Сертификация

Сертификационные программы оценивают полное отношение компании к экологическим вопросам. В отличие от экологических эко-ярлыков, эти программы ничего не говорят о воздействии на окружающую среду продуктов, производимых организацией. Скорее они заставляют организации следовать существующим экологическим принципам и руководствам. Требования к таким добровольным программам часто гибкие и могут быть изменены в каждом конкретном случае, и, в общем, менее строгие, чем для программ эко-маркирования.
(источник: Institute for Policy Studies, Glossary)

Все сертификационные программы имеют шесть общих составляющих:

1. Добровольная регистрация
В настоящее время все сертификационные программы для туристической промышленности являются добровольными. Организации могут решать обращаться ли им за сертификатом, довольно часто организации платят за проведение аудита и другие услуги. Вероятно, что в будущем правительства будут использовать больше таких "пряников", как маркетинг и содействие и таких "кнутов", как аннулирование контрактов для несертифицированных организаций, особенно в чувствительных экологических зонах.

2. Эмблема
Все программы разрешают использование выбранной эмблемы, ярлыка или маркировки для того, чтобы выделить продукт на рынке и сделать его узнаваемым для посетителей. В большинстве случаев использование эмблем разрешено только после проведения сертификации. Многие программы дают эмблемы для разных достигнутых уровней, например от одного до пять солнц, глобусов, или листьев.

Пример:
ECOTEL® - оценивает насколько соблюдаются экологические обязательства для "эксклюзивных" гостиниц, отелей, и курортов. ECOTEL® имеют одну из наиболее сложных систем: он предлагают различные эмблемы для каждой из пяти отраслей:
1) управление твердыми отходами,
2) коэффициент полезного действия,
3) сохранение водных ресурсов,
4) экологическое образование персонала и вовлечение общественности,
5) соблюдение экологических обязательств. Каждая эмблема, в свою очередь, имеет трех уровневую систему оценки. Это позволяет участникам демонстрировать сочетание эмблем, показывающих, какой уровень был достигнут в каждой из пяти отраслей.


Все программы утверждают, по крайней мере, на бумаге, что эмблема будет запрещена, если организация не пройдет сертификацию или же если сами программы приимут более строгие критерии сертификации. Пока это достигается с трудом. Считается, что сотни организаций, которые только подали на членство в Green Globe, используют ярлыки, хотя они не прошли сам процесс сертификации и могут не соответствовать требованиям Green Globe 21.

3. Критерии соблюдения нормативов, или делать еще лучше

Все сертификационные программы требуют, чтобы участники как минимум соблюдали местные, национальные, региональные и международные нормативы, но многие так же требуют не только соблюдать нормативы, но и добиваться больших результатов.

4. Документированные обязательства относительно Устойчивого развития

Все туристические организации, получившие сертификат, подтверждают свои обязательства относительно устойчивого развития, хотя они могут иметь различные взгляды на то, что именно необходимо для устойчивого развития. Те, кто участвуют в сертификационных программах, стремятся утвердить только такую политику, которая имеет отношение к их внутренним процессам, акцентируя внимание на качестве воды и воздуха, отходах и использовании энергии. Те организации, которые связаны с устойчивым туризмом, имеют более широкую политику, которая так же включает и воздействие на окружающую среду и местное население.

5. Оценка и аудит.
Все сертификационные программы имеют эмблемы, основанные на какой либо оценке. Оценка или аудит может проводиться первой, второй или третьей стороной, то есть это может быть сделано непосредственно фирмой, торгово-промышленной ассоциацией, промышленной торговли, или же независимой фирмой, неправительственной или правительственной организацией. Во всем мире насчитывается около 200 организаций, проводящих сертификацию, большинство, из которых являются неприбыльными организациями. Некоторые аккредитованы и признаны национальным органом аккредитации; другие - нет.

6. Членство и взносы.
Многие сертификационные программы регистрируют участников и взыскивают плату с тех организаций, которые обращаются за сертификатом. Эти деньги тратятся на поддержание программы и на рекламу эмблем и сертифицированных организаций. Сертификационные программы, и\или аудиторы, также взыскивают плату за проведение оценки и аудиторские услуги, которая обычно зависит от размера и доходов организации. Сумма оплаты варьирует, наибольшая плата взыскивается с тех организаций, которые используют стандарт ISO 14001 или другие виды систем управления природопользованием. Для создания системы управления природопользованием, необходимо пройти программу обучения по реализации EMS (системы управления природопользованием), и в конце провести аудит от третьей стороны, это в сумме может составить несколько тысяч долларов, что является самым большим препятствием для малых и средних организаций. Некоторые программы - "Blue Flag" , например, получили правительственное финансирование, позволяющее проводить аудит либо бесплатно, либо за минимальную плату. Однако, такое правительственное финансирование может не быть доступным долго, и финансирование сертификационных программ является главной проблемой для дальнейшего обсуждения.

Больше информации о СЕРТИФИКАЦИИ вы можете найти на: Certification Programs for Sustainable Tourism and Ecotourism (Защищая Рай: Сертификационные программы для Устойчивого туризма и Экотуризма)