Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ХРОНИКА ТЕКУЩИХ СОБЫТИЙ »

СОСТОЯЛСЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

С 20 по 23 марта 2001 г. в пос. Лесной Калининградской обл. Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России совместно с национальным парком “Куршская коса” провел Всероссийский семинар-совещание руководителей национальных парков “Итоги и перспективы деятельности национальных парков России на современном этапе”, подготовленный в рамках проекта ГЭФ “Сохранение биологического разнообразия Российской Федерации”.

В работе семинара-совещания приняли участие 76 человек, в том числе руководители 34 национальных парков России, а также национальных парков “Беловежская Пуща” и “Браславские озера” (Республика Беларусь), “Куршю Нерия” (Литва) и Рицинского реликтового национального парка (Абхазская Республика), Комитета природных ресурсов по Калининградской обл., начальник профильного отдела Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, руководители и специалисты Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России, руководители и специалисты Проекта ГЭФ “Сохранение биологического разнообразия Российской Федерации”, Российского представительства Всемирного фонда дикой природы, Центра охраны дикой природы, Эколого-просветительского центра “Заповедники”, Фонда развития экотуризма “Дерсу Узала”, представители иных природоохранных и научных организаций, журналисты.

Ниже приводим резолюцию семинара-совещания.

РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийского семинара-совещания руководителей национальных парков
“Итоги и перспективы деятельности национальных парков России на современном этапе”

Участники совещания решили:

1. Предложить Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России:

1.1. Проработать вопрос о совершенствовании условий оплаты труда работников национальных парков, в том числе:

  • решить вопрос о распространении на национальные парки действующих окладов ЕТС и тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных Минтрудом России для государственных природных заповедников;
  • подготовить и представить в соответствующие государственные органы предложения по коренному пересмотру системы оплаты труда инспекторского состава (включая главных госинспекторов и их заместителей) с выводом их из Единой тарифной сетки;
  • подготовить рекомендации по унификации структуры и штатных расписаний национальных парков, а также по составлению штатных расписаний.

1.2. Усилить работу, связанную с расширением возможностей реализации инвестиционных проектов в национальных парках, с привлечением средств зарубежных доноров.

1.3. Принять меры по разработке необходимых нормативно-методических документов, регламентирующих осуществление национальными парками лесохозяйственной, контрольно-инспекционной, эколого-просветительской, туристической, научно-исследовательской и иной деятельности, связанной с охраной и использованием природных ресурсов и объектов историко-культурного наследия.

1.4. Проработать вопрос о заключении межведомственного соглашения между МПР России и Минкультуры России о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия в национальных парках, а также соглашения с Министерством образования России о совместной деятельности в области экологического просвещения на базе особо охраняемых природных территорий.

1.5. Решить вопрос об осуществлении авиационной охраны лесов национальных парков в 2001 г.

1.6. Проработать вопрос о создании координационного центра по развитию экологического туризма в национальных парках и государственных природных заповедниках.

1.7. Совместно с национальным парком “Водлозерский” организовать и провести методический семинар по вопросам организации туризма в национальных парках.

1.8. Ввести единую форму служебного удостоверения работников национальных парков.

1.9. Уделять особое внимание вопросам повышения профессиональной квалификации работников национальных парков, организации и проведения соответствующих курсов и методических семинаров.

1.10. Проработать вопрос об использовании совместимого программного обеспечения ГИС для национальных парков.

1.11. Приступить к разработке единого фирменного стиля для национальных парков и заповедников (символика, нашивки, нагрудные знаки, дизайн буклетов и аншлагов и т. д.).

1.12. Изучить вопрос о возможности упрощенной сертификации туристических услуг, предлагаемых национальными парками.

1.13. Содействовать приданию статуса биосферных резерватов ЮНЕСКО ряду российских национальных парков.

1.14. Обеспечить разработку и утверждение Рекомендаций по организации научно-исследовательской деятельности в национальных парках, а также Методического пособия по ведению научных исследований и экологического мониторинга в национальных парках.

1.15. Приступить к работе по обобщению и распространению в системе национальных парков России опыта отдельных парков в решении вопросов уставной и финансово-хозяйственной деятельности.

1.16. Обобщить имеющийся опыт национальных парков, связанный с взиманием платы за посещение, с целью разработки общих методических и правовых подходов к этому вопросу.

1.17. Проработать вопрос о возможностях использования лабораторных мощностей территориальных органов МПР России для проведения анализов проб воды, почвы и биоты в рамках обследования территорий национальных парков и ведения экологического мониторинга.

1.18. Рассмотреть возможность издания материалов семинара-совещания.

1.19. Организовать и провести в марте 2002 г. Всероссийский семинар-совещание руководителей государственных природных заповедников и национальных парков по проблемам эколого-просветительской деятельности и работы с населением.

1.20. Совместно с неправительственными организациями содействовать опубликованию методических материалов по развитию экологического туризма.

1.21. Содействовать организации и проведению стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов в зарубежные национальные парки, а также в национальные парки и заповедники России для изучения опыта природоохранной, эколого-просветительской, туристической и рекреационной деятельности.

2. Рекомендовать национальным паркам России:

2.1. Активизировать работу по подготовке и согласованию проектов Положений о режиме использования земель, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, начать работу с соответствующими земельными службами по оформлению на этих землях обременений в связи с режимом национального парка. Для создания проектов вышеупомянутых положений максимально использовать собственные силы, по возможности не прибегая к услугам проектных организаций.

2.2. При отсутствии государственных актов на право пользования землей ускорить процесс их оформления.

2.3. При осуществлении парками на своей территории охотпользования получить долгосрочную лицензию на право пользования объектами животного мира в региональных управлениях по охране, контролю и регулированию использования охотничьих видов животных.

2.4. Расширить практику проведения методических семинаров, в том числе для инспекторского состава, проводимых под эгидой региональных ассоциаций заповедников и национальных парков.

2.5. Сформировать оперативные группы как постоянно действующие подразделения службы охраны во всех национальных парках, уделять вопросам технической оснащенности и материального стимулирования этих групп особое внимание.

2.6. Внедрить практику участия национальных парков и их специалистов в государственной экологической экспертизе.

2.7. В работе по охране территории широко применять выдачу предписаний о приостановлении деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде, и об устранении экологических правонарушений, наложение штрафов за невыполнение предписаний, предъявление исковых требований к землепользователям в случае нарушения ими действующих правил природопользования (режима водоохранных зон, требований по охране объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, проведении сельхозпалов, самовольного строительства и добычи полезных ископаемых).

2.8. Провести необходимые работы по инвентаризации историко-культурных объектов, находящихся на территориях национальных парков, а также проработать вопрос о необходимости придания отдельным подобным объектам соответствующего статуса.

2.9. Усиливать и расширять взаимодействие и сотрудничество с территориальными органами МПР России в части осуществления природоохранной, включая контрольно-инспекционную, и эколого-просветительской деятельности.

2.10. Уделять приоритетное внимание развитию эколого-просветительской деятельности, придавая особое значение работе со школьниками.

2.11. Расширить участие в эколого-просветительской деятельности работников службы охраны национальных парков.

2.12. Систематически информировать о результатах, возможностях, перспективах деятельности и роли национальных парков органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

2.13. Шире практиковать проведение на территории национальных парков биотехнических мероприятий, направленных на сохранение, привлечение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

2.14. Обратить особое внимание на необходимость разработки и реализации специальных планов, программ и мероприятий, направленных на существенное увеличение численности зверей и птиц на территории парков, обеспечивающее их демонстрацию посетителям в естественных условиях.

3. Считать необходимым:

3.1. Продолжить существенную доработку проекта Стратегии управления национальными парками России с участием руководителей национальных парков.

3.2. Усилить сотрудничество и интеграцию между национальными парками и государственными природными заповедниками России и Беларуси, включая участие специалистов белорусских национальных парков и заповедников в проводимых в России конференциях, семинарах, совещаниях, деловых встречах и других природоохранных, научно-исследовательских, эколого-просветительских мероприятиях, а также информационном обмене по проблемам заповедного дела.

3.3. Считать необходимым дальнейшее развитие сотрудничества между национальным парком “Куршская коса” и литовским национальным парком “Куршю Нерия” по сохранению природного и культурного наследия Куршской косы.

3.4. Одобрить инициативу Центра охраны дикой природы по разработке системы обучения персонала национальных парков и содействовать его специалистам в решении этой задачи.

3.5. Поддерживать развитие Движения друзей заповедных островов, инициированное Экоцентром “Заповедники”.

3.6. Поддержать деятельность Фонда “Дерсу Узала” по развитию экотуризма на особо охраняемых природных территориях.

3.7. Выразить искреннюю признательность и благодарность работникам национального парка “Куршская коса” за великолепную работу по подготовке и проведению совещания.

| вверх |

РАСШИРЕНА ТЕРРИТОРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.01 г. № 277 на основании предложений Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства природных ресурсов Российской Федерации территория Волжско-Камского государственного природного заповедника расширена на 2057,2 га за счет отнесения к его территории земель в Зеленодольском р-не Республики Татарстан.

| вверх |

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПОНЕНТА “УСТОЙЧИВОЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ РОССИИ”

Компонент “Устойчивое жизнеобеспечение населения в национальных парках России” (УЖН) является частью проекта “Стратегия управления национальными парками России”, который выполняется Центром охраны дикой природы при содействии Британо-Российской программы развития (в прошлом — Британского Фонда Know How). Основной задачей проекта является поиск и практическая апробация в четырех модельных ООПТ (национальные парки “Угра” и “Смоленское Поозерье”, а также биосферные заповедники “Катунский” и Центрально-Лесной) принципиально новых механизмов партнерских отношений ООПТ с местным населением, органами власти и представителями бизнеса.

Сегодня на всех четырех модельных территориях созданы механизмы микрокредитования, благодаря которым уже выделяются на льготных условиях средства на развитие сферы обслуживания посетителей ООПТ (прежде всего — на обеспечение их экологически безопасными продуктами питания и предоставление жилья). Льготные кредиты и беспроцентные займы выделяются местным жителям по результатам открытых конкурсов. Первые итоги реализации этих микропроектов показывают, что они положительно влияют на рост доходов местного населения, способствуют повышению занятости, развитию местных инициатив в совершенствовании инфраструктуры ООПТ и, главное, отвлекают местных жителей от несанкционированного природопользования на ООПТ.

В феврале 2001 г. в Калужской обл. был проведен учебный семинар для представителей модельных ООПТ, местных органов власти и координаторов УЖН, на котором был рассмотрен зарубежный опыт в области развития туризма в ООПТ, изучались качественные методы социологических исследований (PR-анализ), современные методики формирования команды и решения конфликтных ситуаций. В конце мая на базе национального парка “Смоленское Поозерье” с теми же участниками планируется проведение еще одного семинара, где будут рассмотрены российский опыт развития в ООПТ туризма, бизнес-планирование, обмен опытом по схемам микрокредитования, современные психологические и мотивационные технологии работы с местным населением. Для проведения семинаров привлекаются опытные специалисты, ведущие аналогичную работу по программам TACIS, ADAS и имеющие опыт работы в фондах поддержки малого предпринимательства, туристических фирмах, а также специалисты-практики.

В рамках проекта в целях совершенствования традиционных подходов по привлечению в ООПТ инвестиций до августа 2001 г. планируется провести конкурс на предоставление в долгосрочную аренду участков и/или объектов в границах национального парка “Угра” и его охранной зоне, а также аукцион по предоставлению в краткосрочную аренду туристическим фирмам туристских маршрутов и экологических троп. В настоящее время для этого национального парка разработано единое Временное положение о проведении конкурсов и аукционов, выбраны объекты, которые будут выставлены в качестве лотов, и сделаны их описания. В содружестве с Калужской торгово-промышленной палатой разработана и внедряется программа информационной поддержки данного мероприятия.

Планируется осуществить программы “Развитие сельского туризма в НП “Угра”, “Организация спортивного рыболовства в НП “Смоленское Поозерье”, программы развития в модельных территориях народных промыслов и ремесел, а также другие программы, подробности о реализации которых мы сообщим позднее.

Участники проекта приглашают читателей принять участие в обсуждении брошюры “Устойчивое жизнеобеспечение населения в национальных парках России”, которую мы готовы выслать всем заинтересованным лицам, а также поделиться опытом взаимодействия ООПТ с местным сообществом. Все предложения и пожелания будут учтены в заключительном варианте данного документа.

Наш адрес:
117312, Москва, ул. Вавилова, д. 41,
офис 2, Центр охраны дикой природы.
Тел./факс: (095) 124-71-78.
E-mail: npstrategy@biodiversity.ru

С. Тарасов,
ведущий специалист ЦОДП

| вверх |

ЗЕЛЕНЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ. ГЛОБАЛЬНО

Партии зеленых 72 стран договорились о координации своих действий в общемировом масштабе и о дальнейшем создании сети зеленых партий — это первый случай глобального соглашения между политическими партиями в общемировой политической истории. Таким результатом закончилась встреча “Global Greens”, которая прошла 14—16 апреля в столице Австралии г. Канберра.

Основные принципы зеленых, которые записаны в общей хартии:

  • экологическая мудрость, то есть признание того факта, что человечество ограничено существующими ресурсами планеты и должно научиться жить в соответствии с этим;
  • социальная справедливость, основой которой является такое распределение природных и общественных ресурсов, которое обеспечивает основные человеческие нужды и позволяет личности и обществу развиваться;
  • демократия, которая позволяет всем гражданам реализовать свое право выбора и участия в принятии решений, концентрация власти и ответственности на уровне местных сообществ;
  • неприменение силы, поскольку глобальная безопасность зиждется не на военной мощи, а на учете социальных, экономических, культурных и психологических аспектов и их уважении;
  • устойчивость развития, то есть образ жизни, развитие культуры и технологий, которые обеспечивают существование человечества в пределах возможностей биосферы;
  • уважение разнообразия — национального, культурного, расового, духовного; признание прав коренных народов на ведение традиционного образа жизни, признание прав меньшинств на развитие собственной культуры, религии и языка, их права на полное участие в общественных и политических процессах, признание равенства полов.

В рамках подготовки к самому масштабному экологическому событию — “Рио + 10” чаще всего упоминались проблемы, связанные с изменением климата, генной инженерией, токсичными и ядерными отходами, глобализацией экономики.

Нынешняя конференция зеленых, которую многие участники оптимистично считают поворотным моментом в политической истории человечества, попыталась изменить словарь общественно-политических понятий.

Однако никакие изменения не могут произойти без реальных демократических процессов, без реализации права общественности на участие в принятии решений. А для такого участия общественность должна иметь постоянный и свободный доступ к экологической информации.

В России пока не существует партии зеленых. Однако экологическое движение прилагает все усилия к реализации прав общественности на участие в принятии решений, в том числе в области экологических проблем. Сейчас экологи активно обсуждают проект государственной экологической доктрины, разработанной ведущими природоохранными организациями России — Международным Социально-экологическим союзом, Центром экологической политики России, Российским представительством Всемирного фонда дикой природы (WWF), Гринпис России, Союзом “За химическую безопасность”, Центром охраны дикой природы, Экологическим центром “Дронт”.

С более полной информацией о встрече в Канберре и ее влиянии на события в нашей стране можно ознакомиться в № 15—17 (185—187) “Экосводки ЦКИ МсоЭС” по адресу: www.seu.ru/svodka

Информация получена в Центре координации и информации Международного Социально-экологического союза.

| вверх |

ЮНЕП ГОТОВИТ ТРЕТИЙ ВЫПУСК ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЗОРА

В начале апреля 2001 г. в Мехико состоялось обсуждение проекта третьего выпуска Глобального экологического обзора, который готовится специалистами ЮНЕП. 600-страничный обзор содержит оценку состояния окружающей среды в мире и анализ факторов, влияющих на это состояние. Доклад будет готов к 2002 г., он будет представлен на Совете управляющих ЮНЕП, а затем — на Всемирном форуме по окружающей среде и развитию в Йоханнесбурге (ЮАР).

Первичная подготовка и контроль данных для обзора ведутся в 25 центрах ЮНЕП, расположенных в различных регионах мира. Один из таких центров действует в Москве, на базе географического факультета МГУ. Он отвечает за сбор данных по всей территории бывшего СССР.

В докладе рассматриваются основные проблемы, связанные с оценкой состояния окружающей среды. Среди них — изменение климата, истощение озонового слоя, состояние водных ресурсов и экологических систем, опустынивание, обезлесивание. Кроме того, в обзоре приводятся данные о выполнении международных конвенций и договоров, вопросы учета экологических соображений при определении стратегии развития государств, экономическая и экологическая помощь развивающимся странам.

За дополнительной информацией и двумя первыми выпусками Глобального экологического обзора ЮНЕП (за 1997 г. — на англ. яз. и за 2000 г. — на рус. яз.) можно обратиться к Голубеву Геннадию Николаевичу, зав. каф. физической географии мира и геоэкологии географического ф-та МГУ:
тел: (095) 939-39-62,
факс: (095) 932-88-36.

По материалам Информационной службы “Эко-Согласие”

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены