Eng

  На главную страницу

Журнал "Экоград" № 8, август 2005 г.

Сыр-бор из-за леса

По мнению Эколого-правового центра «Право на жизнь» и Центра охраны дикой природы, правительство и Государственная Дума РФ создают «правовой механизм для негласной приватизации и распродажи национального достояния России».

Концепция проекта Лесного кодекса противоречит основам конституционного строя Российской Федерации и на рушает права нынешних и будущих поколений граждан России на лесной фонд как общественное достояние, - считают юристы и экологи уже названных центров. - Отсутствие слов «приватизация», «продажа» не имеет значения, поскольку все содержание кодекса написано «под единого за казчика» - собственника.

Проект Лесного кодекса РФ не был опубликован в печати для широкого обсуж дения, работа правительства, Государственной Думы и Администрации президента по разработке и принятию проекта нового Лесного кодекса проводится в «закрытом» от общества режиме, продолжают специалисты центров. Однако не секрет: в Лесном кодексе РФ не закреплен статус лесного фонда как общественного достояния российских граждан, не исключены земли лесного фонда из гражданского оборота, не закреплено преимущественное право представителей и общин коренных малочисленных народов на лесные участки для ведения ими традиционного образа жизни.

Вывод можно сделать только один, считают «зеленые»: идет подготовка негласной приватизации природных ресурсов России, в первую очередь лесного фонда.

Комментарий специалистов Управления правового обеспечения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы:

Департамент предлагает внести ряд поправок в Лесной кодекс. Например, необходимо учесть, что лесопользование, ведение лесного хозяйства и охрана лесов вокруг городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) затрагивают интересы жителей этих городов, поскольку состояние лесных массивов оказывает непосредственное влияние на окружающую среду мегаполисов. В этой связи важно предусмотреть участие органов государственной власти городов федерального значения в реализации полномочий по организации лесопользования, ведения лесного хозяйства и охраны лесов пригородных зон. В противном случае ставится под сомнение возможность реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, мониторинг пригорородных лесов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляемый за счёт средств бюджетов указанных субъектов РФ, позволит вовремя обнаруживать негативные изменения и их источники.

Кроме того, некоторым землям лесного фонда предлагается придать статус особо охраняемых природных территорий. Это позволит более эффективно осуществлять мероприятия по сохранению лесов.

Валерий РОЩУПКИН, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства:

Новации, заложенные в 199-ФЗ, в недавно принятых дополнениях к земельному законодательству (172-ФЗ), а также в новой редакции Лесного кодекса, определяют новое качество лесных отношений. В частности, по-новому решены проблемы взаимоотношений центра и субъектов Федерации. За регионами: полномочия по переводу, борьба с лесными пожарами и многое другое. При этом лесной фонд и лесное хозяйство сохраняется в федеральной собственности с соответствующими бюджетными обязательствами.

Принятые законодательные новации направлены на создание «эффективной системы использования природных ресурсов», о которой говорилось в послании президента России Федеральному Собранию. Полагаю, что основной путь решения - формирование слоя ответственных долгосрочных арендаторов.

...Разумеется, мы придаем особое значение задачам воспроизводства, защиты и охраны лесов. В экономическом контексте важно подчеркнуть, что во всем этом не только исполнение природоохранных требований, но непосредственное условие нашего присутствия на легальных международных рынках. Восстановление лесных ресурсов - важнейший оценочный показатель нашей деятельности. Начиная с 2005 года, лесовоспроизводство целиком финансируется из федерального бюджета. Прирост лесного фонда превышает выбытие за счет рубок главного пользования. В наших планах разработка Программы воспроизводства лесов на 2006 - 2008 годы. Этой программой мы должны заложить базу для перехода лесного хозяйства на стандарты неистощительного лесопользования. В числе ее мероприятий оптимизация объемов воспроизводства лесов по способам, методам и технологиям в зависимости от лесорастительных условий, хода естественного возобновления, транспортной доступности и экономической эффективности. Указанная программа должна, в частности, решить актуальную в настоящее время проблему формирования рационального породного состава лесов на перспективу, а также создания так называемых целевых хозяйств, обеспечивающих крупных лесопромышленников лесными ресурсами требуемого породного состава.

Выполняется комплекс мероприятий по защите и охране лесов, создающих основу для эффективного лесопользования в будущем.

Подготовила Вера ЕВСТИГНЕЕВА

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены