Eng

Е. Власов,
Селиховская средняя школа, 9 класс,
Центрально-Черноземный заповедник

Мои родители работают в заповеднике, поэтому я всегда участвую в различных природоохранных конкурсах, акциях, викторинах. На этот раз я попал в число участников первого всероссийского лагеря для детей сотрудников заповедников, проводившегося в Кавказском заповеднике. Туда я поехал вместе с Олей Малешиной, также ставшей участницей этого лагеря.

В Москве я оказался впервые, и она мне понравилась сразу. Но еще больше она мне понравилась, когда мы сходили на Поклонную гору.

В аэропорту мы встретились с организаторами и другими участниками лагеря. Вскоре мы уже сидели в самолете, и Ту-154 уносил нас от Москвы все дальше и дальше…

Через два часа мы приземлились в Адлере. Выйдя из самолета, я сразу почувствовал перемену в климате. Нас всех посадили в автобус, и так, к слову, сказали, чтобы слабонервные направо не садились. Смысл этих слов все поняли, когда автобус мчался по узенькой дороге, с одной стороны которой была отвесная скала, а с другой пропасть.

Кавказские горы. Фото автора.

В Красную Поляну мы приехали, когда уже стемнело, а ведь до кордона было еще добрых двенадцать километров. Преодолев пешком это расстояние (правда, в конце нас подвезли две машины), мы в первом часу ночи в полной темноте добрались до нашего лагеря, поужинали, разбежались по палаткам и уснули.

Наш лагерь находился на высоте тысяча сто метров над уровнем моря, вблизи кордона Пслух. Мы жили в десятиместных палатках, которых всего было пять. Номер палатки был номером отряда, в который входили все, кто жил в этой палатке. А во главе каждого отряда стоял вожатый. В нашем отряде (и в нашей палатке) было девять человек: Дима Фуфыгин из "Олекминского" заповедника, Максим Сопин из "Тунгусского", Иван Елсуков из Сихотэ-Алинского, Андрей Назаров из "Южно-Уральского", Гриша Сивков из "Пинежского", Марина Клявина из Воронежского, Юра Снарский из Жигулевского, Вика Зайцева из "Полистовского" и я — из Центрально-Черноземного.

Утро начиналось с получасовой зарядки, после которой я сразу шел к речке купаться. Мне нравилось ложиться в холодную воду и держаться за скользкие камни, когда бурный поток Пслуха тебя то и дело норовит снести вниз. Горная река очень красива, красива своими порогами, водопадами, каждый ее участок неповторим и необычайно разнообразен. К тому же вода в ней жутко холодная, так что лежать приходилось недолго.

В самом начале лагеря все дети делали небольшое сообщение о своем заповеднике. Потом всех участников разделили по трем направлениям: экопросвещение, охрана и наука. С нами работали высококвалифицированные специалисты. “Охранники” изучали оружие, закон о природоохранных территориях, у них было очень много интересной практики. Они ездили верхом на лошадях, запускали сигнальные ракеты и многое другое.

"Экопросвещенцы" решали проблемы заповедников сидя под большим раскидистым дубом. Вместе у нас были занятия по коммуникативному тренигу, школа выживания.

Наша группа – “научников” занималась изучение кавказской флоры и фауны. В лесу и на берегах реки мы отыскивали следы волка, медведя, дикого лесного кота. Кстати кошка, живущая на кордоне Пслух, окотила трех котят, отцом которых был дикий лесной кот. Котята – все в папу, такие же полосатые и очень красивые. Вот как бывает!

В горах на экскурсиях с зоологом мы видели туров, серн, близко рассматривали белоголовых сипов, бородачей. На занятиях с лесоведом узнали о типичной кавказской флоре и дендрофлоре в особенности.

Мне понравились все взрослые, которые были в этом лагере, но из всех я хотел бы выделить энтомолога Михаила Николаевича Цурикова, заповедник "Галичья Гора" и Реваза Шулайя. Михаил Николаевич мне понравился своим желанием донести до нас как можно больше информации. Он очень много рассказывал, буквально не останавливаясь ни на секунду. Реваз Шулайя вел занятия по коммуникативному тренингу, он же был вожатым нашего отряда.

Главным организатором этого лагеря была Светлана Эдуардовна Попова, она провела с нами несколько занятий, но основное время работала с "просветителями".

В последние два дня мы спустились к морю и обустроились рядом с тисо-самшитовой рощей. Экскурсии в реликтовую рощу нам проводили наши же "экопросвещенцы". Всех ребят разделили на несколько групп: дошкольники, школьники и иностранцы. Я был в группе “дошкольников”. Рядом с нашим лагерем протекала речка и на одном из участков этой реки было очень красивое (и популярное) место — “Чертовы ворота”. Мы очень часто ходили туда купаться. И каждый день много времени проводили на море.

В этой поездке у меня многое было впервые, я впервые поехал на поезде, впервые побывал в Москве, прокатился на метро, я первый раз в жизни полетел на самолете, впервые был на Кавказе и на море, в первый раз я попал в другой заповедник.

Сейчас слово "Кавказ" у многих людей связано с войной, разрушениями, смертью. А ведь Кавказ – это край удивительно красивой природы. И мы все стали пленниками этой красоты, пленниками Кавказа. Здесь я еще раз убедился, что природу в ее первозданном, чистом виде можно сохранить только в заповедниках. Пусть она навсегда останется в этих местах нетронутой и прекрасной.

Это - мы. Фото автора

| архив | содержание | вверх |

Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП

22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы

13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"

12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»

6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова