Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" |

3. ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3.2. Традиционное и историческое природопользование

3.2.1. Семужий промысел

Для селений Терского берега - Умбы, Варзуги, Поноя - главным по доходности промыслом являлся лов семги, в то время как на Мурмане он занимал второе место после трескового. Благодаря исключительно высоким вкусовым и питательным качествам семга шла к столу богатых и знатных людей. Ее величали "царской рыбой", "красавицей Севера". Местное, поморское население почти не потребляло семгу. Описание 1786 года отмечало: "Семга свежая, соленая и копченая более отвозится в Петербург и Москву".

Семгу ловили в реках и в прибрежных морских водах. Самым добычливым способом лова являлся "заборный". Семга с моря шла в верховья рек на метание икры, и на ее пути строили изгородь (забор) с проходами, в которые ставили ловушки (верши, тайники). Заборы на больших реках были довольно сложными деревянными сооружениями. Строила и обслуживала забор большая артель работников. Забор на реке Умбе имел длину 73 метра; в нем было пять вершен. Сооружали его каждой весной 40 человек. Забор на реке Поное был втрое длиннее умбского. В селе Варзуга и по сию пору самая распространенная фамилия - Заборщиковы.

Ежедневно, утром и вечером, рыбу, попавшую в ловушки, извлекали и солили. В благополучные годы в варзужском заборе вылавливали до 7 тысяч пудов семги, в понойском - до 5 тысяч. Лучшей была семга, добытая осенью, - упитанная, жирная, крупная (в среднем около 5 килограммов веса); выловленная в июне-июле, так называемая межень, более низкого качества, стоила в 2-3 раза дешевле осенней. Заборами рыбу ловили до поздней осени. Когда начинал образовываться лед на реке, забор разбирали, древесные материалы и снасти просушивали и убирали до следующего года. Ловили семгу и разными сетями - гарвами, неводами, завесками.

Неводом ловили рыбу и с берега. Один конец сети закреплялся на шесте, который втыкали в дно, другой конец крепился на берегу, возле избушки сторожа (обычно старика). Как только семга ударялась в невод, он должен был немедленно, взявшись за веревку, привязанную к шесту, вытащить сеть, нока рыба не повернула обратно.

Поездованием ловили семгу на больших реках, осенью, когда бывали сильные ветры и вода мутнела. На промысел выходили всем селением. Лодки становились в ряд и шли на веслах против течения. С двух лодок тянули за веревки кошельковую сеть (наподобие большого мешка). Нередко за одно поездование в сеть попадало до десяти пудов семги. Такой способ лова с древних времен практиковался на Варзуге и Поное. Писцовая книга 1563 года сообщает: "Река Варзуга, а в ней ловят красную рыбу семгу всею волостью... 78-ю поездами, а на поезду по два карбаса, а в карбасе по два человека". Бытует поговорка: "фараон на колеснице, варзужанин на поезднице", отразившая исключительную роль этого промысла на Варзуге.

Земельный участок с прибрежными водами, где промышленники ловили рыбу, назывался тоней. Если на нем стояла изба, в которой во время лова обитали промышленники, тоню называли в старину "живущей", т.е. жилой. В середине XVII века по Терскому берегу, близ устьев рек, из "живущих" тонь возникли деревни Кузомень, Чаваньга, Тетрино и другие. Их население также занималось преимущественно ловом семги.

Исконными ловцами семги являлись лопари. В писцовой книге 1608 года читаем: "Терские крещеные лопари... понойские и иокангские, 39 веж, 91 человек... А угодья у них речки и тони по морскому берегу от речки Пялицы в Мурманской конец... На реках ловят красную рыбу семгу заборами, а на тонях сетьми и неводами". Часть угодий - неиспользуемые реки и приморские тони - лопари отдавали в аренду колянам, двинянам и другим промышленникам, которые за это уплачивали государственные и иные подати, лежавшие на лопарях.

Лучшие семужьи ловли во второй половине XVI и начале XVII века попали во владение духовных феодалов: на западном Мурмане - Печенгского, в Умбе - Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, в Варзуге - Новоспасского, Соловецкого и патриаршего Дома, в Поное - Антониево-Сийского и Троице-Сергиева (позднее - Воскресенского и Крестного).

Для лова семги в заборах монастыри нанимали в Поморье артели промышленников. Соловецкий монастырь присылал также своих вотчинных крестьян. Местные жители брали тони за оброк. Так, варзужские крестьяне с 48 дворов в 1643 году отвезли в Москву патриарху "на домовой обиход оброчной рыбы семги" 166 с половиной пудов (2 727 килограммов).

Во второй половине XIX века общий улов семги (в товарном виде) определялся в 20-25 тысяч пудов. Лов производился на 10 заборах и 288 тонях.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены