Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№48, июнь 2002.


ОБРАЩЕНИЕ ЭКОФОРУМА КАЗАХСТАНА

Уважаемые экологи, ученые, правительство и все, кому не безразлична судьба наших лесов и экосистем, – откликнитесь!

Координационный совет экофорума Казахстана, инициативная группа экологов – участников секции биоразнообразия обращается к вам с письмом в связи с катастрофической ситуацией, сложившейся сегодня с системой управления лесного хозяйства в Республике Казахстан.

Казахстан является одной из малолесных стран мира. Территория, покрытая лесом, составляет всего 4.2% от общей территории. Казахстан сегодня превратился в один из крупнейших поставщиков леса из стран СНГ.

На территории Республики полыхают десятки и сотни газовых факелов, работают гигантские металлургические предприятия и энергетические комплексы, большое количество автотранспорта – все они потребляют большие объемы кислорода. А кто же пополняет запасы кислорода? Только живые растения, 90% фитомассы которых сконцентрировано в лесах.

Нужно помнить, что сегодня во всех цивилизованных странах, леса, в основной своей массе, являются государственной собственностью, материальным резервом государства, его “золотым запасом”. Казахстанские леса важны не только для нас, они формируют климат во всем среднеазиатском регионе.

В последние годы, на глазах рушится стройная система лесного хозяйства, которая создавалась на протяжении десятилетий. Уменьшилось финансирование природоохранных программ. Резко возросли площади лесных пожаров, только за 1997-2002 гг. пройдено пожарами около 500 тыс. га леса. Не санкционированные рубки в ленточных борах Прииртышья, приводят к полной деградации экосистемы региона. На восстановление лесов потребуется несколько десятков миллиардов тенге. Прекратились работы по облесению дна Аральского моря.

Необходимо отметить, что на сегодня вся плата за лесные пользования остается в государственном бюджете, а это довольно большие суммы, тогда как на лесное хозяйство выделяются незначительные суммы, в связи, с чем лесное хозяйство, можно не постеснятся этого слова, сидит на голодном пайке.

Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2001 г. № 1248 “Некоторые вопросы Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан, и отдельных предприятий, находящихся в его ведении”, хозрасчетная часть лесных хозяйств сначала была отделена, а затем и вообще отдана в коммунальную собственность областей. Тем самым, основная часть материально-технической базы лесного хозяйства, ранее использовавшаяся на лесохозяйственных работах, оказалась изъятой из системы лесного хозяйства.

Нарушается один из основных законов Лесного Кодекса Республики Казахстан, согласно статей 7 и 8 которого обязанности по ведению лесного хозяйства возложены на владельцев участков лесного фонда, которыми сегодня являются Государственные учреждения по охране животного и растительного мира.

Сегодня готовится проект Постановления Правительства о передаче всех лесных массивов в коммунальную собственность, а это полный развал веками сложившейся системы лесного хозяйства. Ведь не известно, какую политику могут повести в отношении лесов органы местной власти, и на каком уровне остановится это деление, — областном, районном, сельском.

Надо заметить, что Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2001 г. № 1571 “О введении запрета на экспорт круглых лесоматериалов хвойных пород и древесины топливной в виде хвойных бревен”, не принесло должного результата. Практически все лесопользователи на сегодня оснащены необходимым оборудованием для распиловки леса, и поэтому объемы экспорта древесины практически не уменьшились.

По мнению ученых лесоводов ни в коем случае нельзя допускать децентрализации управления лесным хозяйством и передачи функций управления и контроля над лесами исполнительным местным органам. Наши леса имеют общегосударственное, и даже мировое значение. Местническое отношение к лесам приведет к общегосударственной катастрофе и нарушению экосистемы на Земле.

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем вашему вниманию на рассмотрение следующие вопросы:

  1. Не допустить децентрализации управления лесным хозяйством и передачи организаций управления лесами в коммунальную собственность.
  2. Расширить роль управленческих органов лесного хозяйства через восстановление статуса лесных комплексных хозяйств, выполняющих все виды работ от посадки (посева), рубок ухода и санитарных рубок, охрану, защиту лесов от пожаров, вредителей, болезней. Все эти работы следует сосредоточить в одних руках – “Государственных учреждений по охране лесов и животного мира” с финансированием их из республиканского бюджета.
  3. Часть средств, полученных от лесных пользований, оставлять учреждениям, ведущим лесное хозяйство для использования их в дальнейшем на лесовосстановительные и другие работы, связанные с ведением лесного хозяйства.
  4. В связи с большими объемами лесовосстановительных работ увеличить финансирование по данной статье.
  5. В целях обсуждения и укрепления положения дел в лесной отрасли, изучения правильности принятых решений и их соответствию лесному законодательству, Парламенту Казахстана провести Парламентские слушания по положению сложившемуся в лесном хозяйстве
  6. Провести необходимые экологические юридические экспертизы всех предлагаемых проектов реконструкций и изменений, проводимых в лесном хозяйстве. Так как последствия могут быть необратимыми.
  7. Внести предложения по внесению закона о полном ограничении вывоза любых лесоматериалов с территории Республики Казахстан.
  8. Расширить сеть особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан за счет создания трансграничных биосферных территорий, тем более что финансирование их создания может производиться из международных источников.

Комментарии и предложения, а так же пожелание подключиться к работе отправляйте с пометкой “Лесная кампания” секретарю КС экофорума Казахстана: kc_rc@nursat.kz


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены