Eng

  На главную страницу

Вести СоЭС, № 2 (17) 2001 г.

Чтобы охраняемые территории стали нужны людям

Охрана дикой природы - дело, безусловно благородное. С этим вряд ли кто-то станет спорить. Но заниматься им можно по-разному. Можно провести красивую громкую акцию, о которой узнают миллионы людей, это добавит известности организации, которая ее проводит, но делу вряд ли поможет.

Можно привлечь крупного инвестора, вроде Сибирского алюминия, и напечатать на толстой мелованной бумаге буклеты про то, как нужно охранять леса и реки. Разрекламировав свое участие в «природоохранном проекте», инвестор вскоре забудет о своей «экологичности» и будет продолжать наносить вред природе.

По убеждению сотрудников Центра охраны дикой природы (ЦОДП), пока местное население не увидит пользы в охране природы, пока оно не сможет выживать за счет своих местных ресурсов, ничего или почти ничего не изменится. Люди должны понимать, что именно ненарушенная живая природа обеспечит им достойную жизнь в будущем.

Управление как наука выживания

В ЦОДП уже около пяти лет действует программа «Совершенствование управления ОПТ», частью которой является разработка менеджмент-планов для российских заповедников и национальных парков.

Система охраняемых природных территорий (ОПТ) бывшего СССР не имеет аналога в мире, это признается всеми экспертами в этой области. Однако, в изменившихся социальных и экономических условиях заповедники и национальные парки вынуждены искать новые экономические механизмы и модели управления, к числу которых относятся и менеджмент-планы, широко распространенные на Западе. Центр разработал и начал внедрять менеджмент-планы в трех российских ОПТ: Центрально-лесном биосферном заповеднике, заповеднике «Катунский», национальном парке (НП) «Смоленское Поозерье». В национальных парках «Кенозерский», «Шушенский бор», «Плещеево озеро», «Себежский» и «Русский Север» менеджмент-планы создавались при консультационной поддержке ЦОДП. Готовится такой план и для НП «Угра».

План развития национального парка «Смоленское Поозерье» рассматривает туризм как способ поддержки экономики района и важнейшее направление деятельности парка. В рекреационную функцию нацпарка входит создание условий для полноценного отдыха людей на его территории, пропаганда экологических знаний. Это должно стать не только одной из основных статей дохода парка и местного населения, но и создать условия для сохранения историко-культурного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия. В парке реализуется уже второй менеджмент-план.

За основу менеджмент-плана заповедника «Катунский» была принята концепция биосферного резервата ЮНЕСКО. План управления и развития этого заповедника способствует оптимизации ведения заповедного дела и, что принципиально важно, - успешному взаимодействию местного населения с природой.

Отличительная черта Центрально-лесного биосферного заповедника - высокий уровень научных исследований. Это позволило перейти к новому этапу деятельности заповедника - разработке и внедрению концепции устойчивого развития региона. Формирование и реализация ежегодных планов действий будет проходить в соответствии с региональными социально-экономическими планами, а также принципами Севильской стратегии по биосферным резерватам.

Методически менеджмент-планы построены по принципу целевых природоохранных программ. Помимо государственного бюджета, финансирование отдельных мероприятий будет осуществляться из средств областных (республиканских) и районных экофондов, территориальных бюджетов, Глобального экологического фонда, Британо-Российской программы развития, Фонда защиты диких животных, российского Фонда национальных парков, собственных заработанных средств. Концепция планирования и уже созданные планы могут и будут служить основой для разработки общей модели менеджмент-планов для российских ОПТ и могут быть адаптированы для других заповедников и национальных парков.

Еще один важный компонент программы «Совершенствование управления ОПТ» - это развитие и поддержка устойчивого жизнеобеспечения населения на территории национальных парков. Проект опирается на признание права местного населения на реализацию его собственных социальных и хозяйственных задач в соответствии с индивидуальными режимами охраны национальных парков.

«Это очень важно для сохранения там живой природы. Известно, что плохие условия жизни людей и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития только провоцируют конфликты в природопользовании и ухудшают условия сохранения природных объектов в национальных парках», - комментирует Армен Григорян, руководитель программы.

Технологии устойчивого жизнеобеспечения населения

Рассказывает сотрудник ЦОДП Сергей Демин:
Не секрет, что за годы Советской власти, да и за последнее десятилетие реформ вера людей в поддержку со стороны государства сильно упала. В работе с сельским населением это особенно ощущается. Первая проблема, с которой сталкиваешься, общаясь с населением, проживающим на территории парков и вблизи заповедников, это сильное недоверие, непонимание, а зачастую даже противостояние всему новому, пришедшему извне, поэтому мы начинали с поиска общего языка.
Неоднократно на наших модельных территориях, а это НП «Угра», «Смоленское Поозерье», заповедники Центрально-лесной и «Катунский», мы организовывали обучающие семинары для местного населения, на которых все желающие могли прослушать лекции по технике составления бизнес-планов, юридическим и налоговым основам ведения бизнеса, а также получить бесплатные консультации у приглашенных специалистов. Все желающие могли подать (и подают еще сейчас, так как программа продолжается) заявки на получение на конкурсной основе микрокредитов из фонда, созданного на каждой модельной территории. Механизмы, с помощью которых работают эти фонды, на каждой территории различны.

В НП «Угра» фонд создан на базе и при содействии Калужского государственного фонда поддержки малого предпринимательства, в НП «Смоленское Поозерье» и Центрально-лесном заповеднике эти функции выполняют районные администрации, и, наконец, в Катунском заповеднике фонд создан на базе самого заповедника. Цель работы этих фондов - поиск и апробация механизмов, в том числе - новых, поддержки сельского населения через льготное кредитование и консультирование. Также мы понимаем, что невозможно добиться успеха в деле устойчивого жизнеобеспечения населения без привлечения представителей всех уровней власти. Так как созданные нами фонды небольшие, мы решили что целесообразно больше работать с районными и сельскими администрациями, поэтому следующим важным шагом стала серия семинаров для представителей администраций районов, администраций модельных национальных парков и заповедников. Темы семинаров были подобраны таким образом, чтобы участники почувствовали себя одной командой, специалист-психолог провел тренинги по технике эффективного общения и разрешения конфликтов.

Для районных экономистов был прочитан курс по бизнес- планированию и микрокредитованию, а для специалистов национальных парков - курс по развитию туризма. Все это рассчитано на повышение компетенции людей, участвующих в работе фонда, поддержание их интереса к программе микрокредитования. Ведь ни экономисты, ни юристы, ни главы районов за эту работу зарплату не получают.

Чтобы сделать процесс выдачи микрокредитов как можно более открытым и справедливым, на каждой модельной территории заявки отбирались по конкурсу. Для этого были созданы комиссии по их оценке, в состав комиссии по каждой территории обязательно входят по одному представителю ОПТ, района на территории которого проживает и осуществляет свою деятельность заявитель, а также Центра охраны дикой природы, как организации, осуществляющей мониторинг за целевым использованием средств фонда.

Естественно, из-за низкого уровня жизни у многих заявителей возникают проблемы с обеспечением кредита залогом, но мы нашли очень интересные, на наш взгляд, решения этой проблемы. Во-первых, это договор поручительства, который подписывает либо уважаемый член местного сообщества, либо администрация района. Во-вторых, на одной из модельных территорий нам удалось с помощью страховой компании застраховать сам кредит, при этом величина страховки полностью устроила заявителя. Также была решена проблема с низко ликвидными и трудно оцениваемыми видами залога. Даже в тех случаях, когда не удавалось найти специалиста, имеющего право оценивать то или иное закладываемое имущество, с согласия всех членов комиссии была применена упрощенная, приблизительная система оценки.

На всех территориях, кроме НП «Угра», было решено первый круг кредитов сделать беспроцентным, что позволит заинтересовать больше людей и иметь на втором этапе достаточное разнообразие конкретных и наглядных примеров использования первых кредитов. В дальнейшем будет установлена минимальная процентная ставка по кредитам, что необходимо для устойчивого существования самого фонда, а также возмещения операционных расходов, связанных с его обслуживанием. Только в НП «Угра» фонд был создан на базе государственного фонда поддержки малого предпринимательства, и поэтому здесь с самого начала была заложена невысокая процентная ставка по кредитам, позволяющая покрыть его операционные расходы. Как показали время и опыт, наиболее устойчиво фонды действуют через муниципальные образования, которые более других заинтересованы в повышении уровня жизни местного населения.

Безусловно, организация туризма и отдыха - приоритетная и перспективная сфера деятельности национальных парков, поэтому с самого начала программа была нацелена на развитие именно этих направлений. Из-за особенностей организации и функционирования туристского рынка население оказалось не готово к работе в этой сфере: большинство поданых и одобренных заявок относились к сельскохозяйственной. Поэтому для повышения активности и создания условий для развития туризма и отдыха было принято решение осуществить несколько так называемых поддерживающих проектов. Они связаны с созданием условий для приема посетителей и туристов в домах сельских жителей и целым рядом дополнительных услуг, что положит начало развитию зеленого сельского туризма. На примере проекта по организации спортивного рыболовства можно будет продемонстрировать, как с небольшими затратами правильно сформировать и запустить такой специализированный тур.

В целом, результаты нашей работы позволят получить ответы на многие вопросы социально-экономического характера. Практические наработки (различные типы договоров, положений, другая накопленная документация) мы планируем обобщить и выпустить в виде отдельного сборника, который поможет руководителям всех уровней по-новому взглянуть на старые проблемы и, быть может, решить их.

Виктория Колесникова

--------------------------------------------------------------------------------

Фермерское хозяйство семьи Шиповых, проживающих на территории НП «Угра», получило в августе 2000 года кредит в размере 25000 руб. сроком на один год. Кредит выдан на изготовление передвижной пасеки в виде вагончика на колесах, что позволит вывозить ульи на территорию парка и увеличить сбор меда с 2.5 до 3 тонн, а также - повысить его вкусовые качества и разнообразие сортов. По расчетам проект полностью рентабелен, приносит выгоду семье Шиповых и не наносит ущерба природе национального парка. Хозяйство строго придерживается графика возврата кредита и в конце августа 2001 года полностью погасит его.

--------------------------------------------------------------------------------

Л.А.Киприч в НП «Смоленское Поозерье», работающая в доме культуры г. Демидова, получила кредит в феврале 2001 года в размере 15000 руб. сроком на 1 год. Реализация проекта способствует увеличению уровня ее доходов с 400 до 1300 руб. в месяц. Суть проекта заключается в производстве и продаже гобеленов ручной работы на территории национального парка и за его пределами, сбыт продукции гарантирован оригинальностью и качеством работы. Проект популяризирует производство гобеленов, как один из видов народного творчества и положительно влияет на имидж национального парка.

--------------------------------------------------------------------------------

Семья Рубцовых в Центрально-лесном биосферном заповеднике в декабре 2000 года получила кредит в размере 25000 руб. сроком на один год на организацию гостевого дома. Проект направлен на улучшение ситуации с местами проживания туристов в п. Заповедном в летний период. Реализация проекта позволит повысить качество предлагаемых услуг. Семья Рубцовых получила консультацию в администрации Нелидовского района по налоговой и юридической специфике этого бизнеса. Возвраты по кредиту идут в соответствии с намеченным графиком.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены