Eng

  На главную страницу

8-ая Межрегиональная конференция
"Региональные и муниципальные проблемы природопользования"

Кирово-Чепецк, Кировская область, 1-3 сентября 2004 г.


Решение

С 1-го по 3-е сентября 2004 года в городе Кирово-Чепецке Кировской области состоялась 8-я межрегиональная научно-практическая конференция "Региональные и муниципальные проблемы природопользования". Организаторами конференции выступили Правительство Кировской области, Управление лесного комплекса, природопользования и охраны окружающей среды Кировской области, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Кировской области, администрации городов Кирово-Чепецка и Кирова.

На конференции были рассмотрены вопросы совершенствования системы управления в сфере охраны окружающей среды, использования экономических методов регулирования природопользования, ведения устойчивого лесо- и землепользования, внедрение природоохранных технологий для обеспечения экологической безопасности промышленных предприятий, организации питьевого водоснабжения промышленных центров, проблемы обращения с отходами производства и потребления, экологического образования и просвещения.

В пленарных заседаниях, шести секциях ("Управление и экономика природопользования", "Геоэкология и охрана недр", "Промышленная экология", "Устойчивое землепользование и сохранение биоразнообразия", "Устойчивое лесопользование", "Экологическое образование") и трех круглых столах ("Перспективы организации хозяйственно-питьевого водоснабжения на базе подземных вод на территории г.Кирова", "Актуальные проблемы обращения с отходами", "Изучение вопросов регионального природопользования в системе непрерывного образования") приняло участие 205 человек из 9 регионов России: Республики Чувашии, Республики Марий-Эл, республики Удмуртия, Кировской, Московской, Нижегородской, Пермской областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга. Из них представители природоохранных организаций - 46, НИИ и ВУЗов - 32, промышленных, сельскохозяйственных и иных предприятий - 45, проектных организаций - 7, от администраций районов и областей - 14, законодательных органов - 2, средств массовой информации - 7, учителей - 46, госсанэпиднадзора - 4, общественные организации - 2. Присутствовало 9 докторов наук и 25 кандидатов наук.

Все участники конференции имели возможность познакомиться с информацией о состоянии окружающей среды Кировской области, ее проблемами и перспективами.

Заслушав и обсудив материалы пленарных и секционных докладов, конференция отмечает, что период, прошедший с момента проведения предыдущей конференции (2002 год), наметились позитивные тенденции в развитии экономики и промышленности в отдельных регионах и в стране в целом. Так же отмечаются определенные позитивные изменения качества окружающей природной среды. Вместе с тем сопровождающие подъем экономики страны рост использования природных ресурсов при продолжающемся старении оборудования ставят перед экологами новые, еще более сложные задачи. Возрастают экономические затраты на поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды, растет стоимость природоохранных мероприятий, подготовки воды питьевого качества, санации почв, рекреационных работ, а также защиты здоровья населения.

Оценивая ранее проведенную в стране реформу органов государственного управления 2000 года, участники конференции отметили, что в результате концентрации функций государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в рамках единого многопрофильного Министерства природных ресурсов и отсутствия у службы потенциала, достаточного для ее проведения, произошло ослабление системы государственного экологического контроля на местном уровне, пострадала федеральная служба управления лесным хозяйством.

В настоящее время осуществляется поэтапная административная реформа, которая предусматривает передачу отдельных полномочий, а, соответственно, и ответственности с регионального на федеральный уровень власти. При этом возникает опасность, что эффективность экологического контроля на местном уровне значительно снизится.

Конференция решила:

  1. Конференция призывает стремиться рациональному и комплексному использованию природных ресурсов и снижению антропогенной нагрузки на окружающую природную среду путем внедрения прогрессивных технологий и разумного рассредоточения производительных сил страны.
  2. Участники конференции озабочены потерей оригинального местного генофонда сельскохозяйственных животных и экспансией генетически модифицированных продуктов из-за рубежа, безопасность которых не установлена и не контролируется.

  3. Просить Президента Российской Федерации:

    - рассмотреть вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов российской Федерации"и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" в части сокращения полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

  4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

    - при проведении административной реформы и перераспределении полномочий с федерального и регионального уровней власти на муниципальный, обеспечить преемственность и увязку действий природоохранных органов всех ветвей власти;

    - внести изменения и дополнения в постановление Правительства РФ N 344 от 12.06.03 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", предусматривающие корректировку нормативов по железу, азоту нитритному и нитратному и расширение перечня учитываемых при расчете платы веществ;

    - разработать проект нормативного акта по установлению экологических требований при приватизации и использовании земель;

    - сохранить государственную собственность на лесной фонд;

    - включить в перечень лицензируемых видов деятельности в соответствующем федеральном законе деятельность по бурению, оборудованию и ликвидации гидрогеологических и эксплуатационных скважин для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.

  5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации:

    - ускорить обновление законодательной базы в области охраны окружающей среды и природопользования, исключив из нее заведомо невыполнимые положения;

    - внести изменения и дополнения в Федеральный закон "О техническом регулировании", предусматривающие, что введение технических регламентов, связанных с нормированием негативного воздействия на окружающую среду не отменяет действующую систему нормирования, основанную на необходимости соблюдения гигиенических и экологических нормативов качества окружающей среды в зоне воздействия.

  6. Рекомендовать Министерству природных ресурсов Российской Федерации:

    - ускорить разработку и утверждение нормативно-методической документации по нормированию качества сточных вод;

    - ускорить разработку и принятие нормативно-методических документов по водопользованию;

    - организовать информационное обеспечение на уровне федеральных округов о проводимых мероприятиях природоохранного характера;

    - обеспечить финансирование мероприятий по безопасности гидротехнических сооружений на территориях субъектов Российской Федерации;

    - разработать, апробировать и утвердить единую нормативно-методическую базу, оптимальный комплекс опережающих эколого-геологических исследований (картирования), в том числе широко используя материалы дистанционного зондирования Земли, по техногенно загруженным территориям, а также местам размещения или планируемого строительства экологически опасных объектов.

  7. Рекомендовать Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора:

    - оптимизировать нормативно-правовую базу в области управления обращения с опасными отходами;

    - упростить систему лицензирования по обращению с опасными отходами, ограничив перечень хозяйствующих субъектов, обязанных иметь лицензию на деятельность по обращению с опасными отходами с учетом вида деятельности и массы образующихся отходов;

    - установить единый порядок определения класса опасности отходов, согласованный на государственном уровне со всеми заинтересованными ведомствами;

    - установить поэтапный переход на систему паспортизации опасных отходов на территории Российской Федерации;

    - упростить порядок разработки проектов нормативов образования и лимитов на размещение отходов с учетом дифференциации предприятий по объему образования отходов и их опасности;

    - использовать при создании федеральной базы данных технологий по переработке отходов наработки УралНИИ "Экология", г. Пермь.

  8. Рекомендовать Агентству кадастра объектов недвижимости РФ, Правительству Кировской области, а также другим органам государственного управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности усилить работу по установлению и государственной регистрации экологических ограничений на земельные участки.

  9. Рекомендовать администрациям субъектов Российской Федерации:

    - обеспечить выполнение требований действующего законодательства в части преподавания основ экологических знаний в учебных заведениях всех уровней;

    - усилить роль региональных органов в разработке и внедрении научно обоснованных моделей использования недревесных растительных ресурсов.

  10. Рекомендовать Правительству Кировской области и Законодательному Собранию Кировской области ускорить:

    - разработку и совершенствование региональной нормативно-правовой базы регулирования использования недревесных растительных ресурсов;

    - стимулирование инвестиций, направленных на глубокую переработку недревесных растительных ресурсов;

    - обеспечить дальнейшее развитие территориального мониторинга состояния недр и постепенную его трансформацию в комплексный экологический мониторинг;

    - разработать и принять областной закон о комплексном экологическом мониторинге;

    - создать единый центр при Правительстве области на базе существующих областных организаций природоохранной направленности, наделенного соответствующими полномочиями по сбору и обработке информации и осуществляющего свою деятельность на единой правовой и методической основе, в единой информационной среде;

    - разработать и принять нормативный документ о придании месторождениям и участкам подземных вод с оцененными эксплуатационными запасами статуса особо охраняемых природных территорий с ограничением хозяйственной деятельности;

    - обеспечить (нормативно и финансово) ликвидацию всех бездействующих и бесхозных водозаборных скважин по строго регламентированной технологии;

    - разработать и принять нормативный документ об организации в областном центре системы резервного и аварийного водоснабжения.

  11. Просить Правительство Кировской области предусмотреть в бюджете области на 2005 год средства для продолжения работ по проектированию реконструкции водозабора г. Кирово-Чепецка.

  12. Рекомендовать Правительству Кировской области, Управлению охраны окружающей среды и природопользования Кировской области:

    - провести оценку качества питьевой воды городов Кирова и Кирово-Чепецка с позиций риска здоровью населения в сравнении с другими факторами риска и на основании ее выработать региональную политику по обеспечению указанных городов питьевой водой;

    - использовать при планировании работ в зоне воздействия объекта по уничтожению химического оружия в п. Марадыково разработки Вятской государственной сельскохозяйственной академии по стабилизации почвенного покрова.

  13. Рекомендовать муниципальным образованиям, в частности, администрациям г.г. Кирова и Кирово-Чепецка:

    - стремиться к обеспечению экологического и санитарно-гигиенического благополучия населения на основе экологически обоснованных планов социально-экономического развития территорий;

    - разработать и утвердить генеральные планы;

    - разработать и утвердить проекты зон санитарной охраны питьевых водозаборов;

    - ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства на финансирование летних экологических лагерей учащихся, как одно из эффективных форм экологической работы.

  14. Рекомендовать администрации г. Кирова:

    - принять меры по предупреждению застройки и ограничению хозяйственной деятельности на участках, перспективных для создания новых и существующих водозаборов подземных вод;

    - определить источники и объемы финансирования на мероприятия по сохранению и защите перспективных территорий, организации системы резервного и аварийного водоснабжения г. Кирова.

  15. Рекомендовать специально уполномоченным органам исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды федерального и областного уровня согласовать вопрос об условиях эксплуатации подземных водоносных горизонтов для хозяйственно-питьевого водоснабжения на территориях городских агломераций, а также использования подземных вод питьевого качества в производственных целях.

  16. Рекомендовать департаменту образования Кировской области:

    - совершенствовать профессиональную экологическую подготовку и переподготовку работников системы образования всех уровней с учетом концепции устойчивого развития общества, модернизации современной школы;

    - содействовать развитию эффективной эколого-образовательной среды с ориентацией на качественное решение региональных экологических проблем.

  17. Рекомендовать департаменту образования Кировской области и управлению охраны окружающей среды и природопользования Кировской области:

    - способствовать укреплению учебно-материальной базы, расширению издательской деятельности по проблемам экологического образования и рационального природопользования, в том числе периодических изданий;

    - разработать программу мероприятий по профессиональной экологической переподготовке.

  18. Участники конференции выражают возмущение действиями террористов, выражают свое сочувствие жертвам террора и поддерживают меры руководства страны, направленные на повышение безопасности населения.

  19. Считать целесообразным проведение в 2006 г. очередной 9-ой межрегиональной научно-практической конференции "Региональные и муниципальные проблемы природопользования".

        3 сентября 2004 г. , г. Кирово-Чепецк

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены