Текущая страница: / Примеры / Конкретный случай: КУПЗ в северо-западной России

Введение

С морем граничит целый ряд административных единиц Российской Федерации (РФ) в северо-западной России:

  • Санкт-Петербург и Ленинградская область (побережье Балтийского моря);
  • Карельская республика (побережье Белого моря);
  • Мурманская и Архангельская области (побережье Белого и Баренцева морей);
  • Ненецкий Автономный Округ (побережье юго-восточного Баренцева моря, так называемое Печорское море).

Положение дел в области комплексного управления прибрежными зонами (КУПЗ) разное в каждом из перечисленных районов. Главная причина состоит в отсутствии специального государственного учреждения, ответственного за КУПЗ в Российской Федерации. Нет соответствующей структуры и учреждения, перед которым надо было бы отчитываться.

Участники КУПЗ

Наиболее важными участниками КУПЗ являются:

Промышленные (как государственные, так и совместные) предприятия

Государственный Комитет по природным ресурсам на федеральном, областном и районном уровнях. Эти организации отвечают за выполнение государственной политики в области окружающей среды в конкретных районах (как обычно говорят в России, "на местах").

Научные и учебные институты

Экологические (обычно совместные) компании, работающие над экологическими вопросами для получения коммерческой прибыли. Они обычно хорошо оборудованы компьютерной и офисной техникой, укомплектованы подготовленным персоналом (например, СЭП "ЭКОПРОЕКТ", "КОНТО" и "ЭКОСЕРВИС" в Санкт-Петербурге).

Неправительственные организации (НПО), занимающиеся охраной окружающей среды и сохранением природы. В основном они находятся в крупных центрах (например, Санкт-Петербурге: Балтийский фонд природы с отделением в Петрозаводске, столице Карельской республики) или в населенных пунктах, находящихся в критической экологической ситуации - созданные благодаря экологической осведомленности местных жителей (например, в г. Скалистый Мурманской области: НПО "Спасем север", в Кингисеппском районе Ленинградской области: НПО "Чистый мир", и т.д.)

Международные организации. У них есть партнеры в северо-западной России (например, IUCN, EUCC, WWF, CCB, BirdLife International и т.д.) и они пропагандируют мировой (или европейский) подход к охране природы среди местных властей, специалистов и населения в целом.

Неорганизованная общественность, озабоченная проблемами окружающей среды. Эта группа принимает участие в процессе КУПЗ только в случае экологически опасной промышленной деятельности в непосредственной близости от населенного пункта. В наше время участие в общественной жизни (достаточно популярное в советские времена) совершенно не популярно (большинство людей работает за деньги, а не ради "идеи").

Влияние общественности на процесс принятия решений

Неорганизованная общественность, озабоченная проблемами окружающей среды, может оказывать влияние на процесс КУПЗ в основном в ходе различных ОВОС. Следует еще раз подчеркнуть, что процесс ОВОС в современной России является одним из наиболее важных инструментов воздействия на тех, кто принимает решения. Российская процедура ОВОС включает пять стадий, одна из которых - "Публичные обсуждения решений по проекту". Полный список документов, которые требуются для российской ОВОС, включает более двух десятков стадий. Главными документами Стадии 3, которая требует публичных обсуждений решений по проекту, являются:

  • Документ № 20. Объявление о публичных обсуждениях решений по проекту;
  • Документ № 21. Список замечаний и предложений к решениям по выполнению проекта и их реализации (на стадии технико-экономического обоснования [ТЭО] ) и к списку экологических условий прекращения работ к решениям по выполнению проекта и их реализации.
  • Документ № 22. Результаты публичных обсуждений.

Еще одним успешным инструментом воздействия широкой общественности на процесс принятия решений является "зеленое движение" вместе с организацией подачи информации через средства массовой информации (особенно в телевизионных программах).

Главные препятствия к участию общественности в России

Главные проблемы, связанные с участием общественности в процессе КУПЗ в современной России, можно кратко изложить так:

  • структурный экономический кризис в России и связанный с ним дефицит финансирования мер, направленных на устойчивое развитие, таких как охрана природы и координация политики КУПЗ;
  • отсутствие контроля за выполнением государственным и коммерческим сектором мер, связанных с КУПЗ;
  • недостаток традиций "экологического" поведения у людей, и, наряду с этим, низкая осведомленность общественности о вопросах КУПЗ;
  • слабое обеспечение информацией участников КУПЗ;
  • недостаточно демократичное принятие решений в процессе районного планирования;
  • поддержка НПО и их организация происходят в основном на основе проектов. Таким образом, не обеспечивается непрерывность процесса КУПЗ.

Дальнейшие перспективы

Дальнейшее развитие КУПЗ в России будет уделять главное внимание следующим вопросам:

  • Разработке и внедрению нормативно-законодательной базы;
  • разработке экономических и административных инструментов;
  • экологическому образованию.

Подводя итоги сказанному выше, можно сделать вывод о том, что ситуация с процессом КУПЗ в северо-западной России является достаточно сложной, но не безнадежной.



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше