Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ВЕСТИ ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ »

СОВЕЩАНИЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ “УГРА”

12—13 июля 2001 г. в национальном парке “Угра” прошло совещание, посвященное разработке плана управления этой ООПТ. Разработка данного плана ведется параллельно с доработкой Стратегии управления национальными парками России. Проект финансируется Департаментом международного развития Великобритании в рамках Британо-российской программы развития.

Совещание было организовано национальным парком совместно с благотворительным фондом “Центр охраны дикой природы”. В работе совещания приняли участие около 40 человек, представлявших органы местного самоуправления, Администрацию Калужской обл., региональные неправительственные организации. Участники совещания ознакомились с деятельностью национального парка по сохранению природного и историко-культурного наследия территории. Обсудив проблемы и перспективы развития национального парка “Угра”, участники совещания отметили, что в настоящее время для парка необходима разработка комплексной программы развития, основанной на сохранении и устойчивом использовании природных и историко-культурных ресурсов, учитывающей интересы местных жителей и содействующей устойчивому социально-экономическому развитию региона.

На совещании были отмечены следующие наиболее серьезные проблемы для сохранения природных и культурных ценностей парка:

  • снижение эстетических качеств ландшафтов в результате прекращения использования сельскохозяйственных угодий по их прямому назначению, разрушения памятников истории и архитектуры, бесконтрольной застройки населенных пунктов;
  • незаконная добыча полезных ископаемых, главным образом песка;
  • загрязнение территории промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также твердыми бытовыми отходами;
  • незаконная охота и рыболовство.

Кроме того, были упомянуты некоторые другие проблемы организационного и научно-информационного характера.

Участники совещания согласились с тем, что в ближайшие годы необходимо добиться придания территории официального статуса биосферного резервата. Одним из эффективных механизмов координации и регламентации деятельности природопользователей на территории парка должны стать активное открытое обсуждение и процедуры согласования с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, в частности посредством создания общественного совета с включением в него представителей органов местного самоуправления, фермеров и предпринимателей, местных жителей и т. п.

В рамках проекта по разработке плана управления национального парка “Угра” на 2002—2006 гг. участники совещания определили следующие приоритетные цели и дали следующие предложения.

Для обеспечения охраны, восстановления и использования природных комплексов и объектов парка необходимо:

1. Повысить эффективность деятельности государственной инспекции по охране территории национального парка посредством проведения реорганизации ее структуры, методов и форм работы. Необходимо усилить ее работу по профилактике нарушений, активно налаживать контакты с местным сообществом.

2. Обеспечить снижение негативного воздействия антропогенных факторов на природные комплексы парка, в том числе в процессе эксплуатации туристских маршрутов.

3. Провести комплекс мероприятий по восстановлению и повышению биологической устойчивости широколиственных лесов.

4. Откорректировать, согласовать и утвердить в законодательно установленном порядке “Положение о режиме использования земель, включенных в границы национального парка #“Угра#” без изъятия из хозяйственной эксплуатации” и “Положение об охранной зоне” национального парка.

5. Разработать и реализовать специальные программы по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений.

6. Реализовать систему экологического мониторинга, в первую очередь по наиболее изученным природным объектам.

Для сохранения и поддержания эстетической и познавательной ценности культурных ландшафтов необходимо:

1. Провести инвентаризацию памятников истории и культуры, а также земель историко-культурного назначения с последующим выделением приоритетных объектов.

2. Привлечь органы местного самоуправления и местное население к практической деятельности по сохранению памятников истории и культуры, поддержанию привлекательности ландшафтов.

3. Упорядочить застройку населенных пунктов, в частности путем разработки градостроительных уставов (паспортов застройки) населенных пунктов.

4. Развивать музейное дело, в частности через содействие созданию частных музеев, а также создавать целевые экспозиции парка.

Для совершенствования информативной базы управления природными ресурсами необходимо:

1. Разработать комплексную программу мониторинга состояния окружающей среды и продолжить создание геоинформационной системы национального парка.

2. Провести инвентаризацию природных комплексов и объектов и оценку рекреационных ресурсов территории.

Развивать взаимодействие и сотрудничество с департаментом образования и науки Администрации Калужской обл.

Для вовлечения местного населения его в деятельность парка необходимо:

1. Усилить роль муниципальных образований в деле охраны природы и историко-культурных объектов, создавать условия для их участия в рекреационной деятельности.

2. Развивать существующие и разрабатывать новые целевые программы вовлечения местного населения в развитие малого бизнеса по привлечению и обслуживанию туристов, в том числе гостиничного и торгового сервиса, производства местной сувенирной продукции, развития ремесел, предоставления информационных услуг и т. д.

3. Разработать меры по привлечению инвесторов к развитию территории и к организации отдыха и туризма в национальном парке и его охранной зоне.

Для развития организованного туризма и отдыха населения на территории национального парка и его охранной зоны необходимо:

1. Развивать местное предпринимательство в туристской сфере, в частности через внедрение арендных отношений при обустройстве сети туристских маршрутов и мест отдыха.

2. Отработать систему регулирования потока посетителей парка путем лицензирования туроператоров, работающих в пределах национального парка.

3. Формировать систему рассредоточения мест размещения посетителей. Разработать меры по обеспечению безопасности и защиты посетителей, организации медицинской помощи и поисковой службы.

4. Разработать программу привлечения инвестиций на развитие туристской инфраструктуры в национальном парке, в том числе из бюджета области, а также на развитие туризма.

Завершить разработку плана управления планируется до конца 2001 г.

Юрий Буйволов,
Центр охраны дикой природы.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены