Eng

  На главную страницу

"Экос-информ", июль 2005 г.

Будущее лесов России решается сегодня

Новый этап лесной реформы

22 апреля Государственная Дума приняла в первом чтении проект Федерального закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации". В дальнейшем, планируется ударными темпами принять новый документ уже к середине лета. Это означает, что государство преобразует леса России в предмет коммерческого оборота, соответственно изменятся все лесные отношения, система управления лесным хозяйством, в результате чего государственный и общественный контроль использования лесных ресурсов в стране фактически исчезнет, а хозяевами российского леса станут российские и иностранные граждане, компании и лица без гражданства.

Новая версия Лесного кодекса это уже третий законопроект (с конца 2004года), направленный на коренное изменение основного лесного закона страны - Лесного кодекса.

Не успел вступить в силу Федеральный закон №122-ФЗ, полностью менявший систему взаимодействия между участниками лесных отношений и принципы доступа к лесным ресурсам, как его уже изменили - аннулировав лесную часть и приняв дополнительно Федеральный закон №199-ФЗ, который привёл действующий Лесной кодекс в соответствие с целями и задачами административной реформы. ФЗ-199 - Вступил в силу 1 января 2005 года, определил новый порядок взаимодействия федеральной и региональной властей в области управления лесными ресурсами, изменил порядок доступа к лесным ресурсам. Уже сейчас ясно, что правительство само оказалось не готово к принятию этого закона.

Регионам достались права управлять сельскими лесами и тушить лесные пожары, однако сделано это без разработки эффективной системы финансирования такой деятельности

В рамках субвенций, выделяемых из федерального бюджета, на каждый гектар сельских лесов, переданных в управление регионам, будет выделено 17 руб. И это при том, что в большинстве сельских лесов даже лесоустройство не проводилось, по крайней мере, в течение последних 15 лет.

На борьбу с пожарами планируется выделить всего 500 миллионов рублей, что недостаточно даже при прохладном и дождливом лете. При этом средства планируется выделять на 1 га лесной площади, в то время как каждый год большая часть катастрофических пожаров случается в сравнительно небольшом числе регионов. В результате можно ожидать полной беспомощности властей в борьбе с пожарами. Представители администрации регионов, например, Красноярского края, считают, что в настоящее время на тушение пожаров планируется выделить средств в 6 раз меньше, чем необходимо.

Более того, правительство Российской Федерации до сих пор не разработало постановления, регламентирующие порядок и объемы фиксирования региональных управлений сельскими лесами и передачу средств на борьбу с пожарами. В результате возникла правовая пустота.

Казалось бы, новый проект должен учитывать все недостатки старого кодекса и дополняющих его законов. Однако это не так, 199-ФЗ и проект нового Лесного кодекса совершенно не соответствуют друг другу. Новый проект уже сейчас не соответствует принципам устойчивого управления лесами, некоторые положения не определены, а многие формулировки расплывчаты и допускают двоякое толкование. В результате этого мы можем ожидать дальнейшую дестабилизацию системы управления лесами России, уничтожение ценных лесов, возникновение кризисных явлений в лесной отрасли и социальные потрясения.

Последствия принятия нового Лесного кодекса и административной реформы
Передача функций по ведению лесного хозяйства в руки частных структур

Новый проект Лесного кодекса планирует передать большую часть функций по ведению лесного хозяйства в руки частных лесопромышленных компаний или подрядчиков. Тем самым государство своими руками планирует уничтожить десятилетиями формировавшуюся систему лесхозов, то есть фактически подписывается под увольнением большинства из 190 тысяч сотрудников, занятых в лесном секторе. Первым шагом в этом направлении стала передача функций по контролю в области лесопользования, которые в основном осуществляли лесхозы, Росприроднадзору. Но, если в старом Рослесхозе охраной леса и контролем лесопользования занималось около 70 тыс. чел, то в Росприроднадзоре - менее 1000 чел. На каждый регион, и огромный Хабаровский край, и Московскую область с ее многочисленными проблемами, будет приходиться менее 5-10 инспекторов, которые будут физически не способны бороться с нарушениями лесного законодательства.

Всего в связи с административной реформой по самым скромным подсчетам в ближайшее время будут уволены более 2/3 сотрудников лесхозов, а еще больше - в течение нескольких ближайших лет. На улице без средств к существованию окажутся десятки тысяч человек, имеющих специальное лесное образование.

Система лесхозов, преобразуется в обычную бюрократическую структуру с небольшим штатом, деятельность которой будет ограничена выдачей различных разрешительных документов и других подобных бумажек, практически же, заниматься всеми лесными вопросами должны будут новые хозяева леса - физические и юридические лица, арендующие лес.

Отсутствие стимулов к ведению ответственного лесопользования

С другой стороны Кодекс не содержит стимулов к ведению ответственного лесопользования и механизмов проверки эффективности управления арендованными лесами. Единственным критерием качества работы арендатора, прописанном в документе, является требование по 30%-ному освоению расчетной лесосеки - эту меру никак нельзя считать рыночной и обоснованной. То есть лесопользователь будет штрафоваться за то, что он будет вырубать леса меньше, чем согласно договору аренды, а также за "самовольное" оставление на лесосеке отдельных элементов исходного древостоя, если это не вписывается в жесткие рамки ныне действующих правил рубки. В результате арендатор потеряет возможность гибко планировать рубку леса с учетом местных условий с целью сохранения биологического разнообразия, средообразующих свойств леса или повышения доходности лесопользования. В то же время отсутствуют четкие требования к проведению лесовосстановительных работ после рубок в лесах второй группы, проведению как минимум однократного ухода за лесом до достижения им 30-летнего возраста. В результате, лесопользователи будут заинтересованы только в экстенсивном использовании лесных ресурсов (снятию "сливок" - вырубке последних наиболее доступных и наиболее продуктивных лесов).

К сожалению, следует отметить, что в настоящий момент частный бизнес не готов к оказанию качественных услуг в сфере ведения лесного хозяйства. Многие крупные лесопромышленные компании публично выступили даже против самой идеи приватизации лесов. Видимо понимают, что они ещё не готовы сами вести полноценное лесное хозяйство, осознав, что это дорого и сложно. Планировать нужно на десятилетия, вкладывать деньги сейчас, а отдача будет через десятки лет. К тому же на сегодняшний день у лесопромышленников нет уверенности в том, что государство через несколько лет еще раз не поменяет правила игры в лесной сфере, в результате чего все вложенные инвестиции будут утеряны. В условиях уничтожения системы лесхозов - это означает увеличение лесного воровства и нанесение вреда лесу низким качеством ведения лесного хозяйства.

Расцвет нелегальных рубок

В настоящий момент собственные средства лесхозов (это в основном деньги, вырученные от продажи древесины, заготовленной под видом "рубок ухода" и "санитарных" рубок) составляют более 50% от объема их финансирования. В результате лесхозы, которым по закону запрещено вести коммерческие рубки леса, на деле превратились в крупнейших лесозаготовителей страны с объемом заготовки в 2004 г. свыше 40 млн. м3, или около 25% всего объема древесины, заготовленной в стране. В ожидании своего окончательного расформирования именно лесхозы станут основным фактором увеличения объема незаконных лесозаготовок в стране. Ни новый Лесной кодекс, ни другие законодательные акты по-прежнему никак не решают эту проблему.

Даже по скромным подсчетам, без учета деятельности лесхозов, доля незаконных рубок в стране оценивается в 20%. В условиях дальнейшего ослабления системы контроля (менее тысячи инспекторов на всю страну) и отмены лесорубочных билетов (взамен предлагается ввести лесную декларацию, которую ежегодно должны подавать арендаторы лесного фонда в органы управления лесным хозяйством) у арендаторов скорее появиться свобода нарушать закон, а не свобода действий. Это несет особую опасность для защитных (экологически ценных) лесов 1-ой группы - лесов особо охраняемых природных территорий, водоохранных лесов, лесов на крутых склонах, в малолесных регионах и т.д. Это связано с тем, что кодекс чрезвычайно слабо и непоследовательно описывает требования по режимам лесопользования в таких лесах.

В результате можно ожидать повальную "легализацию" незаконных рубок в стране в силу отсутствия системы контроля и учета в области лесопользования и распространения рубок на экологически ценные леса.

Скрытая приватизация лесов вокруг больших городов

Стоимость участков земли вокруг крупных городов уже давно намного превышает стоимость их лесных ресурсов, рассчитанную с точки зрения продажной цены древесины. Например, в Подмосковье стоимость одной сотки земли варьирует между 5 тыс. и 20 тыс. долларов США, а по самым престижным направлениям приближается к 100 тыс. долларов за сотку. В результате тысячи гектаров наиболее привлекательных лесных земель вблизи водоемов и рек, около старинных усадеб и особо охраняемых природных территорий ежегодно незаконно застраиваются. Ни один участок лесного фонда, незаконно захваченный в последние 15 лет в Подмосковье, не был изъят, а сам захватчик - наказан. Стоимость лесных участков для застройки все больше обгоняет их цены с точки зрения ведения лесозаготовок. Так лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, в пересчете на 1 га (100 соток) леса не превышают 300 долл. Примерно столько же составляет арендная плата за право лесопользования на участке лесного фонда. Все это (даже при формальной невозможности приватизации участков лесного фонда) подталкивает девелоперов и риэлторов к махинациям с лесным фондом. Новый Лесной кодекс узаконит еще одну форму захвата лесных земель с целью коммерческой застройки - лесные участки будут браться в аренду с целью организации туристической деятельности, рекреации и ведения охотничьего хозяйства. А под видом этих благородных целей такие участки будут огораживаться забором, а внутри них будут строиться коттеджи.

Ограничение права граждан на общедоступное пользование лесами

Приватизация лесов беспокоит население вовсе не потому, что его волнует, кто станет хозяином сибирской тайги через 15 лет. Простых людей волнует, что будет уже через несколько лет с тем лесом, где они традиционно гуляли с семьёй и собирали грибы-ягоды. В новом лесном кодексе написано, что если арендатору понадобится ввести какие-то ограничения, он их введёт. То есть, совершенно законно можно запретить доступ людей в лес по каким-то причинам, например из-за пожароопасности или каких-то производственных причин.

Разработка проекта нового Лесного кодекса проходила долго и сложно. Документ переписывался много раз. Но в результате проект закона разрабатывался исключительно сотрудниками Министерства экономического развития и торговли РФ, без учета мнения неправительственных природоохранных организаций, специалистов лесного хозяйства и научной общественности. Комитет по природным ресурсам Государственной Думы создал рабочую группу для работы над проектом и разослал проект документа в регионы для обсуждения, однако, замечания с мест практически не нашли своего отражения в законе. Таблица поправок, размещённая на интернет-страницах рабочей группы по кодексу:

http://www.duma.gov.ru/chature/workgroups/les/home.shtml показывает, что таблица поправок на сегодняшний день составляет косметические замечания, не затрагивающие сути проекта. Даже если все поправки, учтённые рабочей группой будут приняты, проект кодекса принципиально не изменится, в нём останутся все недостатки, которые вызвали жёсткую критику со стороны экологов, работников леса и общественности.

Такое впечатление, что авторы закона и 323 депутата Государственной Думы одобрившие проект закона в первом чтении не понимают, что будущее российских лесов решается здесь и сейчас, и если закон будет принят в нынешнем виде, это приведёт к кризисным явлениям в лесной отрасли и большим социальным потрясениям.

Проект Федерального закона №136515-4 "Лесной кодекс Российской Федерации недопустимо было направлять на первое чтение, второе и третье чтения фактически ничего не изменят. Поэтому, исходя из необходимости, остановить принятие опасного документа, общественность страны вынуждена обратиться в суд как одну из последних инстанций, способных защитить права граждан.

М. КАРПАЧЕВСКИЙ, Е. КОЛЕСНИКОВА

Центр охраны дикой природы

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены