Eng

  Ќа главную страницу
| архив | содержание | 

«¬јЎј  Ќ»∆Ќјя ѕќЋ ј»

 ќЌ÷≈ѕ÷»я –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ѕќ Ё ќЋќ√»„≈— ќћ” ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»ё Ќј—≈Ћ≈Ќ»я

(”тверждена зам. председател€ √оскомэкологии –оссии ј. ћ. јмирхановым 21.07.98 г. и первым зам. руководител€ ‘едеральной службы лесного хоз€йства –оссии Ѕ.  . ‘илимоновым 28.07.98 г.)


—ќƒ≈–∆јЌ»≈:

  1. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
  2. «Ќј„≈Ќ»≈, ÷≈Ћ№ » ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» Ќј—“ќяў≈…  ќЌ÷≈ѕ÷»»
  3. ѕ–»Ќ÷»ѕџ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  4. ÷≈Ћ» » «јƒј„» Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  5. ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ—Ќќ¬џ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  6. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  7. —“–” “”–Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
  8. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ƒЋя Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  9. ¬ќѕ–ќ—џ ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  10. Ё“јѕџ –≈јЋ»«ј÷»»  ќЌ÷≈ѕ÷»»
  11. «ј Ћё„≈Ќ»≈

1. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

—истема особо охран€емых природных территорий –оссийской ‘едерации, в которой ведуща€ роль принадлежит государственным природным заповедникам и национальным паркам, формируетс€ в цел€х сохранени€ уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучени€ естественных процессов в биосфере и контрол€ за изменением ее состо€ни€, экологического воспитани€ населени€ (‘едеральный закон –оссийской ‘едерации Уќб особо охран€емых природных территори€хФ).

«акон также определ€ет конкретные задачи государственных природных заповедников и национальных парков, решение которых направлено на достижение указанных выше целей. ‘ункционирование этих особо охран€емых природных территорий (далее Ч ќќѕ“) обеспечиваетс€ созданием соответствующих организационных структур:

  • государственных природных заповедников как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений;
  • национальных парков как природоохранных, эколого-просветительских и научно-исследовательских учреждений.

√осударственные природные заповедники и национальные парки обладают специфическими возможност€ми, позвол€ющими сформировать уникальную образовательную среду дл€ работы с населением. “ака€ образовательна€ среда обусловливаетс€ как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов. Ёколого-просветительска€ де€тельность государственных природных заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать вли€ние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умени€ и навыки людей, а также строитьс€ на хорошей методической и материальной базе.

| вверх |


2. «Ќј„≈Ќ»≈, ÷≈Ћ№ » ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» Ќј—“ќяў≈…  ќЌ÷≈ѕ÷»»

ƒанна€  онцепци€ призвана сформулировать стратегические ориентиры де€тельности, св€занной с реализацией только одной из основных функций заповедников и национальных парков Ч эколого-просветительской. √осударственные природные заповедники и национальные парки осуществл€ют дополнительное экологическое образование нар€ду с другими государственными и общественными организаци€ми соответствующего профил€, занима€ особую социальную нишу, использу€ свой интеллектуальный и природоохранный потенциал.

Ѕезусловно, така€ де€тельность не должна каким-либо образом вступать в противоречие или наносить ущерб реализации других функций этих особо охран€емых природных территорий: природоохранной и научно-исследовательской.

÷елью данной  онцепции €вл€етс€ определение стратегических ориентиров долговременного развити€ де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков –оссийской ‘едерации в сфере экологического просвещени€ населени€.

 онцепци€ €вл€етс€ основой дл€ разработки необходимых нормативных и методических документов, непосредственно регулирующих данное направление де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков.

ѕервым принципиальным положением насто€щей  онцепции €вл€етс€ понимание того, что государственные природные заповедники и национальные парки €вл€ютс€ государственными учреждени€ми и соответственно функционируют в интересах государства.

ќбщественное признание значимости государственных природных заповедников и национальных парков и их престиж завис€т, в первую очередь, от того, насколько успешно выполн€ют они свои задачи и насколько население информировано об этом или даже вовлечено в сферу природоохранной де€тельности этих учреждений.

¬торым принципиальным положением  онцепции €вл€етс€ признание факта, что действенность любых природоохранных мер, принимаемых государством, в конечном счете зависит от поведени€ конкретных людей. ѕоведение человека по отношению к миру природы в значительной мере определ€етс€ уровнем его экологического сознани€.

ќтечественна€ и мирова€ практика показала, что охрана природы, основанна€ лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Ќаиболее надежным гарантом сохранени€ дикой природы на территори€х заповедников и национальных парков €вл€етс€ реальна€ поддержка обществом их природоохранной де€тельности.

| вверх |


3. ѕ–»Ќ÷»ѕџ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

1. ќбеспечение сохранности природного комплекса охран€емой территории.

Ёколого-просветительска€ работа ведетс€ без причинени€ ущерба природным комплексам охран€емой территории в строгом соответствии с режимом особой охраны, регламентированным положением о конкретном государственном природном заповеднике или национальном парке.

2. ѕрофессиональное обеспечение эколого-просветительской работы.

ќрганизаци€ эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках должна обеспечиватьс€ профессионально подготовленными штатными специалистами. ѕри этом к работе с населением целесообразно привлечение в той или иной форме большинства работников заповедников и национальных парков, которым следует овладевать необходимыми навыками работы с людьми.

3. Ўирока€ социальна€ направленность эколого-просветительской работы.

Ёколого-просветительска€ работа ориентирована на самые широкие слои населени€: местных жителей и посетителей ќќѕ“, сельское и городское население, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управлени€ и бизнеса. ќдной из приоритетных категорий €вл€ютс€ учащиес€, в первую очередь школьники. Ёколого-просветительска€ работа ведетс€ в содружестве с различными социальными структурами: образовательными учреждени€ми, природоохранными государственными органами, органами местного самоуправлени€, общественными организаци€ми и т. д.

4. »спользование эколого-просветительского потенциала заповедников и национальных парков.

Ёколого-просветительский потенциал заповедника или национального парка включает как природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, историко-культурные пам€тники и т. д.), так и работающих в нем специалистов в области охраны и изучени€ природного и культурного наследи€, а также соответствующую материальную базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещени€, экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т. д.). Ётот потенциал может быть существенно увеличен за счет привлечени€ к совместной эколого-просветительской де€тельности в интересах ќќѕ“ активистов-единомышленников, в первую очередь профессиональных педагогов и специалистов творческих профессий.

5. ќриентаци€ на методологию дополнительного экологического образовани€. Ёколого-просветительска€ работа национальных парков и заповедников не дублирует и не замен€ет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образовани€. Ёта работа ориентируетс€ прежде всего на формирование престижа особо охран€емых природных территорий в глазах населени€, углубление экологических и природоохранных знаний, формирование экологической культуры, ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием.

6. —оциально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы.

Ёколого-просветительска€ работа с населением строитс€ с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей.   этой работе нар€ду с биологами, географами и другими УтрадиционнымиФ природоохранными специалистами следует по возможности привлекать социологов и психологов, а также журналистов и специалистов других творческих профессий.

| вверх |


4. ÷≈Ћ» » «јƒј„» Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

Ёколого-просветительска€ де€тельность государственных природных заповедников и национальных парков осуществл€етс€ в цел€х:

  • обеспечени€ поддержки идей заповедного дела широкими сло€ми населени€ как необходимого услови€ выполнени€ заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций;
  • содействи€ решению региональных экологических проблем;
  • участи€ в формировании экологического сознани€ и развитии экологической культуры.

Ёколого-просветительска€ де€тельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли ќќѕ“ в сохранении биологического и ландшафтного разнообрази€ как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Ёто должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков как объектов национального досто€ни€.

—истемна€ организаци€ эколого-просветительской работы государственных заповедников и национальных парков возможна при решении следующих основных задач:

  • целенаправленной систематической работы со всеми группами населени€ в каждом конкретном регионе;
  • работы с посетител€ми ќќѕ“;
  • тесного сотрудничества с образовательными учреждени€ми, органами государственной власти и местного самоуправлени€, средствами массовой информации, другими заинтересованными организаци€ми, в том числе общественными, оказани€ всем заинтересованным лицам методической помощи;
  • профессиональной подготовки специалистов соответствующего профил€;
  • участи€ в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, опытом работы с населением внутри системы ќќѕ“, а также между всеми заинтересованными лицами, как на российском, так и на международном уровне;
  • формировани€ необходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской де€тельности (создани€ специализированных структурных подразделений, организаци€ визит-центров, создани€ или обновлени€ соответствующих экспозиций ћузеев природы, разработки и оснащени€ экологических троп, издани€ буклетов, выпуска иной информационно-рекламной продукции и т. д.);
  • посто€ннго развити€ и укреплени€ методической базы дл€ проведени€ эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне (аккумулировани€ соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработки собственных методических материалов).

| вверх |


5. ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ—Ќќ¬џ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

”твержденна€ ”казом ѕрезидента –оссии от 01.04.96 г. є 440  онцепци€ перехода –оссийской ‘едерации к устойчивому развитию подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечени€ экологической безопасности страны €вл€етс€ воспитание населени€ на принципах понимани€ необходимости сохранени€ биосферы и поддержани€ ее равновесного состо€ни€. ¬опросы развити€ экологического сознани€ рассматриваютс€ в этом документе в числе приоритетных. ѕредусматриваетс€, в частности, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развити€ и создание соответствующей системы воспитани€ и обучени€, важной составной частью которой могут стать и особо охран€емые природные территории.

‘едеральный закон –оссийской ‘едерации Уќб особо охран€емых природных территори€хФ Ч основополагающий правовой акт, определ€ющий основы всей де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков. ¬ стать€х 7 и 13 он нар€ду с собственно охранной и научной де€тельностью также предусматривает ведение заповедниками и национальными парками эколого-просветительской работы с населением. —ледует отметить, что насто€щий «акон подчеркивает эколого-просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хоз€йственного использовани€. ѕри этом «акон допускает возможность проведени€ на территори€х заповедников де€тельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.

¬ отношении национальных парков упом€нутый «акон также предусматривает использование их территории дл€ просветительских целей, рассматрива€ экологическое просвещение в числе основных задач национальных парков как учреждений, имеющих соответствующий статус, определ€ет особенности функционального зонировани€ их территорий с учетом необходимости эколого-просветительской де€тельности.

¬ажнейшими подзаконными актами, регламентирующими де€тельность российских национальных парков и заповедников, продолжают оставатьс€ ѕоложение о национальных природных парках –оссийской ‘едерации, утвержденное постановлением —овета ћинистров Ч ѕравительства –оссийской ‘едерации от 10.08.93 г. є 769 и ѕоложение о государственных природных заповедниках в –оссийской ‘едерации, утвержденное постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 18.12.91 г. є 48 (в редакции постановлени€ ѕравительства –оссии от 23.04.96 г. є 527).

¬ ѕоложении о национальных природных парках организаци€ экологического просвещени€ населени€ рассматриваетс€ в числе их основных задач, причем пункт 22 конкретизирует различные формы организации их эколого-просветительской де€тельности. ѕунктом 14 ѕоложени€ о государственных природных заповедниках дл€ реализации поставленной перед ними задачи экологического просвещени€ населени€ допускаетс€, в частности, организаци€ и устройство на их территори€х экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.

Ќемаловажную роль в деле развити€ эколого-просветительской де€тельности в государственных природных заповедниках сыграло инструктивное письмо ћинистерства охраны окружающей среды и природных ресурсов –оссийской ‘едерации от 11.10.93 г. є 04-17/65-492, адресованное руководител€м р€да заповедников. ¬ упом€нутом письме отмечена возрастающа€ роль эколого-просветительской работы на базе заповедников в услови€х экономического кризиса и правового нигилизма. ѕодчеркиваетс€, что пренебрежение значимостью и возможност€ми экологического просвещени€ наносит серьезный ущерб перспективам развити€ заповедного дела в –оссии. ƒиректорам заповедников предложено сформировать специализированные эколого-просветительские подразделени€ в пределах бюджетных ассигнований, выдел€емых заповеднику на оплату труда, и внести соответствующие изменени€ в штатное расписание. ¬ данном письме также перечислены конкретные функции, выполн€емые вышеуказанными подразделени€ми с учетом индивидуальной специфики заповедников.

¬опросы эколого-просветительской де€тельности, включа€ познавательный туризм, в каждом конкретном национальном парке и государственном природном заповеднике регламентируютс€ также индивидуальными положени€ми о них.

¬ соответствии с утвержденной √оскомэкологии –оссии ≈диной формой годового информационного отчета директора государственного заповедника –оссии такой отчет должен содержать и значительный раздел по итогам работы в области экологического просвещени€.

| вверх |


6. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

√осударственными природными заповедниками и национальными парками используютс€ самые разные формы и методы эколого-просветительской работы. ќтечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее эффективными из них могут быть признаны следующие.

6.1. –јЅќ“ј —ќ —–≈ƒ—“¬јћ» ћј——ќ¬ќ… »Ќ‘ќ–ћј÷»»

ќдно из традиционных направлений работы. ќсобое значение придаетс€ сотрудничеству заповедников и национальных парков с местными (районными, городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными. ”спех этой формы эколого-просветительской работы во многом зависит от периодичности и эмоциональной насыщенности информации. «десь принципиально важно наладить обратную св€зь с аудиторией путем проведени€ различных конкурсов, опросов и т. п.

6.2. –≈ ЋјћЌќ-»«ƒј“≈Ћ№— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

–аспространению информации об особо охран€емых природных территори€х и формированию положительного отношени€ населени€ к этим учреждени€м способствует активна€ рекламно-издательска€ де€тельность. –ечь идет об издании красочных рекламных или информационных буклетов, брошюр, справочников, распространении различной рекламной продукции: значков, стикеров (наклеивающихс€ картинок), открыток, конвертов, календарей, сувениров и т. п. —ерьезную помощь в работе с населением может оказать собственна€ газета или бюллетень заповедника или национального парка, издаваемые с различной, в зависимости от местных условий, периодичностью (ежемес€чно, ежеквартально, раз в полугодие), а в р€де случаев Ч в виде приложени€ к местной (районной, городской) газете.

6.3. —ќ«ƒјЌ»≈  »Ќќ- » ¬»ƒ≈ќѕ–ќƒ” ÷»»

Ёта трудоемка€ и дорогосто€ща€ форма работы позвол€ет демонстрировать широким сло€м населени€ красоту, богатство и разнообразие заповедной природы. ѕолупрофессиональные и любительские фильмы могут быть сн€ты силами сотрудников большинства российских заповедников, часть из них может быть с успехом использована в передачах местного телевидени€. ¬ то же врем€ важнейшим элементом этой работы €вл€етс€ сотрудничество заповедников и национальных парков с высокопрофессиональными съемочными группами крупных телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных, а также со съемочными группами региональных телекомпаний и киностудий.

6.4. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ’ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»… » »Ќџ’ Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»…

ќбщественные объединени€ могут оказать существенную помощь заповедникам и национальным паркам в осуществлении эколого-просветительской де€тельности и привлечении внимани€ общественности к решению их проблем. “акие объединени€ могут функционировать в виде разнообразных обществ Удрузей охран€емых природных территорийФ, различных специализированных центров, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций, созданных с целью непосредственной поддержки ќќѕ“ и содействи€ развитию заповедного дела. ѕравовую основу организации и де€тельности таких структур обеспечивают ‘едеральный закон Уќб общественных объединени€хФ, ‘едеральный закон Уќ благотворительной де€тельности и благотворительных организаци€хФ и ‘едеральный закон Уќ некоммерческих организаци€хФ.

√осударственным природным заповедникам и национальным паркам целесообразно всемерно содействовать созданию подобных структур, привлека€ их к деловому сотрудничеству и использу€ их возможности дл€ активизации работы с местным населением. Ёффективному обмену опытом, объединению усилий заповедников и национальных парков в работе с населением могут содействовать и их объединение в ассоциации и союзы регионального, межрегионального и федерального уровней. ¬о многих случа€х реальную помощь в эколого-просветительской де€тельности и работе с населением может оказать конструктивное сотрудничество с действующими в регионе общественными организаци€ми и движени€ми экологической направленности.

6.5. ћ”«≈…Ќќ≈ ƒ≈Ћќ » –ј«¬»“»≈ ¬»«»“-÷≈Ќ“–ќ¬ ƒЋя ѕќ—≈“»“≈Ћ≈…

ћузеи природы и визит-центры служат базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетител€ми ќќѕ“. ћузейное дело дл€ государственных природных заповедников €вл€етс€ наиболее старым и традиционным направлением просветительской работы. —ледует понимать, что создание новых музеев природы заповедников и национальных парков в насто€щее врем€ св€зано с весьма значительными финансовыми затратами и поэтому проблематично. ¬ то же врем€ дл€ заповедников и парков, уже имеющих действующие музеи природного и культурного наследи€, исключительно актуальны пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетител€ми музеев, в том числе и с использованием соответствующих технических средств. ¬ качестве музейных экспозиций Упод открытым небомФ могут также рассматриватьс€ имеющиес€ в р€де национальных парков и заповедников дендрарии, демонстрационные вольеры с животными, историко-архитектурные и этнографические объекты, они также должны активно использоватьс€ в эколого-просветительской работе. ¬о многих случа€х заповедникам и национальным паркам, не имеющим собственных музеев природы, целесообразно организовать небольшую экспозицию в региональном или местном краеведческих музе€х.

¬есьма важной и реальной формой эколого-просветительской де€тельности €вл€етс€ и создание специально оборудованных центров дл€ работы с посетител€ми (визит-центров), менее масштабных по сравнению с музе€ми природы, но при этом специально оборудованных дл€ лекционной и иных форм работы с посетител€ми.

«аслуживает пристального внимани€ организаци€ силами заповедников и национальных парков временных и передвижных экспозиций, демонстрирующих красоту и богатство заповедной природы, а также особенности природоохранного творчества (фотовыставки, выставки художественных работ, детских рисунков и т. п.), размещаемых не только в музе€х природы и визит-центрах, но и в краеведческих и иных региональных музе€х, клубах, кинотеатрах, административных здани€х и т. п.

6.6. Ё ќЋќ√»„≈— »≈ Ё — ”–—»» » ѕќ«Ќј¬ј“≈Ћ№Ќџ… “”–»«ћ

Ёкологические экскурсии и познавательный туризм Ч традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской работы ќќѕ“, причем дл€ национальных парков (в отличие от заповедников) познавательный туризм €вл€етс€ наиболее приоритетным направлением их де€тельности в этом направлении. ¬ то же врем€ дл€ многих (но далеко не дл€ всех) государственных природных заповедников строго ограниченное, именно познавательное, а не развлекательное, тщательно регламентированное с учетом их размеров, специфики и традиций посещение может становитьс€ значимой формой эколого-просветительской работы. ¬озможность соприкоснутьс€ с миром природы, почувствовать и изучить его способна превратить посетителей в активных сторонников ќќѕ“, а иногда и инвесторов. ќсобое значение приобретает возможность непосредственного ознакомлени€ с заповедной природой лиц, принимающих решени€ в сфере федеральной и региональной политики, местного самоуправлени€, бизнеса и —ћ».

ѕри развитии этой формы работы необходимо обеспечить максимальную сохранность охран€емых природных комплексов, в том числе путем:

  • научно обоснованного выделени€ и организации посещаемой части территории;
  • организации экологических троп и маршрутов и их обустройства и оборудовани€ информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;
  • установлени€ специальных правил поведени€ посетителей на охран€емой территории, введени€ ограничений на посещение отдельных участков;
  • обеспечени€ посто€нного слежени€ и контрол€ за состо€нием посещаемой территории.

6.7. Ё ќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ј«ƒЌ» » » ј ÷»»

Ёкологические праздники и акции, такие, как уже ставшие традиционными ћарш парков, а также ¬семирный день охраны окружающей среды, ƒень работников леса, различные праздники, св€занные с местными традици€ми, могут носить выраженный природоохранный характер. ƒетские экологические фестивали и т. п. также €вл€ютс€ очень эффективным средством привлечени€ внимани€ людей к проблемам заповедного дела.   организации и совместному проведению подобных акций следует привлекать общественные организации, образовательные структуры, органы власти и местного самоуправлени€, средства массовой информации, а также потенциальных спонсоров.

ƒл€ привлечени€ внимани€ общественности к проблемам ќќѕ“, разъ€снени€ их роли в сохранении природы нашей страны следует использовать, а при необходимости и создавать подход€щие поводы, которыми могут быть открытие выставки живописи, скульптуры, фотографии, посв€щенной миру природы, представление издани€ соответствующей книги или журнала, юбилейна€ дата заповедника или национального парка и т. п.

6.8. Ў ќЋ№Ќџ≈ Ё ќЋќ√»„≈— »≈ Ћј√≈–я » Ё —ѕ≈ƒ»÷»»

Ўкольные экологические лагер€ и экологические экспедиции, непосредственно организуемые национальным парком или заповедником либо проводимые при участии их специалистов, €вл€ютс€ эффективной формой эколого-просветительской работы. ƒанна€ форма позвол€ет вести ее в максимально интенсивном режиме. ќсновна€ цель Ч привлечение детей и молодежи к природоохранной де€тельности, расширение экологического кругозора, привитие практических умений и навыков самосто€тельной работы в природе и т. п.

6.9. Ў ќЋ№Ќџ≈ Ћ≈—Ќ»„≈—“¬ј » »Ќџ≈ ‘ќ–ћџ –јЅќ“џ —ќ Ў ќЋ№Ќ» јћ»

¬ работе со школьниками также важны такие ее традиционные формы, как шефство заповедников и национальных парков над местными школами, организаци€ школьных лесничеств, работа с кружками юных натуралистов, в том числе проход€щих полевую практику в заповедниках и национальных парках во врем€ школьных каникул. ƒве последние формы могут играть существенную роль и в части содействи€ профессиональной ориентации школьников. Ќемаловажное значение играет здесь непосредственное привлечение юннатов и членов школьных лесничеств к участию в исследовательских и заповедно-режимных меропри€ти€х, проводимых специалистами заповедников и национальных парков.

¬ эколого-просветительской работе с детьми целесообразно использовать игровые формы зан€тий, в том числе соревновательные, ролевые, ситуационные и имитационные игры. »грова€ де€тельность стимулирует высокий уровень заинтересованности и эмоциональное включение ее участников в экологическую проблематику.

6.10. ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»≈ — ”„»“≈Ћ№— »ћ  ќ–ѕ”—ќћ » ќ–√јЌјћ» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

Ёффективность эколого-просветительской работы государственных природных заповедников и национальных парков многократно усиливаетс€, если она ведетс€ в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с администрацией и педагогами местных образовательных учреждений. ¬ качестве ее примеров можно рассматривать семинары дл€ школьных учителей и организаторов дополнительного образовани€, Укруглые столыФ по актуальным вопросам эколого-просветительской работы с детьми, разработку и реализацию совместных эколого-просветительских проектов и меропри€тий. »ногда национальный парк или заповедник может проводить природоохранные факультативные зан€ти€ в школах или способствовать организации на базе местной общеобразовательной школы учебного заведени€ с экологическим уклоном.

| вверх |


7. —“–” “”–Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

ƒл€ эффективной эколого-просветительской де€тельности в национальных парках и заповедниках целесообразно формировать специальные структурные подразделени€, функционирующие как в самих перечисленных учреждени€х, так и в структуре федеральных органов управлени€ ими.

¬ государственных заповедниках и национальных парках формируютс€ специальные эколого-просветительские отделы (сектора, посто€нные рабочие группы). ¬ них могут входить главные специалисты, инженеры и методисты по эколого-просветительской работе, экскурсоводы, этнографы, художники и р€д других специалистов.

«аповедники и национальные парки могут эффективно сотрудничать со специализированными общественными структурами, в том числе созданными под эгидой ќќѕ“ дл€ содействи€ эколого-просветительской работе.

| вверх |


8. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ƒЋя Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

ƒл€ проведени€ эколого-просветительской работы заповедникам и национальным паркам требуютс€ специально подготовленные высококвалифицированные кадры. ÷елесообразнее всего готовить их из числа сотрудников национальных парков и заповедников, про€вивших себ€ в соответствующей де€тельности.

ѕодготовка специалистов данного профил€ по заказу заповедников и национальных парков может быть организована в системе высшего дополнительного профессионального образовани€. ¬ажнейшую роль в подготовке эколого-просветительских кадров может играть и система курсов повышени€ квалификации, учебных семинаров и стажировок.

–ост профессионального мастерства специалистов обеспечиваетс€ также в процессе обмена опытом между сотрудниками различных заповедников и национальных парков, в том числе и на специальных семинарах, во врем€ стажировок на базе лучших отечественных и зарубежных природных резерватов и т. п.

ƒл€ методического обеспечени€ эколого-просветительской де€тельности национальных парков и заповедников необходимо привлекать научных работников, стимулировать подготовку диссертаций в данной области, издавать соответствующую научно-методическую литературу.

| вверх |


9. ¬ќѕ–ќ—џ ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

—огласно ‘едеральному закону Уќб особо охран€емых природных территори€хФ основным источником финансировани€ эколого-просветительской де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков €вл€етс€ федеральный бюджет.

—ледует иметь в виду, что ‘едеральна€ целева€ программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 г., утвержденна€ ”казом ѕрезидента от 10.10.95 г. є 1032, в качестве источника финансировани€ этой де€тельности рассматривает исключительно бюджеты субъектов –оссийской ‘едерации, поскольку эколого-просветительска€ функци€ ќќѕ“ про€вл€етс€ в первую очередь на региональном уровне.

¬ажную роль в решении данной проблемы может играть привлечение средств региональных государственных экологических фондов, которым постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 3.11.94 г. є 1208 Уќ мерах по улучшению экологического образовани€ населени€Ф рекомендовано до 10% своих средств направл€ть на реализацию программ по экологическому образованию.

ѕринима€ во внимание социальную значимость эколого-просветительской работы в современном мире, представл€етс€ правомерным и необходимым дл€ развити€ этой де€тельности широко привлекать внебюджетные средства, в частности средства отечественных, зарубежных и международных благотворительных фондов и организаций (¬семирного фонда дикой природы, √лобального экологического фонда, ‘онда ƒжона ƒ. и  этрин “. ћакартуров, ћеждународного фонда покровительства животным и р€да других), а также коммерческих структур и частных лиц.  роме того, на развитие этой работы следует направл€ть и часть средств, полученных заповедниками и национальными парками от собственной де€тельности.

| вверх |


10. Ё“јѕџ –≈јЋ»«ј÷»»  ќЌ÷≈ѕ÷»»

Ќа первом этапе реализации  онцепции следует сосредоточитьс€ на создании необходимого организационно-материального обеспечени€ эколого-просветительской де€тельности: организации эколого-просветительских отделов, визит-центров, экологических троп, издании буклетов, выпуске иной информационно-рекламной продукции и т. д. Ќа этом этапе крайне важна подготовка соответствующих специалистов.

Ќа втором этапе государственным природным заповедникам и национальным паркам дл€ проведени€ эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне необходимо удел€ть особое внимание посто€нному развитию и укреплению своей методической базы: аккумулировать соответствующий отечественный и зарубежный опыт; разрабатывать и тиражировать собственные методические материалы, учитывающие местные услови€.  ак внутри системы особо охран€емых природных территорий, так и между всеми заинтересованными лицами необходимо создать единое информационное пространство, обеспечивающее оперативный обмен эколого-просветительской информацией.

Ќа третьем этапе реализации  онцепции обеспечиваютс€ систематическа€ целенаправленна€ работа специалистов особо охран€емых природных территорий с местным населением и посетител€ми, развитие тесного сотрудничества с образовательными учреждени€ми, органами государственной власти и местного самоуправлени€, неправительственными организаци€ми, средствами массовой информации, другими заинтересованными организаци€ми.

| вверх |


11. «ј Ћё„≈Ќ»≈

”читыва€ реалии нынешнего периода развити€ страны, данна€  онцепци€ рассчитана как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. ≈е практическа€ реализаци€ зависит прежде всего от воли, настойчивости и таланта людей, которым небезразлична судьба российской природы. ѕри консолидации государственных и общественных усилий, объединении профессионального и человеческого потенциала активистов экологического движени€ есть все основани€ рассчитывать на то, что государственные природные заповедники и национальные парки сумеют завоевать широкую поддержку населени€. Ёто, в свою очередь, €витс€ гарантом их успешной де€тельности по сохранению природного наследи€, биологического и ландшафтного разнообрази€.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

Ќќ¬ќ—“» ÷ќƒѕ


12.05.2017
Ёкологи прос€т Ўеньчженьскую биржу расследовать проект на "Ўелковом пути" в «абайкалье



27.04.2017
¬ школах ‘ерзиковского района продолжаютс€ экологические уроки, которые проводит ÷ентр охраны дикой природы



25.04.2017
—осто€лась конференци€ Ђ–оль науки в изучении и сохранении наследи€ї, посв€щенна€ 25-летию »нститута Ќаследи€



24.04.2017
—осто€лась ¬тора€ открыта€ ферзиковска€ научно-практическа€ конференци€ школьников Ђ—ообща спасЄм планетуї



21.04.2017
ћарш парков идЄт!



11.04.2017
ќбъ€влен шестой конкурс им. ¬.ћ. —мирина Ђ„тобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбитьї



07.04.2017
»з многочисленных новостей о Ђћарше парковї



03.04.2017
ћосквичи начали замечать сокращение количества зимующих птиц в городе



07.03.2017
ќбучающий семинар по тушению торф€ных пожаров дл€ инспекторов ќќѕ“ прошел в –еспублике Ѕашкортостан



17.01.2017
”твержден девиз акции "ћарш парков - 2017"



11.01.2017
—то лет и одна жизнь


архив новостей


ќЅ–ј“»“≈ ¬Ќ»ћјЌ»≈


Web-ѕроект ќќѕ“ –оссии


ћарш парков - 2017

‘онд имени ‘.–. Ўтильмарка

 онвенци€ о биоразнообразии - ћеханизм посредничества


Ќј¬»√ј÷»я

√лавна€ страница
ќбратна€ св€зь

ѕодписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. ÷ентр охраны дикой природы. ¬се права защищены