Eng

  На главную страницу

7.11.2006

1 ноября 2006 г. Государственная Дума приняла проект нового Лесного кодекса во втором чтении и закон о введении его в действие

Документ, представленный во второе чтении, разительно отличался от принятого Госдумой в первом. Фактически на рассмотрении был представлен новый документ, доработка которого продолжалась до конца октября. Фактически в данном варианте была проигнорирована официальная таблица из 2000 поправок, подготовленная по итогам первого чтения. По результатам обсуждения во втором чтении была составлена новая таблица поправок, содержание которой пока неизвестно. П о существу, это означает завершение работы Думы над кодексом. Третье чтение уже существенно не изменит сути кодекса, так как предполагает только редакционную правку. В соответствии с законом п ри рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей.

После трех чтений рассмотрения кодекса в Думе проект должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Хотя качество документа остаётся достаточно низким, вероятность отклонения нового Лесного кодекса Советом Федерации или Президентом крайне низка.

Третье чтение в Думе предположительно пройдёт в 20-х числах ноября.

Некоторые замечания ЦОДП по новому Лесному кодексу:

Примечание: Все наши комментарии относятся к тексту Лесного кодекса, вынесенному на 2-е чтение. Нам неизвестно содержание поправок в текст кодекса, принятого 1 ноября, в настоящий момент он не доступен для ознакомления.

Кодекс отдает на откуп Министерства природных ресурсов, а фактически Рослесхозу, разработку реальной политики в области управления, использования и контроля за лесами. В отсутствие четких указаний в самом кодексе это чревато преобладанием ведомственного подхода.

Отсутствие у федеральных властей (собственника лесов) функций по контролю и надзору и экспертизе проектов лесопользования создает угрозу рациональному пользованию лесов. Передача лесов в управление регионам (кроме лесов Московской обл. и Республики Ингушетия) повышает риск коррупции, так как кодекс не предусматривает никаких стимулов для ведения регионами ответственного управления лесами, одновременно концентрируя в их руках все полномочия по планированию, управлению, контролю и надзору за использованием лесов.

Разрешительная система отпуска леса в рубку заменяется уведомительной, без создания адекватной системы государственного учета, контроля и надзора за лесопользованием. Фактически это будет означать, что к 2008 году государство полностью потеряет контроль за лесопользователями, оказавшись даже технически неспособно отслеживать нарушения законодательства.

При этом кодекс не предусматривает никаких прав для общественности и местных жителей на участие в принятии решений относительно управления лесами.

В кодексе сохраняются лазейки для фактической приватизации лесов, ограничения доступа населения в лес, застройки защитных лесов, в том числе лесов зеленых зон и водоохранных зон. Режим охраны защитных лесов ослаблен и не достаточно четко прописан. Тем самым, еще раз подтвердилось, что государство собирается отсрочить банкротство действующей системы лесопользования, не меняя ее по сути, вовлекая в лесопользование экологически ценные леса.

Кодекс не решает проблему хронического недофинансирования и неэффективности системы лесного хозяйства, охраны лесов от пожаров и нелегальной порубки. Данные проблемы, видимо, еще более обострятся. В кодексе не прописана система управления лесами – вместо лесхозов в кодексе упоминаются лесничества и лесопарки, но без указания, как они соотносятся с нынешними лесхозами. В результате 200 тысяч человек, работающих в системе лесного хозяйству, оказались разменной монетой в борьбе лоббистов, и в ближайшие годы большинство из сотрудников лесного хозяйства свою работу потеряет.

В целом новый Лесной кодекс остался сырым, недоработанным документом, который будет лататься по ходу с разным успехом, чем может воспользоваться наиболее коррумпированная часть политической элиты и бизнеса.

Пресс-служба ЦОДП

 

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены