Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Водосборный бассейн реки Кутса в Мурманской области является одним из наиболее ценных с точки зрения территориальной охраны природы участков. Его ценность определяется как естественными причинами (своеборазие экотопов, обусловившее высокую концентрацию редких видов растений и животных; наличие значительных массивов малонарушенных лесов), так и историческим фактором (история охраны природы в данноми районе насчитывает почти вековую историю). Подготовка эколого-экономического обоснования национального парка "Кутса" позволила прийти к следующим выводам в отношении природоохранных действий на его территории.

1. Территориальная охрана природы в данном районе является целесообразной. Целесообразность определяется наличием здесь малонарушенных экосистем; участков с высокой концентрацией редких видов растений; наличием мест проирастания растений и мест обитания животных, заесенных в Красные книги разных рангов - с одной стороны, и антропогенными угрозами перечисленным природным ценностям: развитые лесозаготовительные мощности в районе, усиливающаяся рекреация, неблагоприятное социально-экономическое положение в Алакуртти - с другой стороны.

2. Основными задачами территориальной охраны природы в данном районе являются следующие:

  • сохранение уцелевших участков старовозрастных лесов;
  • сохранение участков с высокой кнцентрацией редких видов;
  • сохранение мест произрастания растений и мест обитания животных, занесенных в Красные книги России и Мурманской области;
  • прекращение лесопромышленного и геологического освоения перечисленных участков;
  • регулирование рекреационных потоков по территории в целях сохранения перечисленных участков и предоставления качественных туристических услуг;
  • сокращение доступа населения в наиболее сохранившиеся части района, которые могут сильно пострадать даже в результате небольшой антропогенной нагрузки;
  • дополнительная факультативная задача - снижение пресса "голодного" браконьерства на популяции охотничьих животных.

3. На основании указанных задач предлагаются два варианта форм территориальной охраны природы.

A. Национальный парк. Данная форма особо охраняемой природной территории позволит решить все перечисленные задачи. Однако экономичесие затраты на создание национального парка очень высоки.

B. Реорганизация заказников "Кутса" и "Ориярви" и создание дополнительно трех государственных памятников природы. Даннные формы особо охраняемых природных территорий позволяют решить перечисленные задачи в меньшем объеме. В частности не решается задача ограничения доступа населения в наиболее сохранившиеся части района, регулирование рекреационных потоков также будет осуществляться в меньшем объеме, чем при организации национального парка. Но экономические затраты на создание такой сети особо охраняемых природных территорий и на ее функционирование очень низкие.

4. Границы зонирование и режим особо охраняемых прирдных территорий предполагалось на основе оценки экологического и социально экономического эффекта от их организации. Эффективность обоих предложенных форм территориальной охраны природы станет сравнимо высокой, если при организации национального парка в него будет включена прилегающая со стороны Республики Карелия площадь малонарушенных лесных экосистем. Исходя из этого, площадь предлагаемого к организации национального парка определена 197698 га, в том числе по Мурманской области 106607 га. Предложено разделение национального парка на три зоны: заповедные ядра, зона ограниченной рекреации, рекреационная зона, возможно выделение зоны традиционного хозяйственного использования. Режим зон предложен в соответствии с их функциями на территории национального парка, с учетом особенностей охраняемых на их территории объектов.

Для случая организации заказников и памятников природы границы предложены только в пределах Мурманской области. Предлагаемые площади: заказника "Кутса" - 65845 га, заказника "Ориярви" - 53328 га, государственных памятников природы в общем - 21040 га. Зонирование их предложено на основе выделения в заказниках особо защитных лесных участков, государственные памятники природы на зоны не делятся. Такая дробная организация особо охраняемых природных территорий и их зонирования позволяет создать даже более дмфференцированный режим, чем в случае организации национального парка.

5. Предложения по проектированию сделаны с учетом предложенных форм территориальной охраны природы с учетом социально-экономических реалий. Поскольку организация национального парка целесообразно только с включением в него значительной площади Республики Карелия, предлагается одновременно начать согласование данного вопроса с административными структурами последней и осуществить организацию сети особо охраняемых природных территорий более низкого ранга: реорганизовать заказники "Кутса" и "Ориярви", организовать от трех до пяти памятников природы. В случае отказа со стороны Республики Карелия от создания части национального парка на своей территории, описанная сеть особо охраняемых природных территорий будет являться окончательной.

В случае согласия со стороны Республики Карелия на организацию совместного национального парка возможны два варианта его организации: как расширения национального парка "Паанаярви" и как отдельный национальный парк. Первый из этих вариантов является предпочтительным, поскольку сокращает социально-экономические затраты на организацию и функционирование национального парка. На территории Мурманской области в этой ситуации будет организован филиал национального парка "Паанаярви" с самостоятельной администрацией. Одновременно с его организацией будет ликвидирован заказник "Кутса" и некоторые из предложенных памятников природы.

Отметим, что только последний вариант позволит решить все задачи территориальной охраны природы в рассматриваемом районе в полном объеме.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.



3.07.2021
29 июня состоялся вебинар проекта TEEBRussia по экосистемным услугам и биоразнообразию крупнейших городов России, которым посвящен 3-й том Прототипа Национального доклада по экосистемным услугам России.



4.06.2021
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы по проектам АО «Святогор»



18.05.2021
"Экосистемные услуги и экосистемный учёт: что это такое и зачем это нужно?" Вебинар о результатах проекта TEEB-Russia и особенностях экосистемного учета на ООПТ. Дискуссия с работниками из разных ООПТ России и экспертами в этой области.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены