Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 11. Лоция реки Кутса, выложенная в сети Internet

 

ВВЕДЕНИЕ

Река Кутсайоки (или ее приток) вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке около 8 куб. м/с, при впадении в Тумчу - 25 куб. м/с.

Реку можно условно разделить на три участка - "Карельский башкаус", средний и нижний. Заехать можно на любой.

  • Карельский Башкаус. От "чертова моста" до оз. Пюхяярви. Уклон до 10 м/км (в каньонах - до 20 м/км). Маловодный и каменистый, с ОЧЕНЬ большим (для Карелии) падением. СОВЕРШЕННО НЕПРИГОДНЫ каркасные суда. Полностью проходим на катамаранах-2, полиэтиленовых каяках и (при не совсем малой воде) - на кат-4. Почти полностью - на "Егерях"("Скаутах"). Остальные суда тащить туда нет смысла - обносы длинны и утомительны.
  • средний участок. От оз Пюхяярви до остатков моста в получасе после "Тесного". Уклон до 5 м/км, основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя". Препятствия разделены короткими плесами. Можно начинать маршрут с него, заехав на мост через лесной ручей, впадающий в Пюхяярви. От моста около 3 часов сплава по длинным живописным озерам. Пригодны все суда (отличие - в количестве обносимых препятствий). Пороги локальны и обносы относительно удобны. На большинстве судов проходимо ВСЕ КРОМЕ ВОДОПАДОВ.
  • нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами. Заезжают туда через Вуориярви, обычно - по ошибке, лишаясь удовольствия посмотреть на водопады.

Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.

Расход Тумчи в устье 50-40 куб. м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумча-озера - 35 км, длина маршрута по озеру около 50 км.

ЗАБРОСКА

Любым поездом до станции Кандалакша. Далее два варианта - сразу на Кутсайоки грузовиком (легковушка там по лесу не проедет) или легковушками в Алакуртти, а там искать местный грузовик.

Я пробовал оба, и принципиальной разницы нет. Для большой группы дешевле сразу грузовиком (1200 рублей с группы в 1999 до "чертова моста"). Зато легковушками приятней - дорога красивая. Хорошо идет под Queen в автомагнитоле, захватите кассетку - рекомендую.

Итак,

  • грузовиком. Звоните (81533)-3-21-82 Рыбалову Валерию и он вас встретит к поезду, на привокзальной площади. У него ЗИЛ-131 с кунгом. Человек до пятнадцати с вещами точно войдет. Ехать 4-5 часов.
  • легковыми. Находите прямо на привокзальной площади - у них там тусовка. Или заранее звоните (81533)-3-49-50 Зубареву Евгению и заказываете нужное число машин С ВЕРХНИМ БАГАЖНИКОМ. В одну машину лезет 3-4 человека с вещами. Некоторые водители знают кого искать в Алакуртти (у них там кооперация) - посоветуйтесь.

Примечание: я уже слышал много разных противоречивых версий откуда начинается Кутсайоки и что такое Голубые озера, в том числе и от местных. Они сами путают. Если хотите оказаться там где нужно - суйте шоферу СХЕМУ. Чтобы далее>> не путаться я НЕ БУДУ называть Кутсайокой НИ ОДИН из притоков ДО озера Пюхяярви. Факты таковы: в озеро Пюхяярви впадает ДВА притока - один бурный ("Карельский Башкаус", он же - Красный ручей, он же Красненькая) вытекающий из оз. Юрхямярви, а другой спокойно-озерный (Онтонйоки). Мост через Онтонйоки находится РАНЬШЕ по дороге чем мост через "Башкаус". Слова "Голубые озера", "Кутсайоки", "чертов мост" понимаются всеми по разному и их лучше, как выяснилось, НЕ ПРОИЗНОСИТЬ.

Оба моста отмечены на схеме сиреневыми стрелками. Первый мост - над относительно спокойным ЛЕСНЫМ РУЧЬЕМ (Онтонйоки), который вскоре (но от моста не видно) впадает в ДЛИННОЕ озеро. Второй ("чертов мост") - над ПЕРЕКАТИСТОЙ КОРОТКОЙ ПРОТОКОЙ МЕЖДУ НЕБОЛЬШИМИ ОЗЕРАМИ, ОБА ОЗЕРА ВИДНО С МОСТА.

ЛОЦИЯ

Обозначения

УВ - "условное время". Скорость прохождения сложных порогов ( в отличие от плесов) у разных групп сильно отличается и зависит от многих причин (число видеокамер и фотоаппаратов, желание и возможность ставить страховку, организованность и пр...).

УВ прох. - условное время осмотра и прохождения (абстрактной достаточно организованной группой с видеофотосъемкой и страховкой). В каньоне "Крутой" включено и время на обнос груза.

УВ от нач. - суммарное время от начала похода, включающее время сплава МЕЖДУ препятствиями и УВ прох. Удобно для планирования дневных переходов и стоянок.

Время от пред. - время от КОНЦА предыдущего препятствия.

КС - категория сложности, моя субъективная, "Егерная". Нечто среднее между катамаранной и байдарочной, возможно ближе к катамаранной.

 

УВ от нач.
Название
Время от пред.
УВ прох.
КС
Ориентир
Просмотр
Описание
Примечание
0-00 перекатик 0-00 0-00 0 виден с моста - - -
0-05 порожек 0-05 0-00 1 на выходе из озерка - - по струе
0-10 перекат 0-05 0-00 1 - - - по струе
0-15 Каньон "Короткий" 0-05 3-00 4 Сужение русла, скальные берега Обязателен, ПБ 2 ступени по три слива в каждой, между ступенями мелкая шивера. На ней возможны и чалка и страховка.
Ia - мелкий слив под ЛБ, заход вдоль ЛБ.
Ib - узкий высокий слив. Катамараны влезают впритык.
Ic - небольшой прижим к скале ПБ.
IIa - широкий водопадный слив неправильной формы, "лапы". Проход по правой "лапе" или между ними.
IIb,c - сливы-языки с прижимом вправо под скалы. Стараться идти по левому их краю.
Очень эффективна страховка морковкой сразу за "лапами", перед входом в слив IIb. В конце каньона есть стоянка на две-три палатки. За каньоном - разлив.
3-30 порожек 0-15 0 1 на выходе из разлива - Остров, чистый проход по струе в правой протоке. Слева криво и мелко - лучше не ходить. выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка
3-45 порог "Каменистый" 0-15 0-45 3 заметное падение с подковообразной гряды Желателен, ЛБ. Для НЕкатамаранов - обязателен Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями. Все криво и каменисто... между этим и предыдущим - несложные шиверки
4-50 порог "Островной" 0-20 0-30 1 Шиверка уходит вправо за угол, конца сразу не видно, справа - каменистая отмель Желателен, ПБ За углом оказывается камень-остров. Справа - чистый проход. Слева - крутое падение с острых камней, опасное даже для катамарана (рвет шкуру). Задача - вовремя уйти в правую протоку. После просмотра уходится без проблем. Между этим и предыдущим - простые шиверки.
5-25 две шиверы 0-05 0-15 1 сразу за "Островным" - первая - с поворотом влево и сужением русла, вторая - просто шивера. Начинается каньон "Крутой"
5-45 порог "Прыжок" 0-05 1-00 3 Видно падение, высокий скальный ЛБ, на выступе ПБ два бревна скреплены крестом "Х" Обязателен, ПБ Высокий каменистый слив водопадного типа, около 1,5 метров. Проходим, но неприятен. Торчат камни Удобный обнос-проводка по канализации у ПБ. За порогом - плес.
6-50 порог "Щечки" 0-05 1-30 3 Входная шивера видна от "Прыжка" Обязателен, ПБ Длинная входная шивера, сужение русла между скал до нескольких метров, небольшой слив со слабым прижимом к ЛБ, затем резкий поворот в узкую щель (2 м) - основной слив. Идется всеми судами. Чалка между шиверой и основной частью ювелирна, а обнос шиверы длинен и опасен (скалы) - разумно сразу идти весь порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ
8-25 порог "Кавказский" 0-05 4-00 5 Сразу за Щечками, после небольшого плеса. Строго обязателен, ПБ Длинная (более 200 м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов), заканчивающаяся сливом, бьющим в зуб. Успешно проходился разгруженными катамаранами. Через короткий плес между "Кавказским" и "Горкой" удобно перекинуть косую веревку над водой для уверенного зачаливания в аварийном случае. Вещи можно носить сразу вниз, за "Горку"
12-25

порог "Горка"

0-00 2-00 4 Сразу за "Кавказским" Обязателен, ПБ Мощный трехметровый слив-водоскат с прижимом (после небольшой бочки) к скале правого берега. На выходе мощная каменистая выходная шивера Катамарану нужно начинать уходить от прижима заранее. Есть возможность частично провести "слабые" суда под ЛБ мимо основного слива и затем идти только шиверу
14-25 озеро Пюхяярви 0-00 0-05 - - - Конец "Карельского Башкауса". Сюда же можно приплыть по красивым озерам если высадиться на мосту через ручей не доезжая где-то полчаса до "чертова моста" (около 3 часов сплава) Справа сразу у впадения "Карельского Башкауса" - стоянка, куда удобно при необходимости снести вещи с "Кавказского" и "Горки"
14-45 порог "Сомнительный" 0-15 1-30 4 На выходе из озера - шивера, через 5 мин - еще одна, через 10 мин от нее - "каменные ворота", затем сужение, на дереве слева автомобильный знак "Прочие опасности"("!"). Самого порога от места чалки не видно - он за углом! Обязателен, ЛБ Два последовательных мощных слива около метра каждый, затем поворот и более мелкий и отлогий третий слив После первого слива немного прижимает вправо к скале, а на входе в третий очень сильно тащит влево - лучше отдохнуть и развернуться в улове перед третьим сливом, а затем траверсировать струю под максимально острым углом
16-25 порог "Муравей" 0-10 1-00 3 На резком повороте влево лесистый островок Желателен, ЛБ Горка, проход ближе к ЛБ, затем слив в сужении - проход по центру Небольшие суда (КНБ,КНК), расслабившиеся после первого слива, легко кладет косым валом во втором
17-35 порог "БСТ" 0-10 1-00 2 Русло перегораживает гряда камней Обязателен, ПБ Вход слева в слив, затем уход под ПБ - мелкая шивера. Под ЛБ - второй слив, затем третий очень косой и навал на камень "убийца". Катамараны успевают уходить вправо после второго слива (после первого справа мелко), более мелкие суда могут уходить и после первого. НЕ НУЖНО идти в третий! Плохо там... (см памятник на ЛБ) В большую воду открывается вход у ПБ и можно легко идти хоть на надувном матрасе - шивера полуторной КС
18-40 Водопад "ОбаНа" 0-05 1-00 6 Сразу за углом после "БСТ" Обнос - ПБ. В правой части - маловодный водопад ~6-7 м, слева - мощный но мелкий водоскат под углом около 35 градусов. Известны случаи прохождений кат-2 и каяков. При выходе из улова после обноса соблюдать осторожность - у берега сильно наваливает на камни, а ближе к сливу есть места, где подсасывает в бочку... Чалиться осторожно! УВ указано для обноса. Прохождение требует обработки и страховки. При аварии в верхней половине до низу одни уши доедут...  
19-45 Водопад "Маманя" 0-05 2-00 - Сразу за "Оба-На" Обнос ЛБ. Водоскат ~15 м высотой. Непроходим. Внизу есть стоянка для трех палаток, влажно (водяная пыль) Чалиться осторожно! Суда можно спускать на веревках по камням, в узком месте внизу навешивать перила. В дождливую погоду или при маленьких судах можно использовать верхнюю тропу обноса  
22-20 порог "Тесный" 0-35 1-30 3 Река "кончается" Обязателен, ПБ Два узких слива с небольшим прижимом, затем уход от камней и "мышеловки". Лучше СПРАВА. Налево успеть практически не получается (хотя с берега кажется очевидным) За 15 мин ДО - перекат. Есть тропа обноса и комариная стоянка. ДАЖЕ В МАЛУЮ ВОДУ КАТ-2 ПРОЛЕЗАЕТ в сливы!
24-00 три шиверки 0-10 0-20 1 - - первые две - мелкие, между ними журчит левый приток, третья - длинная, с поворотом  
24-55 четыре шиверки 0-25 0-20 1 после длинного прямого плеса - первые две - короткие мелкие, затем - в двух протоках (справа глубже), затем - в трех (слева глубже) последняя заканчивается у остатков моста и дороги Слева от третьей и четвертой шиверки неплохие места для стоянок
25-15 мощная шивера 0-25 0-10 2 На выходе из озерка, сужение, падение Возможен для "слабых" судов по ПБ, но малоэффективен Первая часть - мощная (валы, бочки, камни). Вторая - мелкая, с островом. Мы шли слева. После шиверы еще несколько мелей и перекатиков, затем начинаются длинные спокойные плесы С берега мощность недооценивается, да и валов так много, что траекторию расчитывать бессмысленно. Рекомендую даже Ласточкам идти сходу, позаботившись только о взаимостраховке с воды
27-00 локальный порог 1-35 0-10 2 Перед правым поворотом, видно падение Желателен для байдарок и т.п., ПБ. Остальные - сходу. Слив сложной формы через всю реку -
27-15 порог "Ступенька" 0-05 1-00 4 За углом после предыдущего. Видны каменные плиты у ПБ Обязателен, ПБ. Чалка сначала заранее, после краткого осмотра - перечалка поближе, к плитам Шивера на входе, затем сложной формы система сливов с плиты, перегородившей реку ("ступеньки"). Выходы основных сливов перегорожены ниже камнями. Затем мощная длинная выходная шивера Катамараны шли разными путями, и все - успешно. Имеет смысл не разгружать - шивера очень длинная. Напротив главного слива - стоянка на ПБ
28-20 три шиверы 0-05 0-05 1-2 - - Три шиверы подряд. Две из них - мощные с солидным падением -
28-55 порог "Струя" или "Малый Каньонный" 0-20 0-30 2 На левом повороте. Ускорение течения, сужение Желателен, ЛБ Три гряды в каньончике с мощной струей, чистые проходы первых двух - под ЛБ. Мощные валы После порога, за поворотом, есть стоянка на ЛБ
31-05 перекат у моста 1-40 0-00 1 разрушенный мост - - От "Струи" плес с меандрами почти без течения
31-15 шиверка 0-10 0-00 1 - - - -
31-30 локальный порог 0-15 0-00 1-2 - - - -
31-35 локальный порог 0-05 0-00 2 сразу за предыдущим, видно падение Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу. Остров. Высокий кривой слив Правые протоки, кажется, получше
31-40 порог "Водопадный" 0-05 3-00 5 правый поворот, река упирается в скалу ЛБ Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота 4 ступени. 1ая - высокая длинная горка (h~4м, L>10м) пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода. 2ая - мощная бочка в сужении. 3,4 - локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, "за углом" относительно 1 и 2 ступеней. 3 ступень идется справа налево, 4 - ближе к ЛБ Есть стоянки: перед порогом, у 2 и у 3 ступеней. 2-ая ступень ходится отдельно, можно кататься - обнос вверх короткий
35-10 порог "Лесенка" 0-30 0-00 2 перекат, за ним - островок и поворот налево Только для очень "слабых" или сломанных судов - по ЛБ, чалка лучше ДО переката Кривой слив, косой вал/бочка За порогом на ПБ - лесенка к воде
35-40 порог "3 протоки" 0-30 0-00 2-3 Остров, шум Для байдарок и т.п. желателен. Кат. и "Егерь" - можно сходу Несколько проток. Совсем правая - канализация для проводки (или в большую воду - для байдарок). В левой - слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре - опять все кривое, но воды побольше. Слева - попроще, помельче, но туда еще можно и не попасть. На "Егере" сходу (без просмотра) слева, затем в центр - кайф! Удовольствия и воды полные штаны
36-00 река Тумча 0-20 0-00 - развилка - - -
                 

Михаил Афанасенков, http://www.aha.ru/~afanas1

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены