Eng

  На главную страницу

22.05.2002

Всероссийская конференция по экологической безопасности
4-5 июня 2002 г., Москва

Предлагаем принять участие в обсуждении и доработке проекта резолюции секции "Биоразнообразие и экологическая безопасность"

Организаторы конференции: Министерство природных ресурсов РФ и Круглый стол общественных экологических организаций России.

Центр охраны дикой природы принимает участие в подготовке секции "Биоразнообразие и экологическая безопасность" и заинтересован в конструктивных предложениях по содержанию ее резолюции.


Проект

Биоразнообразие и экологическая безопасность

1. Экологическая безопасность гарантирует пригодное для жизни людей качество среды обитания. Необходимым условием этого является поддержание средообразующих функций природных систем и сохранение их биологического разнообразия.

Россия – экологический донор Европы (80% биоразнообразия Европы находится в бывшем СССР), а ее природные экосистемы - основной ресурс сдерживания глобального потепления.

В настоящее время невозможно достоверно оценить потенциальные негативные последствия воздействия хозяйственной деятельности человека на биоразнообразие. Кроме того, неизвестны все потенциальные возможности его использования в сельском хозяйстве, технике, медицине и других сферах.

Сохранение биоразнообразия во всех его проявлениях играет важнейшую роль в обеспечении безопасного развития нынешнего и будущих поколений.

2. Действующая модель использования природных ресурсов в России будет иметь пагубные последствия для биологического разнообразия. Природные системы на 15% территории страны, на которых проживает основная часть населения, утратили способность к самоподдержанию. Три четверти российских лесов значительно преобразованы деятельностью человека. В пределах освоенной части страны фрагментация является одной из главных угроз сохранению природных экосистем и отдельных видов животных и растений.

Ориентация на ускоренное (истощительное) использование отдельных природных ресурсов реально подрывает основу существования целых отраслей экономики (рыбного, лесного, охотничьего хозяйств, фармацевтики, рекреации, туризма). Огромный ущерб природным экосистемам наносит нерациональная организация легального промысла и незаконный промысел биоресурсов, который приобрел промышленные масштабы и многократно превышает официальные объемы добычи.

Некоторые типы экосистем (европейские степи и широколиственные леса) и виды живых организмов (прежде всего, занесенные в Красную книгу), находятся на грани исчезновения. Ряд промышленных и сельскохозяйственных регионов страны, крупных рек и их притоков, внутренних морей и прибрежных морских районов находятся в катастрофическом состоянии.

Распространение живых генно-модифицированных организмов, за счет выхода на российский рынок транснациональных корпораций – производителей ГМО, угрожает уже в ближайшие годы коренным экологическим сообществам России.

Планируемое вступление России в ВТО существенно ослабит механизмы национального экологического контроля за эксплуатацией биологических ресурсов.

3. Этим тревожным процессам способствует ослабление государственного контроля, в том числе за счет разрушения независимой государственной службы по охране окружающей среды, повсеместное игнорирование требований природоохранного законодательства, а также его пересмотр, необоснованный с экологической точки зрения.

Плата за использование ресурсов живой природы не соответствует их реальной стоимости и ценности. Нелегальное использование ресурсов и торговля ими остаются, как правило, безнаказанными.

На федеральном уровне отсутствует обобщенная информация о биологическом разнообразии, необходимая для принятия управленческих решений. Доступ к имеющимся информационным базам для заинтересованных сторон закрыт или затруднен.

Государственные структуры последовательно отстраняют общественность от участия в работе по сохранению биоразнообразия.

4. Система управления биоразнообразием должна опираться на экосистемный анализ ситуации, бассейновый принцип организации природоохранной деятельности, неистощительное использование ресурсов, минимизацию антропогенного воздействия на естественные процессы и комплексный учет всех ценностей природных объектов. Принципы сохранения биоразнообразия должны стать частью базовых принципов организации производства и жизни населения. Задачи сохранения биоразнообразия должны предусматриваться в программах и планах на всех уровнях государственной структуры.

Сохранение биологического разнообразия должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Поэтому задачи сохранения биоразнообразия должны стать основой государственной экологической политики, что со всей очевидностью сформулировано в Экологической доктрине и Национальной стратегии по сохранению биоразнообразия России.

5. Приоритетные задачи по сохранению биоразнообразия для обеспечения экологической безопасности:

  • Повсеместное воплощение на практике территориальных принципов сохранения и восстановления биоразнообразия:
    • формирование к 2005 г. Экологического каркаса России, начиная с регионов, где фрагментация природных территорий нарушила или ставит под угрозу способность естественных экологических систем к самовосстановлению и саморегуляции;
    • сохранение крупных (площадью более десяти тысяч гектаров) эталонов малонарушенных экосистем (лесных, степных, водно-болотных и т.д.);
    • сохранение фрагментов эталонов естественных экосистем в пределах антропогенно преобразованных территорий (особенно в зонах южной тайги, смешанных и широколиственных лесов, а также степей);
    • значительное смещение границы зоны притундровых лесов на юг за счет включения в эту категорию аналогичных по своим характеристикам лесов;
    • восстановление естественных экосистем в пределах антропогенно преобразованных территорий (особенно в лесной и степной зонах).

  • Полное и безусловное сохранение системы особо охраняемых территорий и их всесторонняя государственная поддержка:
    • признание недопустимым снижение статуса ООПТ федерального значения и/или перевод их в непосредственное подчинение природоохранных органов округов и субъектов Российской Федерации;
    • признание недопустимым перевод ООПТ, в том числе государственных природных заповедников на самофинансирование;
    • обеспечение устойчивого и полноценного бюджетного финансирования ООПТ.

  • Резервирование (временное исключение из лесопользования или другой хозяйственной деятельности) наиболее ценных природных территорий до принятия в установленном законодательством порядке решения об их охране или об отказе от организации их особой охраны. Процедура принятия решений должна быть открытой, происходить с участием всех заинтересованных сторон. В частности, это должно касаться:
    • территорий, включенных в перспективные планы создания ООПТ, одобренные (утвержденные) правительством Российской Федерации или администрациями субъектов Российской Федерации;
    • крупных малонарушенных лесных территорий и других лесов, признанных важными для сохранения биоразнообразия;
    • ранее известных и вновь выявляемых мест обитания видов, находящихся под угрозой исчезновения в стране или регионе (категории 1 и 0 Красной книги Российской Федерации и соответствующие категории красных книг субъектов Российской Федерации).

  • Разработка и внедрение в практику экономических механизмов сохранения биоразнообразия:
    • разработка и применение такс за использование живых ресурсов, основанных на их реальной рыночной стоимости;
    • обеспечение сохранения разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству при их использовании, в т.ч. при освоении шельфовых участков Каспийского и дальневосточных морей;
    • обеспечение и развитие комплексных методов использования лесных и других ресурсов;
    • обеспечение безусловного проведения экологической экспертизы проектов, связанных с освоением биологических ресурсов, в т.ч. акклиматизационных работ.

  • Развитие системы государственного контроля и борьбы с нелегальным использованием биологических ресурсов:
    • незамедлительное издание Указа Президента Российской Федерации о временном (до принятия соответствующего федерального закона) восстановлении действия порядка определения и возмещения ущерба от экологических правонарушений /УТОЧНИТЬ НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА/, отменённого решением Верховного Суда в апреле 2002 г.;
    • предотвращение всех форм незаконного использования и оборота биоресурсов, включая незаконную торговлю биологическими видами (в т.ч. редкими) и ресурсами;
    • создание при существующих вузах специализированных учебных подразделений по подготовке кадров государственных природоохранных служб;
    • безотлагательное введения моратория или полного запрета на добычу и продажу угрожаемых видов (осетровых, сайгака и др.) и продуктов из них.

  • Разработка и практическое воплощение комплекса мер по борьбе с биологическим загрязнением естественных экосистем, в частности:
    • предотвращение выпуска ГМО в природные сообщества, для чего безотлагательно подписать и ратифицировать Картахенский протокол по биобезопасности (приложение к Конвенции ООН о биологическом разнообразии), а также разработать соответствующие нормативно-правовые акты по его практическому применению;
    • контроль за ввозом и использованием чужеродных организмов, предотвращение их распространения и ликвидация последствий их саморасселения; обеспечение эффективной работы карантинных служб и контроля за проведением акклиматизационных работ внутри страны.

  • Создание национальной системы мониторинга биоразнообразия (на уровне популяций, видов, сообществ и экосистем, включая мониторинг почв) как основы для принятия оперативных и стратегических решений для организации неистощительного использования биоресурсов и сохранения биоразнообразия.
    Результаты деятельности такой системы должны быть доступны всем заинтересованным сторонам.

  • Всемерное содействие развитию системы общественного участия и контроля в принятии решений в области сохранения биоразнообразия, в том числе:
    • обеспечение безусловного участия общественности в законотворческой деятельности;
    • практическая реализация права общественности на доступ к экологической информации;
    • внесение изменений в Административный кодекс о правонарушениях с целью восстановления полноценных прав общественной инспекции по осуществлению контроля за пользованием живыми ресурсами.

  • Ратификация международных конвенций, имеющих отношение к сохранению биоразнообразия:
    • Боннской конвенции ООН по мигрирующим видам;
    • Орхусской конвенции по обеспечению доступа…

| архив новостей | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены