Eng

  На главную страницу
| архив | содержание | 

«ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ»

ОБСУЖДАЕМ КОНЦЕПЦИЮ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

В этом номере мы завершаем публикацию предложений Концепции охраняемых природных территорий России. В ближайшее время Российским представительством ВВФ (WWF) будет подготовлен ее проект, который мы постараемся выслать нашим читателям. Бюллетень готов продолжить дальнейшее обсуждение концепции, в частности публикуя на своих страницах отклики на проект.

О необходимости и целесообразности создания и поддержания единого информационного пространства как необходимого условия функционирования ОПТ России говорится в присланном материале А. П. Межнева из ЦНИЛ охотхозяйства, выдержки из которого мы публикуем ниже.

Сбор, обработка и использование информации — один из важнейших аспектов деятельности ОПТ. Без этого невозможны ни оценка роли ОПТ в сохранении возобновимых природных ресурсов, ни участие в программах мониторинга, ни эффективное планирование деятельности и развития существующих ОПТ, ни проектирование новых. Информация, собранная на ОПТ, очень важна не только для природоохранного сообщества, научных и образовательных учреждений, но и для структур, осуществляющих организацию, управление и контроль хозяйственного использования природных ресурсов. С другой стороны, ведомственные материалы также могут иметь большое значение для функционирования ОПТ. Обмен информацией, ее анализ, обобщение и использование могут происходить на самом разном уровне — от местного (отдельные ОПТ, хозяйства) до глобального.

На современном этапе многочисленные ведомства, прямо или косвенно связанные с ОПТ или охраной живой природы, как правило, решают проблемы своего информационного обеспечения независимо друг от друга, что является тормозом как для природоохранной деятельности, так и для рационального природопользования.

Несомненно, давно назрел и стал концептуально необходимым переход к единому информационному пространству в области охраны природы и природопользования, в котором информационные потоки существовали бы не обособленно, а были бы совмещены, взаимно дополняя и обогащая друг друга и образуя целостную систему. Такой переход не может быть быстрым и легким. Он потребует преодоления ведомственных барьеров, стандартизации методик сбора и представления данных о состоянии и использовании ресурсов, совмещения материалов из разных источников, чтобы они стали сопоставимы между собой.

Накопленная и анализируемая в едином пространстве информация позволит оценить взаимное влияние особо охраняемых и хозяйственно используемых территорий и на этой основе разрабатывать оптимальную стратегию действий в каждом конкретном случае. Существенно облегчится задача распространения опыта, внедрения научных и практических разработок. Выработка общего языка общения (продуктивный и конструктивный обмен мнениями возможен только при использовании общей системы терминов), на мой взгляд, возможна только в рамках единого информационного пространства. Если большое число разрозненных программ мониторинга будет замещено немногими, но проводимыми по унифицированным методикам, может быть достигнут и экономический эффект.

Единое информационное пространство может реализовываться через сопряженные компьютерные сети различного масштаба, специализированные (возможно, периодические) издания, работу многосторонних совещательных органов, согласованную и даже совместную деятельность заинтересованных сторон (проектирование ОПТ, планирование, паспортизация угодий, учет, кадастр и мониторинг природных ресурсов и т. д.).

Ряд интересных мыслей, выносимых нами на суд читателей, содержатся в письме, пришедшем с самой дальней окраины России — из Госкомэкологии Чукотки от Б. А. Сейдумаева.

Важным аспектом деятельности ООПТ на местном уровне является обязательность “Перечня ООПТ местного значения”, утверждаемого постановлением Правительства РФ. Свободная трактовка их, особенно в местах проживания коренных национальностей, может привести к сложности посещения таких участков другими группами населения.

Еще одной важной стороной вопроса об ООПТ — необходимость применения, условно говоря, принципа “матрешки”. Например, внутри обширного по площади природного парка окружного значения необходимо узаконить выделение других ООПТ: допустим, “колонии птиц” в ранге памятника природы, “водно-болотные угодья” в ранге заказника и т. д. В этом же природном парке можно выделять “фитозаказники” с эндемичной флорой вокруг термоминеральных источников, имеющие режим охраны, утверждаемый органом местного самоуправления, и т. п., а также, например, моржовые лежбища в ранге зоологического заказника, но уже федерального уровня и т. д.

Самое интересное, что в таком природном парке можно на пограничных экосистемах суши и моря выделить такой памятник природы, как “Колония птиц на скалах и прилегающая к нему акватория залива (или моря)”.

Один из наиболее тщательно и подробно проработанных вариантов концепции был прислан А. М. Волковым из Башкирского государственного природного заповедника. Его мы публикуем лишь с некоторой редакционной правкой и практически без сокращений.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены