Eng

  На главную страницу

Изменения в Лесной кодекс, вносимые законопроектом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"№ 58338-4.

БУДУТ ШУМЕТЬ ЛЕСА БЕЛОГО ДОМА


Предлагаемые изменений в Лесном кодексе нацелены на полное отстранение региональных властей от участия в управлении лесами и перенос тяжести принятия управленческих решений на федеральный уровень
31 мая 2004 года Правительство Российской Федерации внесло проект федерального закона № 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"". Этот документ был рассмотрен и одобрен 2 июля на заседании Государственной Думы.

Изменения, вносимые в Лесной кодекс, в первую очередь нацелены на окончательное отстранение региональных властей от участия в принятии решений о распоряжении участками Лесного фонда, назначении режимов использования особо защитных участков леса и переводе в другие категории земель (для 2 и 3-ей групп лесов) (Ст. 35, 44, 55). Фактически ликвидируется ныне действующее правило "двух ключей", то есть практика совместного принятия решений об управлении лесами региональными властями и территориальными органами лесного хозяйства.

Вдобавок региональные власти будут лишены последних рычагов влияния на территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства. Так новая редакция Ст. 106 отменяет прежнюю систему распределения средств, собранных за счет лесопользования (лесных податей и арендных платежей). До сих пор часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, уходила в федеральный и региональный бюджеты. Причем 60% этой суммы поступало в бюджет субъектов Российской Федерации. Средства, перечисленные в бюджеты разного уровня, хотя бы частично шли на финансирование системы лесного хозяйства, а все средства сверх минимальных ставок оставались в лесхозах, которые были вправе использовать их на цели ведения лесного хозяйства. Теперь, в соответствие с Бюджетным кодексом, все лесные подати и арендные платежи будут уходить в федеральный бюджет и будут перераспределяться на самом верхнем уровне, даже не в Министерстве природных ресурсов, а в рамках подготовки бюджета. В качестве "компенсации" (Ст. 108) указывается, что все расходы по ведению лесного хозяйства, обеспечению использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляется собственниками соответствующих участков лесного фонда, то есть федеральный бюджет.

Фактически это приведет к тому, что региональные власти и лесхозы лишатся стимулов к ведению эффективного лесного хозяйства и реальных рычагов влияния на качество его ведения, произойдет дальнейшая бюрократизация принятия решений. Есть большие сомнения, что в рамках подготовки федерального бюджета МПР сможет эффективно запланировать и отстоять все необходимые затраты на управление лесами и их охрану.
Кроме того, вносимые изменения приводят в соответствие положения Лесного кодекса новой структуре федеральных органов власти в области лесного хозяйства и по надзору в области экологии и природопользования.
В статье 63 появляется упоминание о необходимости возмещения потерь лесного хозяйства гражданами и юридическими лицами, в интересах которых осуществляется перевод при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

В статье 104 из перечня действий, за которые лесхозам не нужно платить лесные подати, исключаются научно-исследовательские и проектные работы для нужд лесного хозяйства, а также заготовка лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования. К сожалению, лесхозы по-прежнему смогут вести рубки ухода и санитарные рубки ("рубки дохода") не платя ничего в бюджет. Тем самым самая критикуемая сфера деятельности лесхозов осталась без принципиальных изменений.

М.Л. Карпачевский, Центр охраны дикой природы.

(Подробнее о Кампании за разумный Лесной кодекс здесь.)

 

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены