Eng

  На главную страницу

27.02.2007

ЗАЯВЛЕНИЕ
в связи с предполагаемым утверждением программы размещения новых энергетических мощностей в Российской Федерации

Известно, что в ближайшее время Правительство Российской Федерации намерено принять программу размещения новых мощностей электроэнергетики. Судя по выступлениям руководства РАО "ЕЭС России", программа будет заключаться в максимально возможном вводе генераций на основе ядерной энергетики, крупной гидроэнергетики и угольных станций. Оставшиеся гипотетические потребности будут покрываться энергетикой на газе.

Никаких дебатов или общественного обсуждения программы размещения новых энергетических мощностей не было, как не было и оценки различных вариантов решения проблемы на уровне регионов.

В связи с этим считаем необходимым довести до сведения населения России и международного сообщества позицию ряда неправительственных организаций об экологической опасности, социальной неприемлемости и экономической нецелесообразности инвестирования в проекты, связанные с реализацией программы размещения новых мощностей на территории Российской Федерации в том виде, в котором в настоящее время ее представляет руководство РАО "ЕЭС России".

Со своей стороны мы намерены - в составе коалиции неправительственных организаций - осуществить необходимые действия, чтобы не допустить реализации предлагаемой программы без ее всестороннего общественного обсуждения и одобрения и обращаемся к заинтересованным научным и общественным организациям, ответственным политическим силам, всем, кто обеспокоен будущим России, поддержать наши требования.

Мы также намерены обратиться к президенту и правительству Российской Федерации с требованием безотлагательно вынести проект программы по размещению новых мощностей электроэнергетики на всестороннее общественное обсуждение и не принимать скоропалительных решений по стратегически важным вопросам энергетической безопасности, определяющим на десятилетия вперед социально-экономическое развитие страны, ее экономическое и экологическое благополучие.

Гринпис России
Международный социально-экологический союз
Центр охраны дикой природы

А.Яблоков, Региональный Советник для стран Восточной Европы, Северной и Центральной Азии Всемирного союза охраны природы

Экологический центр "Дронт", Нижний Новгород
Друзья сибирских лесов, Красноярск
Экологический клуб "Зеленая ветвь", Ярославль
Самарский областной социально-экологический Союз
Мурманская областная общественная организация экологический клуб "Грин Клаб"
Мурманская областная общественная организация "За радиационную безопасность, за безопасность питьевой воды и пищи"
Общественная организация "Бурятское региональное объединение по Байкалу", г.Улан-Удэ
Центр содействия гражданским инициативам, г. Димитровград
Челябинская общественная организация "Правосознание"
Новороссийская городская детско-юношеская общественная организация "Центр экологического образования"
"ЭкоДон", г.Воронеж
Алтайский краевой общественный фонд "Алтай - 21 век", г.Барнаул
В.Сливяк, Экозащита!, г.Москва
В.Бриних, Экологическая вахта по Северному Кавказу
В.Крониковский, Экологическая группа "Тайга", Приморский край

Оценка экологических и социальных опасностей Программы размещения новых энергетических мощностей на территории Российской Федерации
(на основании информации, предоставленной на сайте РАО "ЕЭС России", и в других открытых источниках).

1. НАСТОРАЖИВАЕТ, что, несмотря на публичные заявления о социальной и экологической ответственности РАО "ЕЭС России", предлагаемая к утверждению Программа не была вынесена на публичное обсуждение.

Ничем не обоснована срочность принятия столь масштабного решения: первые сведения о подготовке программы появились в СМИ в конце 2006 года, а решение по ее окончательному виду должно быть принято уже в марте 2007 года.
До этого в качестве одной из составляющих программы была принята федеральная целевая программа по развитию атомной энергетики на период до 2015 года, на разработку которой ушло всего несколько месяцев. Проект этой программы также не прошел процедур общественных слушаний, хотя известно, что, по данным социологических опросов, более 70% населения России не желают соседства с новыми атомными станциями. Даже Общественный совет при Российском агентстве по атомной энергии, призванный представлять интересы общественности, был поставлен перед фактом принятия данной программы.
Принятое в 2004 году изменение в ст. 8 Федерального Закона "Об использовании атомной энергии" лишило права Совет Федерации Федерального собрания России
утверждать федеральные целевые программы в области атомной энергетики.

2. СЕРЬЕЗНО БЕСПОКОИТ, что в основе предлагаемой Программы лежат технические решения, уже доказавшие свою экологическую и социальную опасность, не учитывающие происходящих климатических изменений:
- крупные гидроэлектростанции, в том числе на равнинных реках;
- атомные электростанции;
- электрогенерирующие установки, работающие на каменном угле.

3. НАС ВОЗМУЩАЕТ, что цели Программы не имеют ничего общего с заявленным переходом России на инновационный путь развития. Предлагаемая направленность инвестиций обуславливает прогрессирующее технологическое отставание страны, дальнейшее закрепление за ней роли сырьевого придатка и отрезает пути адаптации к ожидаемым ресурсно-экологическим и социально-экономическим мировым кризисам в более долгосрочной перспективе.

Даже поверхностный анализ показывает, что Программа создана:
- для экономии потребления природного газа внутри страны в интересах потребителей стран Европы и Юго-Восточной Азии;
- для стимулирования роста энергопотребления в России с целью получения дополнительных прибылей компаниями топливно-энергетического комплекса;
- исходя из краткосрочных интересов бизнесов для содействия реализации проектов, связанных с экспортом сырья или продукции неглубокой переработки (например, первичный алюминий из Богучанского энерго-металлургического комплекса) или экспортом непосредственно электроэнергии в Китай (каскад ГЭС в Якутии, угольные станции в Амурской области и Хабаровском крае), что противоречит долгосрочной стратегии устойчивого развития и интересам населения Российской Федерации.

4. ОДНОВРЕМЕННО нам ничего не известно об аналогичных инвестициях в энергосбережение, имеющее 4-кратное преимущество с точки зрения эффективности капиталовложений по сравнению с новым строительством, что позволило бы отказаться от ввода многих новых объектов энергетики, сократить выбросы парниковых газов.

Нам ничего не известно и о развитии энергетики на основе возобновляемых источников энергии, включая поддержку бизнеса в этой отрасли. Достаточно сказать, что, например, развитие энергетики на основе практически неутилизируемой сегодня биомассы (отходы сельского и лесного хозяйства) могут обеспечить до 20 ГВт установленной электрической мощности при КПД 30%, не требуя значительных средств на развитие сетевого хозяйства, гарантируя более устойчивое энергоснабжение и обеспечивая создание новых рабочих мест на местном уровне.

5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ФАКТОРОМ БЕСПОКОЙСТВА является отмена в России с 01 января 2007 года экологической экспертизы проектов, связанных со строительством сооружений энергетики, включая атомные станции, крупные ГЭС, угольные станции и так далее, что неизбежно делает решения о реализации любых проектов такого масштаба потенциально экологически опасными и социально малоприемлемыми.

Выводы

Реализация планов строительства новых мега-объектов энергетики, провозглашенных руководством РАО "ЕЭС России", консервирует технологическое отставание российской экономики, способно нанести непоправимый ущерб природным экосистемам, усугубляет проблему глобального изменения климата и не способствует повышению уровня жизни большинства граждан страны.

Первоочередными целями энергетической политики России должны стать:
- ускоренное обеспечение энергосбережения во всех отраслях экономики и в жилищном хозяйстве с целью сокращения энергопотребления в 2 раза к 2050 году,
- ускоренное развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии с доведением ее доли в балансе первичной потребляемой энергии до 50% к 2050 году,
- улучшение качественных показателей и технологического уровня объектов традиционной энергетики, в первую очередь, нефтегазовой.

Реализация этих целей позволит отказаться от множества экологически опасных и рискованных с точки зрения экономики проектов.

Для реализации этих целей государство должно организовать публичное обсуждение сложившейся ситуации и предложить стратегию, которая отвечала бы этим целям.

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены