Eng

  На главную страницу
Результаты анкетирования и текст этого документа доступны для загрузки.

Что дали результаты анкетирования в национальных парках.
(Виктор Попов, Центр охраны дикой природы)

Центр охраны дикой природы при содействии Министерства природных ресурсов Российской Федерации и финансовой поддержке Министерства международного развития Великобритании выходит на завершающую стадию работы над одним из важнейших для системы национальных парков документов - Стратегией управления национальными парками России. Работая над Стратегией, мы не раз задумывались над тем, как она будет принята практиками и как пойдет ее реализация. Ведь речь, по сути, идет о формировании новой государственной политики в области управления национальными парками. Ее внедрение - сложный процесс, требующий от персонала национальных парков не только осознания и принятия новых подходов к организации деятельности национальных парков, но и грамотной их реализации.

Несмотря на определенный прогресс в деятельности национальных парков за последние годы, все же необходимо отметить, что значительная часть персонала парков еще не в полной мере осознает свое предназначение и не владеет в достаточной степени необходимыми им знаниями и навыками. Видя эту проблему и понимая, что персоналу национальных парков будет крайне трудно без специальной подготовки обеспечить достижение целей Стратегии, руководством проекта при поддержке Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России было принято решение о необходимости реализации проекта связанного с разработкой системы обучения персонала национальных парков.

Первый этап этого проекта стартовал в середине марта текущего года. На этой стадии предполагалось провести анализ существующих систем обучения и программ для специалистов национальных парков, определить квалификационные требования для основных категорий работников, уточнить какие знания и на каком уровне необходимы им при выполнении своих должностных обязанностей. В середине июля были в основном завершены работы по первому этапу. Подобных исследований в национальных парках ни когда не проводилось, поэтому мы посчитали необходимым ознакомить с результатами нашей работы и полученными в ходе ее выводами всех специалистов, занимающихся проблемами национальных парков.

Основную часть данных для проведения анализа намечалось собрать по результатам анкетирования. Группой проекта были разработаны две анкеты: общая для каждого национального парка, содержащая 6 вопросов и индивидуальная для определения необходимых областей и уровня знаний по каждой категории специалистов.
Общие анкеты были переданы директорам национальных парков и заполнялись ими с участием ведущих специалистов парка. Индивидуальное анкетирование проводилось группой проекта непосредственно в национальных парках. Общие анкеты были получены от 20 национальных парков, индивидуальным анкетированием были охвачены 12 парков, по его результатам собрано 335 анкет, в том числе от работников низового звена - 120 анкет, среднего звена - 185 и руководящего звена - 30 анкет.

Анализ существующей системы повышения квалификации специалистов национальных парков показал, что в последние годы работники парков не проходили регулярного повышения квалификации. За 1993-2000 гг. во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ) повышение квалификации прошли всего 129 человек. В основном (около 70%) это были директора и главные лесничие национальных парков. До настоящего времени значительная часть специалистов национальных парков повышала свою квалификацию в группах специалистов лесного хозяйства, при этом их общее количество не превышало 10 человек в год.
Помимо ВИПКЛХ персонал национальных парков проходил обучение в его Сибирском и Уральском филиалах (5 национальных парков) и других образовательных организациях лесного профиля. При этом основными направлениями обучения для специалистов национальных парков оставались традиционные для лесного хозяйства вопросы: - охрана лесов от пожаров; защита от вредителей и болезней леса; борьба с лесонарушениями (об этом сообщили 14 национальных парков из 20). Сведения о подготовке специалистов в области экологического просвещения указали в анкетах лишь 5 национальных парков, а специалистов по туризму - 3 парка.

Национальные парки, осознавшие необходимость специальной подготовки специалистов экологического просвещения, туризма и науки, самостоятельно находят государственные или общественные организации, где можно получить такие знания. Высокую оценку национальных парков получило обучение специалистов по экопросвещению в ЭкоЦентре "Заповедники". Получают все большее распространение обучающие семинары в области научно-исследовательской деятельности и охраны природных комплексов на базе региональных ассоциаций ООПТ.

Низовое звено специалистов национальных парков, как правило, проходит переподготовку непосредственно на местах по собственным программам, однако только в 4 национальных парках из 20 перечень учебных дисциплин включенных в эти программы выходит за рамки чисто лесохозяйственных. Всего за последние 3 года в 20 национальных парках прошли обучение 1265 человек. В подавляющем большинстве (796 чел. или 63%) это работники низового звена, проходившие обучение непосредственно в парках, в региональных учебных центрах повышали свою квалификацию 23% обучавшихся, в федеральных учебных центрах МПР России - 6%, в других организациях - 8 %. Среди учебных дисциплин, по которым проходило обучение, абсолютное лидерство занимает "охрана природных комплексов" - 75 %, доля "туризма" составляет 5 %, а "экологическое просвещение" и "наука" всего по 2 %.

Наиболее предпочтительными формами обучения, по мнению национальных парков, следует считать для руководящего и среднего звена - занятия в учебных центрах и 2-3-х дневные семинары. С низовым звеном по данным анкет обучение лучше всего проводить без отрыва от производства непосредственно в национальном парке. Мнение опрашиваемых национальных парков о том, каким дисциплинам в первую очередь следовало бы учить их персонал весьма противоречиво, однако большинство склоняется к тому, что это должны быть: экопросвещение, туризм и охран.

Все 20 национальных парков, участвовавших в анкетировании, имеют должностные инструкции для своих сотрудников, однако составлены они на основе типовых должностных обязанностей для работников лесного хозяйства и не пересматривались много лет. Как правило, имеются должностные инструкции для директоров, их заместителей, работников аппарата при руководстве, специалистов финансово-экономической группы, инженеров по охране и защите леса, лесовосстановлению, лесному хозяйству, а также для лесничих, их помощников, мастеров леса и лесников. Наличие же должностных инструкций для специалистов по охране животного мира, рекреации и туризму, экологическому просвещению, научной деятельности показали лишь 25 % участвовавших в анкетировании национальных парков.

При подготовке индивидуальной анкеты группа проекта ставила перед собой задачу выяснить, в каком объеме и какие знания необходимы различным категориям специалистов национальных парков для выполнения их должностных обязанностей. Эта информация позволяла более объективно подойти к вопросам формирования учебных программ для различных категорий специалистов национальных парков.

Для удобства заполнения в анкетах уже были обозначены основные, необходимые для работы в национальных парках, области знаний. Важно было не перегрузить анкету информацией, поэтому в окончательном варианте были оставлены 31 область знаний, сгруппированные в 7 разделов: административное управление, охрана природных ресурсов, законодательство и обеспечение правопорядка, связи с общественностью, туризм, работа с местными сообществами.
Мнения анкетируемых имели достаточно большой разброс, поэтому при выборе методики обработки результатов была поставлена задача, преобразовать имеющиеся данные в цифровые коэффициенты, показывающие, независимо от численности анкетируемых по каждой категории, необходимый для выполнения их должностных обязанностей уровень знаний. Итоговые данные по данному вопросу приведены в приложении.

Анализ данных показывает, что для подавляющего большинства категорий специалистов в разной степени необходимы все приведенные в анкете области знаний. Наиболее высокий уровень знаний требуется директорам национальных парков, их заместителям (главным лесничим), лесничим, инспекторам и специалистам по экопросвещению. Значительная потребность в знаниях для всех категорий специалистов отмечена по разделам "Законодательство и обеспечение правопорядка", "Туризм" и "Экологическое просвещение". Обращает на себя внимание некоторое (относительно других близких по уровню категорий) занижение требуемого уровня знаний у помощников лесничих и специалистов по рекреации и туризму.

В общей части индивидуальных анкет имелась информация о возрасте и образовании анкетируемых специалистов. По двум наиболее многочисленным группам специалистов (лесничие, лесники), где наблюдалось существенное варьирование по возрасту и по образованию, был проведен дополнительный анализ мнений.

Среди анкетируемых лесничих по уровню образования каких-либо существенных различий в оценке того, какие знания и в каком объеме им необходимы для выполнения служебных обязанностей, выявлено не было. В тоже время анализ этих данных по возрастным группам показал, что наиболее молодые лесничие (до 30 лет) считают необходимым иметь по большинству приведенных областей знаний самый высокий уровень знаний (27 из 31). Для лесничих в возрасте 31-45 лет этот показатель значительно ниже (6 из 31), причем по ряду областей знаний (11 из 31) по их мнению, для работы требуется минимальный уровень знаний. Лесничим же старше 45 лет считают, что высокий уровень знаний им требуется только в двух областях знаний из 31, а минимальный уровень знаний по 22 направлениям. Лесничие одна из наиболее многочисленных и наиболее значимых категорий специалистов, от которых зависит эффективность работы национального парка, поэтому столь существенные расхождения в их взглядах на требуемый для выполнения должностных обязанностей объем знаний, требуют проведения дополнительного и более глубокого анализа по данной проблеме и обязательного уточнения их должностных инструкций.

Среди лесников, напротив, во всех возрастных группах ответы примерно одинаковые. Однако здесь различия проявляются в зависимости от образования. Часть лесников, имеющая среднее специальное образование понимает свою задачу несколько шире и в связи с этим считает, что средний уровень знаний им потребуется в 12 областях знаний из 31. Лесники же с неполным средним и средним образованием отмечают, что им вполне достаточно иметь средний уровень знаний только в четырех областях.

В ходе второго этапа проекта предполагается разработать учебные программы подготовки и повышения квалификации для персонала национальных парков. Полученные в ходе реализации первого этапа проекта данные, по мнению группы проекта, могут быть использованы в качестве некой объективной основы для формирования соответствующих учебно-тематических планов.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены