Eng

  На главную страницу

24.01.2008

Остановите гуманитарную и экологическую катастрофу!

Сегодня, накануне заседания Совета Безопасности России, Коалиция российских экологических организаций и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока обращается к высшему руководству страны с требованием свернуть реализацию чрезвычайно опасного проекта по строительству Эвенкийской ГЭС.

Представители Российского и Международного социально-экологических Союзов (РСоЭС, МСоЭС), Гринпис России, WWF России, Ассоциация КМНССДВ РФ, Центра охраны дикой природы и Союза охраны птиц России и объявили о начале кампании против возведения ГЭС, которая может уничтожить ключевую территорию расселения целого народа.

В заявлении неправительственных организаций говорится о недопустимости решения энергетических проблем страны путем создания гигантской ГЭС в удаленном районе, где на тысячи километров нет реальных потребителей электроэнергии. Цена этой ГЭС – затопление огромной, важнейшей в природном отношении территории и уничтожение среды обитания эвенков.

«Парящая в стужу полынья, растопленная вечная мерзлота, северные олени, лишенные летних пастбищ в долинах рек и поставленный на грань выживания народ (видимо, в память о нем проектанты переименовали Туруханскую ГЭС в Эвенкийскую) — вот итог планируемого преступления перед природой и страной», – говорит Алексей Зименко, генеральный директор Центра охраны дикой природы.

«К нам пришла страшная беда! Наша Тунгуска должна накрыть своими водами земли наших предков, наши дома, могилы наших родителей, оленьи пастбища и охотничьи тропы, и в конечном итоге – изгнать эвенков из Эвенкии…», – заявляет Виталий Коптелко, президент Ассоциации Арун.

«В конце 1980-х гг., когда всем миром была, наконец, остановлена очередная «стройка века» – поворот сибирских рек на юг – появилась надежда, что уходит в прошлое время гигантских проектов по переделке природы, польза от которых народному хозяйству сомнительна, но зато вред для природы совершенно очевиден. Ан нет, опять всплыл очередной безумно дорогой грандиозный проект, который приведет к затоплению огромных площадей долины Нижней Тунгуски и изменению климата в Эвенкии, что поставит на грань небытия эвенкийский народ и ликвидирует места обитания многих таежных птиц и зверей. Воистину История ничему не учит наших хозяйственников и бизнесменов!», – говорит Виктор Зубакин, президент Союза охраны птиц России.

Двухсотметровая плотина и затопление долины Нижней Тунгуски на протяжении тысячи двухсот километров уничтожат среду обитания оленеводов и охотников, представителей уникальной культурной традиции. «Экологические организации России считают безответственными даже мысли о стройке, ради которой надо подвергнуть риску народ, лишенный возможности постоять за себя, – говорит Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России, д.г.н. – Неслучаен и тот факт, что о планах строительства Эвенкийской ГЭС стало известно только после утраты Эвенкийским округом в январе 2007 года статуса субъекта Российской Федерации».

«Главный мотив инициаторов проекта – его огромная цена, – считает руководитель энергетического отдела Гринпис России Владимир Чупров. – Неизбежное удорожание стройки под предлогом защиты от экологических последствий строительства плотины на Нижней Тунгуске или под предлогом поддержания эвенкийской культуры только порадует инициаторов стройки. Большая стройка – большие деньги! Именно эти деньги, взятые из карманов народов России (от поморов до даргинцев), цель будущих руководителей строительства».

«Мы считаем недопустимой такую стратегию развития энергетики, в рамках которой мегаватты электричества производятся в самом труднодоступном месте страны, да ещё в таком объеме, который не нужен даже самому ближнему потребителю Норильску, расположенному за 1000 километров, – отмечает сопредседатель МСоЭС Сергей Симак. – Вместо модернизации энергетического хозяйства в промышленных центрах страны, где реальна экономия до 40% энергии, поощряется энергорасточительность за счет нового подвода электричества по тысячекилометровым линиям электропередач, рассекающим девственную тайгу. Один супергигант вместо повсеместной экономии и модернизации энергетики - это не энергетическая стратегия, а стратегическая диверсия!»


Коалиция российских экологических НПО и Ассоциация КМНССДВ РФ обращают внимание Совета Безопасности России, что проект Эвенкийской ГЭС уже отвергался. Эвенкийская ГЭС – это тройное преступление – против народа, против окружающей среды и против энергетической безопасности страны!


Контакты:

Социально-экологический союз 8-917-104-02-02, 8-846-264-92-16;
Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 8-495 748-31-24, 780-87-27;
Центр охраны дикой природы 8-495-124-71-78, 124-50-22;
Союз охраны птиц России 8 -495- 672-22-63;
Гринпис России 8-495-988-74-60;
WWF России 8-495-727-09-39.


Дополнительная информация для СМИ

Хроника событий

Проект Туруханской ГЭС, подготовленный "Ленгидропроектом", уже обсуждался в конце 1980-х годов и был отвергнут, прежде всего по экологическим соображениям.

1 января 2007 г. Эвенкийский автономный округ (территория народа, заселявшего Сибирь задолго до прихода якутов, с площадью в полторы Франции) в результате объединения с Красноярским краем утратил свое представительство в Совете Федерации и перешел в разряд рядового муниципального района, тогда как в других подобных случаях земли малых народов сохраняли за собой особый статус: Корякский округ в Камчатском крае и Коми-Пермяцкий в Пермском. Причина стала ясна, когда после устранения статуса округа был реанимирован проект Туруханской ГЭС (новое название - Эвенкийская ГЭС).

19 апреля 2007 г. Министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко на заседании Правительства, выступая по вопросу о проекте Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, заявил: «Для вовлечения в энергетический баланс Европейской части страны электростанций Сибири и для повышения устойчивости работы ЕЭС России планируется сооружение двух линий 750 кВ от Эвенкийской ГЭС до Тюменской энергосистемы».

30 ноября 2007 г. Капитал Внешэкономбанка пополнился за счет Стабилизационного фонда - 180 миллиардов рублей (т.е. более 7 млрд. долларов).

20 декабря 2007 г. ОАО ГидроОГК и Внешэкономбанк заключают меморандум о взаимодействии при строительстве ГЭС. Вячеслав Синюгин – директор ОАО ГидроОГК сообщил, что проект строительства Эвенкийской ГЭС оценивается в 10 млрд. долларов (по др. оценкам - 12 млрд.).

26 декабря 2007 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года внесена в Правительство РФ.

В январе 2008 г. с официального сайта ОАО ГидроОГК – исполнителя проекта – исчезает информация об Эвенкийской ГЭС (http://www.gidroogk.ru/global/company/invest/investprojects/), в соответствии с которой потребности в инвестициях в ее сооружение выглядели следующим образом (в млн. руб.):

№ п/п

14

Наименование

Эвенкийская ГЭС (Туруханская ГЭС)

2007

799

2008

800

2009

800

2010

8 039

Таким образом, в строительство Эвенкийской ГЭС уже инвестируются сотни миллионов рублей!

17 января 2008 г. Анатолий Чубайс на пресс-конференции в Красноярске сообщил о "своем любимом проекте, о котором он может говорить часами - строительстве гигантской Эвенкийской ГЭС, которую будет строить буквально вся страна". (Выступление Чубайса передано в 18.25 по красноярскому времени, в очередном выпуске новостей "Енисей - регион").

Социальные последствия  

В результате создания ГЭС будут затоплены почти все летне-осенние пастбища как дикого, так и домашнего оленя, которые расположены в долине Нижней Тунгуски и устьях впадающих в нее рек. Зимнее парение полыньи и увлажнение от водохранилища вызовет болезни оленей. Наличие водохранилища на местах весенне-летнего выпаса приведет к гибели дикого оленя. Поголовье домашних оленей будет подорвано, что лишит средств существования проживающих здесь эвенков. Ломка сложившихся традиций труда и быта, механизмов трансляции культурных навыков может быть однозначно квалифицирована как этноцид, то есть уничтожение этнической культуры. Иными словами, строительство ГЭС предусматривает уничтожение значительной части эвенков, поскольку гидроэлектростанция разрушает основы их культуры и ключевые районы расселения.

В Красноярском крае используют изменение статуса округа для создания новых структур региональных и местных организаций коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Процесс перестройки структур самоуправления КМНС очевидный способ административного давления на них.

Транспортная система  

Плотина разрушит транспортную систему Эвенкии, основанную на весеннем и осеннем проводах караванов речных судов. Шлюз или судоподъемник проектом не предусмотрен. Навигация по Нижней Тунгуске осуществляется с 1946 года, и река судоходна на протяжении 1154 км. Навигация составляет от 15 до 40 суток, в зависимости от паводка. За время навигации доставляется около 20-25 тысяч тонн различных грузов, в первую очередь, продовольствие и нефтепродукты. На сегодняшний день никаких вариантов замены судоходства для Эвенкии нет.

Экономические данные о проекте  

Расход воды Нижней Тунгуски: 100 кубокилометров воды в год.

Проектная мощность ГЭС: 8000-12000 МВт.

Проектная выработка: 46,3 млрд. кВт/час в год.

Место расположения плотины: основное русло Н.Тунгуски в 120 км выше устья.

Высота плотины: 200 метров.

Площадь затоплений: около 1 млн. га.

Планируемые сроки строительства: 2015-2020 годы.

Проектная стоимость: примерно 12 млрд. долларов (1,5 млрд. долларов за каждый гигаватт мощности - реально будет много дороже). Для сравнения - весь объем инвестиций Холдинга РАО "ЕЭС России" в 2007 г. составил 400 млрд. рублей.

Проектные сроки окупаемости: до 2026 года.

Планируется, что разработчиком проекта выступит канадская компания SNC-Lavalin.

Генеральная схема размещения объектов энергетики рассматривает Эвенкийскую ГЭС лишь как резерв для энергосистемы Европейской части России. Транспортировка электроэнергии по ЛЭП протяженностью несколько тысяч километров создает огромные риски в надежности энергоснабжения.

Установленная мощность электростанций России в 2007 году составляет около 220 000 МВт, но Минпромэнерго прогнозирует потребность в 347 000 МВт к 2020 году. Потребность в новых вводах генерирующих мощностей, включая замену выбывших, оценивают в 186 000 МВт. Очевидно, что прогноз роста производства полностью игнорирует возможности энергосбережения.

Внешэкономбанк (ВЭБ) не имеет лицензии ЦБ на банковскую деятельность. Таким образом, это единственный российский банк, который Центробанк не имеет права проверять. В июне 2007 года ВЭБ стал госкорпорацией после того, как Владимир Путин подписал федеральный закон о создании Банка развития. С этого момента согласно Закону о госкорпорациях ВЭБ напрямую подчиняется только Наблюдательному совету, в состав которого входит Председатель Правительства РФ, и российскому Президенту.

Правовая сторона вопроса

 Недопустимость строительства Эвенкийской ГЭС вытекает из целого ряда международных и национальных правовых актов, в том числе:

Декларации ООН о правах коренных народов, в соответствии со статьей 10 которой «Коренные народы не подлежат принудительному переселению со своих земель или территорий. Никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов…»

Конвенции ООН о биологическом разнообразии, согласно которой Россия как сторона Конвенции:

«содействует защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;

выделяет компоненты биологического разнообразия, имеющие важное значение для его сохранения и устойчивого использования, в первую очередь экосистемы и места обитания: характеризующиеся высокой степенью разнообразия, большим числом эндемичных или находящихся в опасности видов или содержащие дикую живую природу; необходимые для мигрирующих видов; имеющие социальное, экономическое, культурное или научное значение; или имеющие репрезентативный или уникальный характер, или связанные с основными эволюционными или другими биологическими процессами».

Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно статье 3 которого «хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

сохранение биологического разнообразия;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменениюи (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды».

Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», согласно статье 8 которого малочисленные народы, имеют право безвозмездно пользоваться в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами.

Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 358 которого предусмотрены признаки преступления за совершение экоцида - массового уничтожения растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Подземные ядерные взрывы в зоне затопления 

В 1971-1974 годах при подготовке к разработке Куюмбинского и Юрубгенского нефтяных месторождений в Эвенкии была проведена серия подземных ядерных взрывов:

– взрыв «Метеорит 3» 21.08.1977 в 35 км ЮЗ пос. Тура Эвенкийского авт. округа;

– взрыв «Рифт-4» 25.09.1982 в 25 км ЮВ пос. Ногинский Эвенкийского авт. округа.

В результате взрывов в припойменных районах Нижней Тунгуски оказалось три подземных камеры, заполненных радиоактивным рассолом.

 

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены