Eng

  На главную страницу
| содержание | другие документы |загрузить документ (PDF, 2.4 Mb) |

6. Заключение

Проведенные в данном обзоре информационные материалы позволяют сделать следующие выводы о воздействии пожаров на биоразнообразие степных экосистем и возможностями управления пожарами в целях сохранения биоразнообразия и рационального управления природными ресурсами степных экосистем, в том числе на особо охраняемых природных территориях.

1. Степи самый нарушенный и один из наименее защищенных биомов страны (а равно и мира). Российское законодательство не выделяет степи как специфический объект регулирования, в нем отсутствует само понятие «степь». В пределах особо охраняемых природных территорий России находится ничтожная часть степного биома: в ООПТ федерального значения менее 0,8% (менее 1,7% общей площади федеральных ООПТ).

2. Регулярным пожарам в степных регионах страны подвержены значительные площади сельхозугодий и особо охраняемых природных территорий; распространение огня, как правило, имеет неуправляемый характер.

3. Обширные пожары вызывают значительную эмиссию парниковых газов, снижают плодородие почв и приводят к деградации почвенного покрова, оказывают негативное влияние на здоровье населения при задымлении и приводят к порче и уничтожению имущества физических и юридических лиц.

4. В современной ситуации решение о тушении того или иного растительного пожара на ООПТ должно приниматься вне зависимости от причин возгорания; основными источниками огня являются намеренные или случайные поджоги, а также проведение сельскохозяйственных палов.

5. Пожары в степных экосистемах вызывают пирогенные сукцессии, длительность которых составляет, в зависимости от региона и местных природных условий, от 7-8 до 30 лет.

6. Частые (чаще 1 раза в 5-7 лет) пожары снижают общее биоразнообразие на ООПТ и представляют значительную угрозу сохранению на особо охраняемых природных территориях редких и исчезающих видов птиц и млекопитающий, обитающих в степных и околоводных травяных сообществах.

7. На ООПТ федерального значения в России наибольшему негативному воздействию пожаров подвержены травяные экосистемы в государственных природных заповедниках: «Хинганский», «Оренбургский», «Черные Земли», «Даурский».

8. Проведение противопожарных профилактических мероприятий и тушение пожаров на ООПТ необходимо осуществлять с учетом природной ценности экосистем, задач сохранения редких и исчезающих видов, поддержания режимов ООПТ.

9. Степные экосистемы на ООПТ России и большинства зарубежных стран неполноценны вследствие отсутствия значительных по численности диких копытных животных, что приводит к быстрому накоплению растительного материала и создает пожароопасную обстановку.

10. В практике развитых зарубежных стран (США, страны Евросоюза) огонь на землях дикой природы и охраняемых природных территорий имеет преимущественно характер управляемых палов. Палы проводят в целях противопожарной профилактики при чрезмерном накоплении степного войлока и в целях управления видовым составом растительного покрова, вызывания стадий пирогенных сукцессий. Неуправляемые пожары, в том числе на охраняемых природных территория, как правило, происходят с адекватной, по мнению ряда исследователей, природной периодичностью, примерно раз в 5-15 или более лет.

11. Федеральным законодательством установлена административная и уголовная ответственность за преднамеренные поджоги сухой растительности и иного материала, в том числе сельхозпалы, наносящие вред живой природе и плодородию почв. При этом в законодательстве отдельных регионов существуют нормы, предусматривающие проведение сельскохозяйственных и иных палов и определяющие порядок их проведения.

12. Правоприменительная практика по случаям пожаров в России применяется к крайне незначительной части нарушений. Выявлены следующие причины недостаточного государственного противопожарного контроля:

- непроработанная нормативная правовая база федерального и регионального уровня по регулированию в сфере управляемых палов и использования населением огня в целях рекреации и ведения сельского хозяйства и садоводчества;

- недостаточная численность инспекторского состава;

- отсутствие адекватных методик, позволяющих оценить ущерб от пожаров и выставить обоснованные иски к виновникам поджогов;

- недостаточная активность органов местного самоуправления и общественности;

- массовый характер нарушений.

13. Причинами массовых поджогов являются следующие обстоятельства:

- низкий уровень правовой культуры, правовой нигилизм значительной части населения;

- низкий уровень экологической культуры и получившие широкое распространение мифы о, якобы, пользе травяных палов;

- низкий уровень агротехники и стремление руководителей сельхозпредприятий и фермерских хозяйств сократить издержки производства, в том числе за счет снижения плодородия почв;

14. Информационная база в сфере травяных пожаров недостаточна для принятия решений в области управления пожарами, частности, отсутствует полноценная информация на региональном и федеральном уровне о количестве и площади ежегодных пожаров на уровне отдельных ООПТ федерального значения (заказников), регионов и Российской Федерации в целом, ущербе от пожаров, затратам на их тушение.

15. Недостаточно научных данных для проведения комплексной оценки воздействия пожаров на почвенный покров степных экосистем и плодородие сельхозземель в Российской Федерации.

16. Степные государственные природные заповедники не располагают материально- технической базой и финансовыми ресурсами, необходимыми и достаточными для обеспечения пожарной безопасности и сокращения площадей пожаров, затраты на тушение травяных пожаров, в отличие от лесных, не компенсируются из средств федерального бюджета и не предусматриваются при бюджетном планировании.

17. Система управления пожарами должна включать установление целей по отношению к огню, составление планов мероприятий (по профилактике, раннему обнаружению, контролю, локализацию и тушению огня), мониторинг пожаров (включая затраты на противопожарные мероприятия и комплексную оценку ущерба), а также оценку эффективности мер для принятие решений о целесообразности внесения изменений в политику и планы мероприятий.

Таким образом, существующая ситуация с пожарами в степных регионах России не соответствует требованиям, предъявляемым международными нормами к системе экологического менеджмента и управления растительными пожарами в частности, а система государственный контроль не обеспечивает требуемый уровень пожарной и экологической безопасности.

| вверх | содержание | другие документы |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены