Опустынивание - проблема степной зоны России

Борис Виноградов (Институт проблем экологии и эволюции РАН)

   Проблема опустынивания степей стояла перед учеными России еще в начале нашего века (В.В. Докучаев, И.К. Пачоский, Г.И. Танфильев, П.Н. Крылов и др.). В настоящее время ключевые проблемы региональной экологической политики в степной зоне России и сопредельных государств, детально описанные А. Чибилевым (СБ № 2, 1998), тесно смыкаются с проблематикой развития изучения и борьбы с опустыниванием (Б.В. Виноградов, Изв.РАН, Сер. геогр., 1997, № 5), которая формирует федеральную целевую программу "Борьбы с опустыниванием России".

   1. Определение понятия опустынивания

   Понятие "опустынивание" было сформулировано в 1970-х гг. как процесс биолого-социально-экономической деградации экосистем. Базовое определение понятия опустынивания (UNCOD, 1977) оценивало его как "сокращение и разрушение биологического потенциала земель, что может привести в конечном счете к пустынно-подобным условиям". Оно представляло "ухудшение" (deterioration) экосистем, как "уменьшение и разрушение биологического потенциала, т.е. растительной и животной продукции для многоцелевого использования в то время, когда увеличение продукции необходимо для поддержания возрастающего населения". Для нас особый интерес представляла концепция опустынивания как "саморазвивающегося ускоренного процесса, из чего следует, что стоимость восстановления будет расти экспоненциально". В нашей стране было дано динамическое определение опустынивания (1976). Это "как длительновременные климатогенные сукцессии экосистем, в течение которых субаридные полупустынные, степные и саванновые ландшафты сменяются пустынными, так и более кратковременные антропогенные сукцессии, при которых в этих зонах происходит разрушение сложных и высокоорганизованных пустынных экосистем и образование на их месте примитивных комплексов с преобладанием минеральных арен". За рубежом также (1976) подчеркивали экологическую сущность определения опустынивания как "процесса обеднения аридных, субаридных и даже субгумидных экосистем совместным воздействием человека и засухи, что приводит, в первую очередь, к уменьшению продуктивности растительности и разрушению почв". В последнем международном документе UNEP опустынивание определяется как антропогенный процесс (UNEP, 1990), где "опустынивание в контексте оценки есть деградация земель в аридных, семиаридных и сухих субгумидных областях, возникающая в результате неблагоприятного влияния человека. Понятие "земли" в этой концепции включает свойства почвы, местных вод, рельефа, растительности и посевов сельскохозяйственных культур. Деградация земель включает сокращение ресурсного потенциала, она проявляется в одном из воздействующих процессов или в их сочетании. Процессы деградации включают водную и ветровую эрозию и аккумуляцию, долговременные сокращения покрытия и разнообразия естественной растительности, а также засоление почв, включая содовое засоление". Окончательная формулировка дана в Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (1994) "опустынивание означает деградацию земель в аридных, семиаридных и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и действие человека" и борьба с опустыниванием включает в себя деятельность, которая является частью комплексного процесса в интересах устойчивого развития. Наконец, UNEP в 1995 г. расширила программу деятельноcти по контролю за опустыниванием, включив в нее экосистемы засушливых земель (Dryland Ecosystems) (Desertification Control Bulletin, 1995. v.26, p.2).
   Таким образом, как принятые определения опустынивания, так и вытекающие из них следствия соответствуют нашей концепции исследования процессов опустынивания в рамках засушливой зоны юга России.

   2. Понятие опустынивания юга Российской Федерации.

   Вдоль южной границы европейской части России - от Предкавказья до Даурии - протягивается полоса засушливых территорий, переходных от северных пустынь на юге через южные полупустыни (остепненные пустыни), северные полупустыни (опустыненные степи) и сухие степи к степям настоящим, луговым степям и лесостепям на севере. Это типичный зональный экологический экотон со своим меридиональным экологическим градиентом.
   Известно, что экотоны чрезвычайно чувствительны к нарушениям окружающей среды, их экосистемы наименее устойчивы и служат наиболее чуткими индикаторами экологических изменений. Поэтому опустынивание субаридных экосистем в переходных зонах даже более ощутимо, чем в области пустынь настоящих. Известно, что опустынивание в краевых зонах пустынной области экологически более опасно, чем в центральных. Объясняется это тем, что экосистемы настоящих пустынь эволюционно более адаптированы к экстрааридным условиями. Краевые же зоны субаридных экосистем быстрее разрушаются и хуже восстанавливаются. В рамках изучения северной окраины пустынной области Евразии следует подчеркнуть, что опустыниванию там подвергаются не только аридные и субаридные территории, но и сухие субгумидные, такие как лесостепи и луговые степи.
   Таким образом, основной концепцией российских ученых в изучении процессов опустынивания является исследование состава, структуры, функционирования и динамики зонального экотона северной границы засушливой области юга Российской Федерации.
   При экологическом нормировании опустынивания достоверно выделяется четыре уровня экологического состояния:
   1. Отсутствие или слабое опустынивание (зона экологической нормы) включает территории без заметного изменения продуктивности, с высокой устойчивостью и стабильностью экосистем, где предпочитается нормальное хозяйственное использование земель с превентивными мерами охраны природы.
   2. Умеренное опустынивание (зона экологического риска) включает территории с заметным снижением продуктивности и устойчивости экосистем, с максимальной нестабильностью, ведущей, в дальнейшем, к спонтанной деградации экосистем, но нарушения экосистем здесь еще обратимы; предполагает сокращение хозяйственного использования и планирование поверхностного улучшения.
   3. Сильное опустынивание (зона экологического кризиса) включает территории с сильным снижением продуктивности и потерей устойчивости, трудно обратимыми нарушениями экосистем, предполагающими лишь выборочное их хозяйственное использование и планирование глубокого улучшения.
   4. Очень сильное опустынивание (зона экологического бедствия) включает территории с полной потерей продуктивности, практически необратимыми нарушениями экосистем, полностью исключающими территорию из хозяйственного использования и требующими коренного улучшения.
   Для выделения классов опустынивания используются "Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия" (М., 1992), официально утвержденные Минприродой РФ в 1993 г.
   В зону опустынивания преимущественно или частично включаются следующие субъекты Российской Федерации: Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Кемеровская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская и Читинская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Республики Калмыкия, Дагестан, Башкирия, Хакасия, Тува, Бурятия.

   3. Оценка биоклиматической аридности юга Российской Федерации.

   По причинам сильного антропогенного изменения растительности и почв аридных зон за основу их классификации для составления карты опустынивания берут естественные биоклиматические зоны, выделенные по показателю отношения среднегодового количества осадков и годовой эвапотранспирации (UNESCO, 1977). Применительно к аридным зонам юга Российской Федерации такое чередование зон выглядят следующим образом (Карта).
   Аридная зона. Северные пустыни или южные полупустыни. Среднее годовое количество осадков 100-200 мм. Индекс аридности 0,05-0,20. Зональная растительность солянково-полынная, почвы бурые пустынные. Богарное земледелие невозможно.
   Семиаридная зона. Северные полупустыни или опустыненные степи. Среднее годовое количество осадков 200-400 мм. Индекс аридности 0,20-0,50. Зональная растительность комплексная злаково-полынная, почвы светло-каштановые. Богарное земледелие ограниченное азональное.
   Сухая субгумидная зона. Сухие степи. Среднее годовое количество осадков 400-600 мм. Индекс аридности 0,50-0,65. Зональная растительность бедноразнотравно-ксерофильнозлаковая, почвы каштановые и южные черноземы. Богарное земледелие зональное рискованное.
   Таким образом, площадь засушливых климатов юга России, подверженных опустыниванию, располагается в трех подзонах: аридной - 70.000 км2, семиаридной - 320.000 км2 и сухой субгумидной - 830.000 км2. Всего площадь Российской Федерации, подверженная опустыниванию в той или степени, занимает около 1.220.000 км2.

   4. Анализ возникновения опустынивания как кризисной экологической ситуации на юге Российской Федерации.

   Наступление пустынь и засух на юге России было связано с нарастанием засушливости климата, неблагоприятными изменениями рельефа и гидрографии суши, но в особенности - с негативными антропогенными воздействиями на окружающую среду. В последние десятилетия проявления опустынивания привлекали внимание ведущих российских ученых. Конкретно была сформулирована концепция проблемы развития опустынивания в РФ в последние годы (1997). Российскими исследователями были выявлены основные факторы опустынивания юга России:
   Ухудшение условий хозяйственной деятельности:
   - пастбищная дигрессия, перевыпас и сбой пастбищ, ухудшение состава пастбищной растительности;
   - падение продуктивности пастбищ, деградация сенокосов, замена питательных кормов мало- и несъедобными растениями;
   - падение плодородия почв, в т.ч. уменьшение содержания гумуса (дегумификация), в результате неоправданной распашки непригодных почв;
   - вторичное засоление почв в результате неоправданного и неправильного орошения почв, в особенности без необходимого дренажа;
   - неоправданная распашка легких почв и их последующая дефляция, развитие пыльных бурь, образование подвижных песков;
   - неоправданная распашка тяжелых почв и их последующая водная эрозия, развитие оврагов, поверхностный смыв почв;
   - увеличение площади подвижных песков, и развитие современных очагов дефляции, засыпание подвижными песками продуктивных земель;
   - истощение, загрязнение и засоление местных вод и иссушение источников питьевой воды;
   - падение биологического разнообразия, деградация растительности и животного мира;
   - вырубка и угнетение ветро- и водозащитной древесной и кустарниковой растительности;
   - повышение аридности климата, повышение частоты, силы и продолжительности почвенных и атмосферных засух;
   - затопление и подтопление, засоление и заболачивание почв как следствие неоправданного и неэффективного водного строительства в аридных районах;
   - техногенное опустынивания из-за тяжелого транспорта, буровых и земляных работ, промышленного и водного строительства;
   - промышленное загрязнение воздуха, почв и вод, связанное с химическими производствами, добычей полезных ископаемых;
   Ухудшение социально-экономических условий:
   Помимо экологических нарушений, опустынивание вызывает целый ряд негативных социальных, экономических и этнополитических последствий. Как отмечается в Конвенции по борьбе с опустыниванием, "опустынивание и засуха оказывают неблагоприятное воздействие на устойчивое развитие в силу их взаимосвязи с такими важными социальными проблемами, как нищета, плохое здравоохранение и питание, отсутствие продовольственной безопасности, и с проблемами, возникающими с миграцией, перемещением лиц и динамикой изменения демографических факторов". Выделяются такие проблемы:
   - социальная и профессиональная деградации местного сельского населения, вынужденная миграция и даже депортация местного населения;
   - нарушение в результате коллективизации традиционных форм и методов хозяйствования, основанных на детальном знании местных условий;
   - экономическое разорение сельского и промышленного развития, убыточность производства животноводческой продукции;
   - ухудшение демографического состояния населения, прежде всего выражается в понижении рождаемости и повышении смертности, что обусловлено как неблагоприятными экономическими, так и экологическими условиями;
   - повышение миграции населения в зонах опустынивания: для них характерен общий отток населения, но они остаются районами притяжения для мигрантов из южных республик бывшего СССР, что ведет к оттоку квалифицированных кадров, с одной стороны, к притоку малоквалифицированных и даже криминализованных - с другой;
   - ухудшение здоровья населения, включая обострение санитарно-эпидемиологического состояния: в связи с неудовлетворительным развитием орошения и подтоплением аридных земель наблюдается увеличение заболеваний туляремией, лептоспирозом, токсоплазмозом, цитомегавирусной инфекцией; дефицит воды на пастбищах способствует развитию чумы, туберкулеза, саркомы; низкое качество питьевой воды и отсутствие централизованной системы канализации вызывает рост острых кишечных инфекций, дизентерии, гепатита;
   - потеря природного и культурного наследия, включая разрушение караванных дорог и курганов при распашке земель и строительных работах, разрушение и засыпание песками и лессом средневековых поселений, ирригационное засоление и разрушение архитектурных, исторических и культурных памятников в оазисах, утерю культовых и охраняемых участков степей и реликтовых древесных рощ.

   5. Возможные способы решения проблемы борьбы с опустыниванием в Российской Федерации.

   Возможные способы решения проблемы опустынивания в России накоплены отечественными учеными и практиками. Наиболее полные сводки представляют составленные в последние годы программы действий по борьбе с опустыниванием, такие как: "Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием в Калмыкии" (М.-Элиста, 1995) и "Субрегиональная Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием для юго-востока европейской части Российской Федерации" (М.-Волгоград, 1998). Исходя из количественной оценки факторов опустынивания юга России, экологической угрозы аридным землям и др. приведем основные действия, необходимые для борьбы с опустыниванием:
   - инвентаризация и картографирование проявлений опустынивания и проведение качественной оценки земель в обзорных масштабах 1:10.000.000 и мельче для планирования борьбы с опустыниванием на федеральном уровне, в региональных масштабах около 1:2.000.000 - 1:5.000.000 - для решения проблем на межобластном уровне и в локальных масштабах 1:1.000.000 и крупнее - на областном и районом уровне;
   - организация долговременного экологического мониторинга процессов опустынивания, включая стационарные наблюдения гидрометеорологических, агрохимических, биологических, гидрологических станций, постов, площадок и др., периодические съемки территории включая аэрокосмические, картографические и др.;
   - оптимизация использования природных ресурсов, оптимизация структуры сельскохозяйственных угодий, специализация хозяйств, совершенствование структуры посевных площадей, нормированное использование пастбищ;
   - мелиорация природных условий, проведение комплексных мероприятий, включая защитное лесоразведение, борьбу с эрозией почв, улучшение солонцовых почв, рекультивацию техногенно нарушенных земель;
   - расширение запасов водных ресурсов, включая регулирование поверхностного стока, поиск и добычу пресных подземных вод, защиту поверхностных и подземных вод от загрязнения;
   - адаптивно-ландшафтное землепользование, разработка и освоение ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих высокую и устойчивую продуктивность, адаптация систем землепользования применительно к многоукладности хозяйствования;
   - фитомелиорация пастбищ, в особенности - современных очагов опустынивания, использование растений-закрепителей песка с последующим их включением в пастбищеобороты;
   - мелиорация земель вторичного засоления, в особенности фитомелиорация с посевом солеустойчивых пастбищных растений;
   - охрана биоразнообразия, включая организацию заповедников и заказников, выделение водоохранных и пескозащитных зон;
   - научные исследования и образование, включая фундаментальные исследования факторов опустынивания, слежение за современной динамикой опустынивания и составление прогнозных сценариев в зависимости от принимаемых мер по борьбе с опустыниванием;
   - использование социально-экономических механизмов борьбы с опустыниванием, государственный контроль за природозатратным пользованием, стимулирование природозащитных производств;
   - увеличение роли межрегионального и международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием, включая государственное пограничное строительство, усиление таможенного и пограничного контроля,

   Контакт:
   Борис Вениаминович Виноградов, д.г.н., проф., член Бюро
   Проблемного научно-методического Совета по борьбе с опустыниванием РАСХН,
   рук. группы аэрокосмических методов исследования ИПЭЭ РАН
   117071 Москва, Ленинский пр., 33, ИПЭЭ РАН.
   Тел.: (095) 336 14 34. Факс: (095) 954 55 34.
   E-mail: sevin@glas.apc.arg