Текущая страница: / Методы, инструменты и средства / Инструменты оценки

Инструменты оценки

Эти инструменты помогают проанализировать воздействие, которое предполагаемые мероприятия (альтернативные варианты развития) оказывают на прибрежную систему. Разработаны инструменты для оценки следующих аспектов:

  • Качество природной среды
  • Риск стихийных бедствий
  • Экономическая эффективность

Качество естественной среды

Инструменты, используемые для анализа явлений, влияющих на качество окружающей природной среды, имеют название: "оценка воздействия на окружающую среду" (ОВОС). Процедура ОВОС в ЕС была узаконена в 1985 году, когда ЕС придал законную силу директиве по ОВОС для оценки воздействия проектов на окружающую среду. В 2000 году была принята подобная директива (стратегическая экологическая оценка, СЭО) для оценки планов, стратегий и программ. Эти процедуры гарантируют, что значимые воздействия на окружающую среду будут учтены, оценены и приняты во внимание в процессе принятия решений, в которых может также участвовать общественность. ЕС опубликовал три руководства, относящиеся к трем стадиям экологической оценки:

  • Рассмотрение: процесс, в результате которого принимается решение о необходимости проведения ОВОС для конкретного проекта.
  • Определение границ: процесс установления содержания и объемов экологической информации, которая должна быть представлена на рассмотрение специально уполномоченными органами по ОВОС.
  • Пересмотр: процесс установления того, достаточно ли ОВОС для информирования лиц, принимающих решения, специально уполномоченными органами по ОВОС.

UNEP опубликовал отчет о том, как проводить ОВОС для морских и прибрежных территорий (UNEP, 1990).
Методы оценок воздействия существуют и для специальных вопросов: оценка потенциальной емкости (ОПЕ), изучение воздействия климата (ИВК), быстрая оценка береговых сообществ (БОБС).

Риск стихийных бедствий

Возрастающее развитие в прибрежной зоне приводит к тому, что люди, их имущество, а также флора и фауна подвержены увеличивающемуся риску и уязвимости от стихийных бедствий, например наводнений, оползней и разливов нефти. В бассейне Средиземного моря основным риском на побережье являются землетрясения. Во многих тропических регионах главным риском являются наводнения, вызванные разливом рек или моря. Чтобы снизить риск и уменьшить воздействие стихийных бедствий, эти риски должны пройти оценку, и ими необходимо управлять. Стандартной стратегией управления экологическим риском будет:

  • Выяснение, что может случиться, и ранжирование наиболее серьезных опасностей
  • Расчет, насколько вероятно такое событие, насколько это будет допустимо, и как можно избежать этих собыий, снизить их вероятность или установить контроль
  • Реализация наиболее приемлемых стратегических вариантов
  • Оценка эффективности выбранного варианта снижения риска

Оценка риска должна быть стандартной частью оценки проектов КУПЗ. Дополнительная информация по оценке экологического риска в разделе CoastLearn.

Экономическая эффективность

Если выгоды доказаны, то многие решения принимаются. Таким образом, было бы логично включить в оценочные программы КУПЗ исследования, которые позволяют определить экономическую эффективность предложения. Обычная сложность в применении экономических инструментов для оценки инвестиций, касающихся природных ценностей, заключается в том, что природные ценности очень сложно выразить в денежном эквиваленте. Кроме того, значимые аспекты прибрежных систем не всегда полностью понимаются, и часто негативные или положительные воздействия одного вида деятельности на другой не учитываются. Примерами инструментов являются:

  • Анализ затраты-выгоды: анализ, при котором сравниваются дисконтированные выгоды и затраты. Выгоды от результата должны превышать стоимость до начала работ.
  • Анализ минимальных затрат: анализ минимальных затрат не учитывает выгоды, либо потому что их нельзя определить, либо если не существует значительной разницы в выгодах различных вариантов. В данном случае решение основывается на дисконтированных затратах, которые, конечно же, должны быть как можно ниже.

Пример: упрощенная схема процедуры ОВОС

Схема показывает, как проводить процедуру ОВОС согласно UNEP, 1990. Она основана на 13 руководящих принципах, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 году, определяющих, что должно входить в ОВОС. (схема)

 

s

Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше