Eng

  На главную страницу

"Экология и жизнь", 2 (43) 2005 г.

БЕРЕГИ БЕРЕГА

Побережье – особая зона. Здесь встречаются вода и суша, водный и наземный, животный и растительный мир. Здесь издавна селились люди. В настоящее время в прибрежных зонах проживает до 60% населения Земли. Здесь же, в конечном счете, сток всех загрязнении. И здесь же пересекается и сталкивается мно-жество интересов. Поэтому жители побережий, страны, их представляющие, первыми стали стремиться к компромиссу интересов.

Европейский союз по охране побережий (EUCC – The Coastal Union) стремится объединять усилия правительств, общественности и ученых разных стран для сохранения береговой зоны и возглавляет партнерство, в которое от России входят Центр охраны дикой природы, Государственный технический университет г. Калининграда, Департамент охраны окружающей среды администрации г. Санкт-Петербурга, Балтийский фонд природы. Один из последних проектов партнерства –- стартовавшая в 2001 г. международная программа профессионального обучения CoastLearn. Цель, которая перед ней поставлена, – сделать методологию Комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) доступной для профессионалов стран с переходной экономикой.

Освоение природных ресурсов в специфических условиях зоны контакта суши и моря требует адекватных, как правило, нестандартных методов и технологий. Ценность программы CoastLearn в том, что она помогает осознать это своеобразие жизни человека на побережьях. Уже подготовлен пакет программ дистанционного обучения, позволяющий наилучшим образом использовать электронные средства информации.

Программа CoastLearn – бесплатный, многоязычный, удобный для пользователя инструмент – поделена на отдельные тематические модули, подходящие для независимого изучения. Тематические модули следуют за вводным, в котором изложены общие концепции, принципы и преимущества КУПЗ, проиллюстрированные конкретными примерами. CoastLearn – развиваю-щийся проект. В настоящее время модули программы охватывают шесть различных тем, относящихся к прибрежным зонам:

  • анализ политики
  • географические информационные системы
  • планирование, интеграция и сотрудничество
  • оценка экологического риска
  • биологическое разнообразие
  • участие общественности.

Россия обладает чуть ли не самой протяженной береговой линией среди европейских стран, и поэтому обеспечение рационального управления побережьями так актуально для нашей страны. Неудивительно, что именно российские участники партнерства разработали два новых модуля программы CoastLearn:

  • прибрежный туризм
  • имитационная игра СоМPAS.

В современном мире туризм стал важным интегрирующим элементом комплексного управления в цепочке взаимосвязей хозяйственной деятельности (от природопользования и охраны природы до транспорта и сельского хозяйства). Экологические последствия традиционного туризма вызывают все большую озабоченность специалистов и общественности, поэтому ответственный туризм и экотуризм видится многообещающей альтернативой для многих регионов России, Европы и мира.

Экологические игры, несомненно, зарекомендовали себя как эффективный инструмент, способствующий пониманию сложнейших взаимосвязей и взаимозависимостей природы и человеческой деятельности. Такое понимание – залог принятия более взвешенных решений в природопользовании.

www.coastlearn.org
Подробно ознакомиться с программой CoastLearn можно на сайте Центра охраны дикой природы http://www.biodiversity.ru/coastlearn/

Соб. инф.

Имитационная игра CoMPAS
(Coastal Management Practices to Achieve Sustainability)

CoMPAS – компьютерная имитационная игра, моделирующая процессы управления прибрежным регионом. Игра предназначена главным образом для практических работников, сталкивающихся в своей деятельности с принятием управленческих решений по развитию побережий, но может быть использована также и в учебном процессе в вузах и старших классах общеобразовательных школ.

Игра CoMPAS открыта для свободного доступа на сайте Центра охраны дикой природы: http://www.biodiversity.ru/coastlearn/

Игра знакомит участников с понятием устойчивого развития побере-жий и с принципами устойчивого управления социально-экономическим развитием береговой зоны. Играющий исполняет роль главы администрации прибрежного региона с очень широкими полномочиями по принятию решений в бюджетной сфере. Для региона, которым он будет управлять в игре, характерен набор видов хозяйственной деятельности, обычно присущий подобным регионам. Вся эта деятельность в большей или меньшей степени эксплуатирует природные ресурсы региона, его главный экосистемный ресурс – зону контакта воды и суши.

Время в игре движется с шагом, равным одному году. Чтобы проследить последствия проводимой хозяйственной политики, необходимо "проиграть" длительный промежуток времени, по крайней мере лет двадцать. Простая математическая модель, положенная в основу игры, позволяет отражать хозяйственную деятельность в прибрежном регионе, экологические и социальные последствия решений, принимаемых игроком.

Цель -– обеспечение устойчивого развития моделируемого региона – означает поддержание удовлетворительной экологической ситуации в регионе, сохранение природных ресурсов наряду с достижением высоких экономических и социальных показателей развития.


 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены