ДТП, но и объединить экосистему, разбитую трассами на куски. Доказано, что экодуками пользуются даже жуки и пауки.

Только в Нидерландах функционирует 600 экодуков. В России их не больше десятка.

Предотвратить часть ДТП можно, если дополнить предупреждающий знак «Дикие животные» еще одним, устанавливающим ограничение скорости. В докладе описаны и другие меры, которые используются в мировой практике обустройства дорог с целью сохранить популяции зверей, птиц и рептилий.

Эксперты рекомендуют привлекать биологов к проектированию дорожной сети и избегать строительства оживленных трасс на путях миграции животных. Реальная статистика поможет оценить, какие именно меры и где они будут наиболее эффективны для защиты животных и решения проблемы.

Наталья Маркова

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены