Eng

  На главную страницу

ВВЕДЕНИЕ

Российские национальные парки во многом уникальны. Предлагаемая Стратегия учитывает эту уникальность, обусловленную разнообразием природных и социально-экономических условий территории России. Стратегия поддерживает своеобразие российской модели национальных парков, в которой находят отражение не только правовые аспекты национальных парков, но и вековой опыт России в управлении объектами природного и культурного наследия. Поддерживая самобытность российских национальных парков, Стратегия дает возможность шире использовать опыт других стран, столь необходимый для развития российской системы национальных парков в будущем.

Мировая история развития национальных парков насчитывает более ста лет. В России же первый национальный парк (“Сочинский”) был учрежден постановлением Правительства России в 1983 году. За относительно короткий период в различных регионах страны было создано 35 национальных парков, отличающихся не только природными и социально-экономическими условиями, но и своими сугубо индивидуальными взглядами на то, каким должен быть национальный парк.

Признание законодательством Российской Федерации национальных парков объектами исключительно федеральной собственности требовало от федеральных органов власти выработки и проведения в жизнь единой политики их развития. Стремление к формированию системы национальных парков России, построенной на общепризнанной идеологии и развивающейся на основе всем понятных принципов, нашло свое выражение в предложениях по разработке принципиально нового для Российской Федерации документа: “Стратегия управления национальными парками России” (далее – Стратегия).

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (1995) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования национальных парков осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом – Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Стратегия является изложением общих положений политики управления национальными парками России. Положения Стратегии со временем могут совершенствоваться и исправляться, но это является исключительной компетенцией МПР России и реализуется, как правило, путем издания новой редакции Стратегии.

Стратегия раскрывает основные принципы и механизм формирования системы национальных парков России, цели и задачи их деятельности, особенности охраны и управления биологическими ресурсами, водными и геологическими объектами, а также объектами культурного наследия. Кроме того, Стратегия определяет значение и роль местного населения, других заинтересованных сторон в планировании и практической деятельности национальных парков, в организации использования их рекреационных ресурсов.

Задача Стратегии – способствовать эффективному управлению национальными парками в России, раскрыть содержание процесса управления, обеспечить единое понимание целей и задач, стоящих перед национальными парками. Предполагается, что основные идеи и принципы Стратегии найдут свое развитие в будущих нормативных и методических документах, издаваемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Стратегия разработана в первую очередь для персонала национальных парков, органов государственной власти, специалистов, работающих в этой области. Она также будет полезна и интересна широкому кругу людей, интересующихся проблемами охраны природы.

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Целью данной Стратегии управления является совершенствование управления российскими национальными парками. Эта цель должна быть основана на обеспечении сохранения природных и культурных ценностей парков. Кроме того, охраняемые ценности должны приносить пользу местному населению, в т.ч. и проживающему на этих территориях.

Достижение поставленных перед национальными парками целей потребует:

  • усиления координирующей роли федеральных органов власти в формировании сети национальных парков, совершенствования процесса практической организации новых национальных парков и достижения их стратегических задач;
  • совершенствования планирования деятельности национальных парков через разработку и использование планов управления, обеспечивающих реальное их развитие на ближайшие несколько лет;
  • формирования и совершенствования механизмов управления землями, включаемыми в границы территории национального парка без изъятия из хозяйственного использования; признания роли местного населения и других заинтересованных сторон в планировании и управлении национальными парками и в получении выгод, исходящих от национальных парков;
  • усиления внимания к организации рационального и устойчивого использования рекреационных и других ресурсов национального парка;
  • разработки оптимальных подходов к развитию регулируемого туризма и отдыха;
  • совершенствования работы службы охраны национального парка;
  • совершенствования управления земельными и иными природными ресурсами национального парка, в первую очередь имеющими определяющее социальное и экономическое значение для местного населения.

Национальные парки должны рассматриваться в более широком контексте, показывая общественности, что они являются неотъемлемой частью местной экономики и благосостояния общества, как интегральные компоненты экологически безопасной среды, и что сама возможность существования людей во многом зависит от наличия особо охраняемых природных территорий.

В Стратегии раскрываются механизмы интеграции парков в региональные социально-экономические системы, даются рекомендации по обеспечению участия местного населения в развитии и управлении национальными парками.

Реализация основных положений настоящей Стратегии позволит рассчитывать на:

  • осознание обществом исключительной роли национальных парков в сохранении природного и культурного наследия России;
  • повышение социально-экономических преимуществ национальных парков;
  • принятие эффективных мер по сохранению природных комплексов, поддержанию процессов естественного развития природных экосистем и сообществ;
  • повышение творческой активности специалистов национальных парков в процессе разработки и реализации планов природоохранной, эколого-просветительской, научной и пропагандистской деятельности, в организации и обеспечении регулируемого туризма и отдыха;
  • вовлечение местного населения в процесс управления национальными парками и формирования их туристской инфраструктуры, появление реальной пользы, получаемой местными жителями от функционирования национального парка;
  • расширение участия национальных парков в российских и зарубежных природоохранных программах;
  • подъем общественного интереса к развитию сети национальных парков и участия в этом максимально возможного числа заинтересованных организаций, движений и инициативных групп населения.

2. РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ

Национальные парки являются одной из наиболее важных категорий особо охраняемых природных территорий в России. Национальные парки включают природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общенациональное значение.

Задачи национальных парков определены в федеральном Законе “Об особо охраняемых природных территориях” и положены в основу политики управления, определяемой Стратегией. Национальные парки и в дальнейшем будут сосредоточивать свои усилия на:

  • сохранении природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • сохранении историко-культурных объектов;
  • повышении общественной информированности и экологическом образовании, в особенности для местного населения;
  • создании условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • разработке и внедрении научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  • экологическом мониторинге;
  • восстановлении нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Миссия национальных парков России заключается в сохранении и демонстрации для настоящего и будущих поколений людей лучших образцов природного и культурного наследия страны. Реализация такой миссии потребует от национальных парков значительных усилий по формированию в глазах общественности нового понимания их значения и роли. Персонал каждого национального парка должен стремиться сформулировать свое стратегическое видение, т.е. каким бы он хотел видеть свой национальный парк в будущем. Процесс формирования такого видения позволит каждому работнику национального парка лучше понять свои долговременные цели и роль, которую он играет в их достижении.

Учитывая, что сам национальный парк в процессе реализации своих задач управления оказывает влияние на социально-экономическое развитие населения, проживающего в его границах и окрестностях, необходимо постоянно стремиться к обеспечению участия людей в развитии и управлении национальным парком и добиваться, чтобы парк приносил им очевидную пользу.

2.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России

Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” устанавливает семь основных категорий особо охраняемых природных территорий. Особое место среди них занимают государственные природные заповедники и национальные парки. Именно эти две категории могут находиться только в федеральной собственности и управляться федеральными органами власти. Их организация – исключительная компетенция Правительства Российской Федерации. По важности и, главное, по объему решаемых задач национальные парки в системе особо охраняемых природных территорий России занимают одно из ведущих мест.

Помимо функций сохранения природных комплексов, экологического просвещения населения, осуществления научных исследований и экологического мониторинга, которые присущи также и заповедникам, национальные парки призваны обеспечивать сохранение историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Таким образом, место национальных парков в единой системе охраняемых природных территорий страны определяется спецификой и широтой того круга задач, который установлен действующим природоохранным законодательством. Национальные парки наряду с заповедниками являются ключевым звеном в системе формирования региональных и общероссийской экологических сетей и играют важнейшую роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия России.

2.2 Особенности российских национальных парков

Действующее законодательство определяет национальные парки как природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:

  • предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;
  • их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;
  • они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат, в т.ч. включающий службу охраны его территории;
  • территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов, что обеспечивает решение его разнообразных задач;
  • каждый национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;
  • режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;
  • с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;
  • в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;
  • национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам.

Российские национальные парки создавались на фоне уже сформировавшейся системы государственных природных заповедников, выполняющих важнейшие природоохранные функции, в связи с ярко выраженной потребностью общества в развитии эколого-просветительской деятельности и создании условий для регулируемого туризма и отдыха на базе особо охраняемых природных территорий.

Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах Российской Федерации, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона. В последнем случае возникает необходимость поддерживать и сохранять историко-культурные особенности и ландшафт, не допуская снижения уровня жизни местного населения и способствуя решению связанных с этим социально-экономических вопросов.

Отражая особенности природного и историко-культурного наследия регионов и вписываясь в них, национальные парки остаются федеральными учреждениями, создаваемыми и функционирующими в соответствии с федеральным законодательством.

2.3 Cеть национальных парков

Создание сети национальных парков в России совпало с периодом реформ. Конец 80-х годов, первая половина 90-х годов характеризовались высокой активностью регионов по созданию на их территориях различных особо охраняемых природных территорий. Наиболее популярными в тот период стали решения об организации государственных природных заповедников и национальных парков, поскольку федеральный статус этих территорий гарантировал защиту природным комплексам, обеспечивал возможность рационального природопользования, а также давал надежду на получение дополнительного финансирования из федерального бюджета.

К настоящему времени в России создано 35 национальных парков общей площадью около 7 млн. гектаров. Они расположены на территории 33 субъектов Российской Федерации, при этом основная доля национальных парков приходится на Европейско-Уральскую часть России. На регионы Сибири приходится всего лишь 6 национальных парков, на Дальнем Востоке до сих пор не создано ни одного. В целом сеть национальных парков страны находится на начальном этапе формирования и имеет все перспективы для существенного расширения.

Опыт формирования сети национальных парков и характер их деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  • несмотря на общественную поддержку в деле создания национальных парков в России, существует повсеместная недооценка их роли в сохранении природного и культурного наследия, в экологическом просвещении населения, в организации и развитии туризма. Национальные парки не в полной мере реализуют те ожидания, что формируются в обществе;
  • российские национальные парки по существу находятся еще в стадии становления, поскольку из-за недостатка финансирования организационные мероприятия не обеспечивали создание должной инфраструктуры, отвечающей их задачам.

Дальнейшее развитие сети национальных парков связано с совершенствованием их нормативно-методической базы, развитием процессов их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов, привлечением внимания к их проблемам региональных и местных органов власти, общественности, научных и природоохранных организаций, поиском дополнительных источников финансирования. Такие изменения неизбежно потребуют совершенствования структуры управления национальным парком и более высокой квалификации его персонала.

2.4 Российские национальные парки и международные процессы по сохранению природного и культурного наследия

Российские национальные парки активно участвуют во многих важнейших международных программах и получают достойное признание. Наряду с государственными природными заповедниками национальные парки обеспечивают выполнение Россией таких международных конвенций, как Конвенция об охране водно-болотных угодий международного значения (1971), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция о биологическом разнообразии (1992).

Национальные парки России являются неотъемлемой частью общеевропейской экологической сети в качестве ее основных элементов, призванных играть важную роль в реализации Панъевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Национальные парки России могут быть включены во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены