Eng

  На главную страницу

21.03.2008

Мусорный ветер, дым из трубы... Диоксиновое кольцо вокруг Москвы

Правительство   города   Москвы  11  марта  2008  г.  одобрило  проект постановления "О развитии технической базы городской системы обращения с  коммунальными  отходами  в  городе Москвы", которое к началу апреля должно  быть  представлено  на подпись мэру Москвы. По этому проекту в Москве  до  2012  г. предполагается построить шесть мусоросжигательных заводов  в  Зеленоградском,  Юго-Западном,  Западном, Северо-Западном, Юго-Восточном  и Южном административных округах, и довести общее число таких предприятий в Москве до десяти.

По имеющейся информации, в понедельник, 24 марта мэр Москвы должен поставить свою подпись под документом. Подпишет ли мэр смертный приговор Москве, москвичам и жителям Московской области?

В  2006 году многие страны ЕС законодательно признали сжигание отходов крайне   опасным  методом  и  практически  запретили  его  применение. Германия,  Италия,  Дания,  Нидерланды, Австрия, Бельгия, Франция - из этих  стран,  где  сжигание  применялось  максимально,  в  Россию идут предложения    о    строительстве    МСЗ   с   "льготными"   условиями инвестирования. Только желанием погреть руки на этих инвестициях можно объяснить  стремление  лиц,  принимающих  решения,  строить  МСЗ     в российских  городах.  Коммерческая  выгода  в  очередной раз побеждает здравый смысл.

Общественные  организации  России  направили  мэру  Москвы Ю.М.Лужкову открытое письмо, в котором,в частности, сказано: " В случае реализации этого  проекта  на  территорию  региона ежегодно будет поступать более миллиона  тонн  супертоксичной золы 1-2 класса опасности, значительное количество  продуктов  горения  в виде аэрозолей зараженных диоксинами будет  поражать людей на генном уровне. Опасным воздействиям в той или иной  степени  в течение десятилетий будет подвергаться каждый десятый гражданин России, произойдет заметное ухудшение качества жизни во всем Московском регионе.

Сжигание  нескольких  миллионов  тонн отходов на территории мегаполиса является беспрецедентным в мировой практике. Планы использования одной из  наихудших технологией в XXI веке указывает на низкую экологическую культуру  городских  властей,  отсутствие понимания серьёзности угрозы здоровью настоящего и будущих поколений."


Справочная информация:
(информацию подготовил  В.В.   Батищев, к.х.н, доцент, член- корреспондент МАНЭБ)

-  Мусоросжигательные  заводы (МСЗ) - устарелая и крайне опасная форма обращения  с  отходами.  МСЗ - это источник загрязнения воздуха, воды, почв,  это  -  огромные  затраты  на строительство и эксплуатацию, это потеря, а не производство энергии.

- Сжигание - основной источник загрязнения воздушной среды ядами.

Это   выброс   в   атмосферу   сверхопасных  диоксинов,  паров  ртути, галогенсодержащих  углеводородов,  кислотных  паров,  опасных частиц и аэрозолей, парниковых газов.

  -  Сжигание - это создание условий для распространения вокруг заводов   очагов раковых заболеваний, повреждения иммунной системы, заболевания   органов дыхания, нарушения репродуктивных и других систем организма.

-  Сжигание - самый дорогой - примерно в 3-7 раз дороже любого другого метода.  Для объемов отходов миллионного города, например г .Воронежа, затраты  только  на  строительство  мусоросжигающего  завода  (МСЗ) по Французской технологии "СNIM" составят более 300 млн. долларов или 300 долларов  на каждого горожанина, плюс ежегодно не менее 30 долларов на эксплуатацию.

-Затраты  на  сжигание  никогда  не окупятся, а тарифы за вывоз мусора будут постоянно расти.

-Сжигание  -  самый опасный и необратимый способ обращения с отходами. Все  ценные  природные  ресурсы  потраченные  на изготовление того что стало  мусором  сжигается  и безвозвратно утрачивается, а потребленная энергия - суть источник дополнительного загрязнения среды.

-Сжигание  3-х  тонн бытовых отходов дает 1т (30%), токсичных отходов, содержащих  диоксины,  тяжелые  металлы,  полиароматические яды. Таким образом, "нет никаких оснований для того, чтобы 3 тонны малотоксичного мусора  превращать  в  1  тонну  высокотоксичных  шлаков"  и  при этом выбрасывать  в  атмосферу  крайне  опасные долгоживущие системные яды. [Пол Коннет]

-На  сжигание  -  отходов  для  производства электроэнергии и пара МСЗ тратится больше энергии, чем производится.

-  Сжигание  вторичного  сырья,  МСЗ  стимулируют добычу нового сырья, препятствуют  селективному  использованию  вторичных ресурсов - основы рационального обращения с отходами;.

-  Сжигание  приводит  к  образованию токсичных отходов, которые негде захоранивать  -  нет спецполигонов. Строительство спецполигонов дороже самого завода по сжиганию;

- Сжигание - полимерных материалов, ПВХ, батареек, масел, красок, РТИ, аэрозольных баллончиков - это прямой путь к образованию диоксинов.;

- Сжигание - это мощный выброс диоксинов и их аналогов.

Сжигание - недопустимо еще и потому, что бытовой мусор является ценным компонентом. В среднем, из одной его тонны отходов можно получить:

-170 кг биогаза с 65% метана (CH4) ,  -410 кг сельскохозяйственного субстрата с 70% сухого продукта, -50 кг первого отсева грубых элементов и металлолома, -250 кг второго отсева (стекло, ткань, древесина, пластмасса), -около  70%  отсевов  можно  использовать  для  выработки  тепла путем получения  специального  топлива  (RDF).  Альтернативы  сжиганию     - минимизация  образования  отходов,  их  селективный  сбор уже в местах образования и глубокая переработка, рециклинг.

Минимизация     образования     отходов,    повторное    использование образовавшихся  отходов  или рециклинг являются наиболее приоритетными направлениями во всем мире как с точки зрения охраны окружающей среды, так    и    с   точки   зрения   ресурсосбережения   и   рационального природопользования.

Что делать?

1  Альтернативой  при обращении с отходами может стать опыт зарубежных стран по эффективному управлению отходами энергоэффективности, энерго- и  ресурсосбережению,  обобщенный  в книге "Ноль отходов, ноль потерь" [Zero  Waste].

2.Введение запрета на сжигание отходов, особенно ПВХ, батареек, масел, красок, РТИ, аэрозольных баллонов и ограничить их полигонное депорнирование.

3.Принятие   Законов   "Об   упаковке"  и  "О  вторичных  материальных ресурсах",  которые позволят изменить существующую систему обращения с отходами  в  сторону  переработки  большинства  этих отходов, т.к. они вводят  залоговую стоимость и ответственность производителя за изъятие и  безопасную переработку упаковочных отходов и вторичных материальных ресурсов.  Это  приблизит Россию к доведению переработки отходов, хотя бы  до 50%, как в Европе и штатах, вместо существующих 15%. Ежегодно в России теряется 9 млн. тонн макулатуры, 1,5 млн. тонн черных и цветных металлов,  2 млн. тонн полимерных материалов, 0,5 млн. тонн стекла, 10 млн. тонн пищевых отходов.

4.Применение эффективных технологий.


ОБРАЩЕНИЕ
общественных  организаций  в  связи  с  одобрением  11  марта  2008 г. Правительством  Москвы  проекта  постановления "О развитии технической базы  городской  системы  обращения  с коммунальными отходами в городе Москве"

Мэру города Москвы
Ю.М. Лужкову

Губернатору Московской области
Б.В. Громову

Полномочному представителю
Президента  РФ в ЦФО
Г.С. Полтавченко

Главному санитарному врачу России
Г.Г. Онищенко

Уважаемый Юрий Михайлович!
Уважаемый Борис Всеволодович!
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемый Геннадий Григорьевич!

Правительство   города   Москвы  11  марта  2008  г.  одобрило  проект постановления "О развитии технической базы городской системы обращения с  коммунальными  отходами  в  городе Москвы", которое к началу апреля должно  быть  представлено  на подпись мэру Москвы. По этому проекту в Москве  до  2012  г. предполагается построить шесть мусоросжигательных заводов  в  Зеленоградском,  Юго-Западном,  Западном, Северо-Западном, Юго-Восточном  и Южном административных округах, и довести общее число таких предприятий в Москве до десяти.

Мы    считаем    принятие   указанного   Постановления   недопустимым: предлагаемое  Правительством  Москвы  в  прямом  и  переносном  смысле пожарное  решение  является  непродуманным  и  опасным  для  населения Московского региона и всего Центрального федерального округа.

Мировой   опыт   показал,   что   нет   безопасных  мусоросжигательных технологий,    и   никакие,   предлагаемые   проектами,   700-метровые санитарно-защитные  зоны,  не  защитят  миллионы  москвичей  и жителей Подмосковья  от  масштабных  химических  выбросов. В случае реализации этого  проекта  на  территорию  региона ежегодно будет поступать более миллиона  тонн  супертоксичной золы 1-2 класса опасности, значительное количество  продуктов  горения  в виде аэрозолей зараженных диоксинами будет  поражать людей на генном уровне. Опасным воздействиям в той или иной  степени  в течение десятилетий будет подвергаться каждый десятый гражданин России, произойдет заметное ухудшение качества жизни во всем Московском регионе.

Сжигание  нескольких  миллионов  тонн отходов на территории мегаполиса является беспрецедентным в мировой практике. Планы использования одной из  наихудших технологией в XXI веке указывает на низкую экологическую культуру  городских  властей,  отсутствие понимания серьёзности угрозы здоровью настоящего и будущих поколений.

Мы  просим Мэра города Москвы не подписывать указанное постановление и дать поручение рассмотреть иные варианты решения проблемы коммунальных отходов Москвы с учетом наилучших доступных технологий и экологических инноваций.

Мы  просим  Губернатора  Московской  области  инициировать  проведение федеральной    государственной    экологической   экспертизы   проекта строительства мусоросжигательных заводов в Москве.

Мы  просим Главного санитарного врача России включить мусоросжигание в число    технологий,   запрещенных   по   санитарно-эпидемиологическим причинам.

Мы  просим  Полномочного  представителя  Президента  РФ в ЦФО обратить внимание  на  опасность  усиления негативного влияния города Москвы на экологическую обстановку во всем Федеральном округе.

20 марта 2008 г.

Чумаков  А.Н., 
член  Экспертного Совета при Комиссии по экологической политике Московской городской Думы

Зименко А.В.,
Председатель Совета Центра охраны дикой природы

Фролов А.Н.,
Председатель Союза Московских экологических организаций

Керженцев А.С.,
Председатель Комиссии по природопользованию и экологии Общественной палаты Московской области

Захаров В.П.,
Сопредседатель Совета Международного социально-экологического союза

(Сбор подписей продолжается)

Электронные оригиналы  подписей находятся по адресу Morozova@ecopolicy.ru (Юлия Ф. Морозова; 8 495 952-80-19).

Информационная служба
Международного Социально-экологического союза

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены