Eng

  Ќа главную страницу
| архив | содержание | 

«¬јЎј  Ќ»∆Ќјя ѕќЋ ј»

 ќЌ÷≈ѕ÷»я –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ѕќ Ё ќЋќ√»„≈— ќћ” ѕ–ќ—¬≈ў≈Ќ»ё Ќј—≈Ћ≈Ќ»я

(”тверждена зам. председател€ √оскомэкологии –оссии ј. ћ. јмирхановым 21.07.98 г. и первым зам. руководител€ ‘едеральной службы лесного хоз€йства –оссии Ѕ.  . ‘илимоновым 28.07.98 г.)


—ќƒ≈–∆јЌ»≈:

  1. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
  2. «Ќј„≈Ќ»≈, ÷≈Ћ№ » ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» Ќј—“ќяў≈…  ќЌ÷≈ѕ÷»»
  3. ѕ–»Ќ÷»ѕџ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  4. ÷≈Ћ» » «јƒј„» Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  5. ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ—Ќќ¬џ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  6. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  7. —“–” “”–Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
  8. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ƒЋя Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  9. ¬ќѕ–ќ—џ ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬
  10. Ё“јѕџ –≈јЋ»«ј÷»»  ќЌ÷≈ѕ÷»»
  11. «ј Ћё„≈Ќ»≈

1. ¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

—истема особо охран€емых природных территорий –оссийской ‘едерации, в которой ведуща€ роль принадлежит государственным природным заповедникам и национальным паркам, формируетс€ в цел€х сохранени€ уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучени€ естественных процессов в биосфере и контрол€ за изменением ее состо€ни€, экологического воспитани€ населени€ (‘едеральный закон –оссийской ‘едерации Уќб особо охран€емых природных территори€хФ).

«акон также определ€ет конкретные задачи государственных природных заповедников и национальных парков, решение которых направлено на достижение указанных выше целей. ‘ункционирование этих особо охран€емых природных территорий (далее Ч ќќѕ“) обеспечиваетс€ созданием соответствующих организационных структур:

  • государственных природных заповедников как природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений;
  • национальных парков как природоохранных, эколого-просветительских и научно-исследовательских учреждений.

√осударственные природные заповедники и национальные парки обладают специфическими возможност€ми, позвол€ющими сформировать уникальную образовательную среду дл€ работы с населением. “ака€ образовательна€ среда обусловливаетс€ как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов. Ёколого-просветительска€ де€тельность государственных природных заповедников и национальных парков даст ощутимый результат, если будет носить долговременный, целенаправленный, системный и комплексный характер, оказывать вли€ние как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу личности человека, развивать соответствующие практические умени€ и навыки людей, а также строитьс€ на хорошей методической и материальной базе.

| вверх |


2. «Ќј„≈Ќ»≈, ÷≈Ћ№ » ќ—ќЅ≈ЌЌќ—“» Ќј—“ќяў≈…  ќЌ÷≈ѕ÷»»

ƒанна€  онцепци€ призвана сформулировать стратегические ориентиры де€тельности, св€занной с реализацией только одной из основных функций заповедников и национальных парков Ч эколого-просветительской. √осударственные природные заповедники и национальные парки осуществл€ют дополнительное экологическое образование нар€ду с другими государственными и общественными организаци€ми соответствующего профил€, занима€ особую социальную нишу, использу€ свой интеллектуальный и природоохранный потенциал.

Ѕезусловно, така€ де€тельность не должна каким-либо образом вступать в противоречие или наносить ущерб реализации других функций этих особо охран€емых природных территорий: природоохранной и научно-исследовательской.

÷елью данной  онцепции €вл€етс€ определение стратегических ориентиров долговременного развити€ де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков –оссийской ‘едерации в сфере экологического просвещени€ населени€.

 онцепци€ €вл€етс€ основой дл€ разработки необходимых нормативных и методических документов, непосредственно регулирующих данное направление де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков.

ѕервым принципиальным положением насто€щей  онцепции €вл€етс€ понимание того, что государственные природные заповедники и национальные парки €вл€ютс€ государственными учреждени€ми и соответственно функционируют в интересах государства.

ќбщественное признание значимости государственных природных заповедников и национальных парков и их престиж завис€т, в первую очередь, от того, насколько успешно выполн€ют они свои задачи и насколько население информировано об этом или даже вовлечено в сферу природоохранной де€тельности этих учреждений.

¬торым принципиальным положением  онцепции €вл€етс€ признание факта, что действенность любых природоохранных мер, принимаемых государством, в конечном счете зависит от поведени€ конкретных людей. ѕоведение человека по отношению к миру природы в значительной мере определ€етс€ уровнем его экологического сознани€.

ќтечественна€ и мирова€ практика показала, что охрана природы, основанна€ лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Ќаиболее надежным гарантом сохранени€ дикой природы на территори€х заповедников и национальных парков €вл€етс€ реальна€ поддержка обществом их природоохранной де€тельности.

| вверх |


3. ѕ–»Ќ÷»ѕџ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… –јЅќ“џ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

1. ќбеспечение сохранности природного комплекса охран€емой территории.

Ёколого-просветительска€ работа ведетс€ без причинени€ ущерба природным комплексам охран€емой территории в строгом соответствии с режимом особой охраны, регламентированным положением о конкретном государственном природном заповеднике или национальном парке.

2. ѕрофессиональное обеспечение эколого-просветительской работы.

ќрганизаци€ эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках должна обеспечиватьс€ профессионально подготовленными штатными специалистами. ѕри этом к работе с населением целесообразно привлечение в той или иной форме большинства работников заповедников и национальных парков, которым следует овладевать необходимыми навыками работы с людьми.

3. Ўирока€ социальна€ направленность эколого-просветительской работы.

Ёколого-просветительска€ работа ориентирована на самые широкие слои населени€: местных жителей и посетителей ќќѕ“, сельское и городское население, детей и взрослых, ответственных работников органов власти, управлени€ и бизнеса. ќдной из приоритетных категорий €вл€ютс€ учащиес€, в первую очередь школьники. Ёколого-просветительска€ работа ведетс€ в содружестве с различными социальными структурами: образовательными учреждени€ми, природоохранными государственными органами, органами местного самоуправлени€, общественными организаци€ми и т. д.

4. »спользование эколого-просветительского потенциала заповедников и национальных парков.

Ёколого-просветительский потенциал заповедника или национального парка включает как природное и культурное наследие территории (природные ландшафты, объекты флоры и фауны, историко-культурные пам€тники и т. д.), так и работающих в нем специалистов в области охраны и изучени€ природного и культурного наследи€, а также соответствующую материальную базу (музеи, экспозиции, фондовые и архивные материалы, учебные помещени€, экологические тропы, фото- и видеотеки, библиотеки и т. д.). Ётот потенциал может быть существенно увеличен за счет привлечени€ к совместной эколого-просветительской де€тельности в интересах ќќѕ“ активистов-единомышленников, в первую очередь профессиональных педагогов и специалистов творческих профессий.

5. ќриентаци€ на методологию дополнительного экологического образовани€. Ёколого-просветительска€ работа национальных парков и заповедников не дублирует и не замен€ет содержание, формы и методы школьного и вузовского экологического образовани€. Ёта работа ориентируетс€ прежде всего на формирование престижа особо охран€емых природных территорий в глазах населени€, углубление экологических и природоохранных знаний, формирование экологической культуры, ознакомление с местным биологическим и ландшафтным разнообразием.

6. —оциально-психологическое обеспечение эколого-просветительской работы.

Ёколого-просветительска€ работа с населением строитс€ с учетом соответствующих социально-психологических закономерностей.   этой работе нар€ду с биологами, географами и другими УтрадиционнымиФ природоохранными специалистами следует по возможности привлекать социологов и психологов, а также журналистов и специалистов других творческих профессий.

| вверх |


4. ÷≈Ћ» » «јƒј„» Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

Ёколого-просветительска€ де€тельность государственных природных заповедников и национальных парков осуществл€етс€ в цел€х:

  • обеспечени€ поддержки идей заповедного дела широкими сло€ми населени€ как необходимого услови€ выполнени€ заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций;
  • содействи€ решению региональных экологических проблем;
  • участи€ в формировании экологического сознани€ и развитии экологической культуры.

Ёколого-просветительска€ де€тельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли ќќѕ“ в сохранении биологического и ландшафтного разнообрази€ как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Ёто должно обеспечить действенную общественную поддержку государственных природных заповедников и национальных парков как объектов национального досто€ни€.

—истемна€ организаци€ эколого-просветительской работы государственных заповедников и национальных парков возможна при решении следующих основных задач:

  • целенаправленной систематической работы со всеми группами населени€ в каждом конкретном регионе;
  • работы с посетител€ми ќќѕ“;
  • тесного сотрудничества с образовательными учреждени€ми, органами государственной власти и местного самоуправлени€, средствами массовой информации, другими заинтересованными организаци€ми, в том числе общественными, оказани€ всем заинтересованным лицам методической помощи;
  • профессиональной подготовки специалистов соответствующего профил€;
  • участи€ в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией, опытом работы с населением внутри системы ќќѕ“, а также между всеми заинтересованными лицами, как на российском, так и на международном уровне;
  • формировани€ необходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской де€тельности (создани€ специализированных структурных подразделений, организаци€ визит-центров, создани€ или обновлени€ соответствующих экспозиций ћузеев природы, разработки и оснащени€ экологических троп, издани€ буклетов, выпуска иной информационно-рекламной продукции и т. д.);
  • посто€ннго развити€ и укреплени€ методической базы дл€ проведени€ эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне (аккумулировани€ соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработки собственных методических материалов).

| вверх |


5. ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ќ—Ќќ¬џ Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

”твержденна€ ”казом ѕрезидента –оссии от 01.04.96 г. є 440  онцепци€ перехода –оссийской ‘едерации к устойчивому развитию подчеркивает, что одним из ключевых факторов обеспечени€ экологической безопасности страны €вл€етс€ воспитание населени€ на принципах понимани€ необходимости сохранени€ биосферы и поддержани€ ее равновесного состо€ни€. ¬опросы развити€ экологического сознани€ рассматриваютс€ в этом документе в числе приоритетных. ѕредусматриваетс€, в частности, формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развити€ и создание соответствующей системы воспитани€ и обучени€, важной составной частью которой могут стать и особо охран€емые природные территории.

‘едеральный закон –оссийской ‘едерации Уќб особо охран€емых природных территори€хФ Ч основополагающий правовой акт, определ€ющий основы всей де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков. ¬ стать€х 7 и 13 он нар€ду с собственно охранной и научной де€тельностью также предусматривает ведение заповедниками и национальными парками эколого-просветительской работы с населением. —ледует отметить, что насто€щий «акон подчеркивает эколого-просветительское значение природных комплексов и объектов территорий заповедников, изымаемых при их создании из хоз€йственного использовани€. ѕри этом «акон допускает возможность проведени€ на территори€х заповедников де€тельности, направленной на выполнение эколого-просветительской работы.

¬ отношении национальных парков упом€нутый «акон также предусматривает использование их территории дл€ просветительских целей, рассматрива€ экологическое просвещение в числе основных задач национальных парков как учреждений, имеющих соответствующий статус, определ€ет особенности функционального зонировани€ их территорий с учетом необходимости эколого-просветительской де€тельности.

¬ажнейшими подзаконными актами, регламентирующими де€тельность российских национальных парков и заповедников, продолжают оставатьс€ ѕоложение о национальных природных парках –оссийской ‘едерации, утвержденное постановлением —овета ћинистров Ч ѕравительства –оссийской ‘едерации от 10.08.93 г. є 769 и ѕоложение о государственных природных заповедниках в –оссийской ‘едерации, утвержденное постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 18.12.91 г. є 48 (в редакции постановлени€ ѕравительства –оссии от 23.04.96 г. є 527).

¬ ѕоложении о национальных природных парках организаци€ экологического просвещени€ населени€ рассматриваетс€ в числе их основных задач, причем пункт 22 конкретизирует различные формы организации их эколого-просветительской де€тельности. ѕунктом 14 ѕоложени€ о государственных природных заповедниках дл€ реализации поставленной перед ними задачи экологического просвещени€ населени€ допускаетс€, в частности, организаци€ и устройство на их территори€х экскурсионных экологических маршрутов, а также размещение музеев природы заповедников, в том числе с экспозицией под открытым небом.

Ќемаловажную роль в деле развити€ эколого-просветительской де€тельности в государственных природных заповедниках сыграло инструктивное письмо ћинистерства охраны окружающей среды и природных ресурсов –оссийской ‘едерации от 11.10.93 г. є 04-17/65-492, адресованное руководител€м р€да заповедников. ¬ упом€нутом письме отмечена возрастающа€ роль эколого-просветительской работы на базе заповедников в услови€х экономического кризиса и правового нигилизма. ѕодчеркиваетс€, что пренебрежение значимостью и возможност€ми экологического просвещени€ наносит серьезный ущерб перспективам развити€ заповедного дела в –оссии. ƒиректорам заповедников предложено сформировать специализированные эколого-просветительские подразделени€ в пределах бюджетных ассигнований, выдел€емых заповеднику на оплату труда, и внести соответствующие изменени€ в штатное расписание. ¬ данном письме также перечислены конкретные функции, выполн€емые вышеуказанными подразделени€ми с учетом индивидуальной специфики заповедников.

¬опросы эколого-просветительской де€тельности, включа€ познавательный туризм, в каждом конкретном национальном парке и государственном природном заповеднике регламентируютс€ также индивидуальными положени€ми о них.

¬ соответствии с утвержденной √оскомэкологии –оссии ≈диной формой годового информационного отчета директора государственного заповедника –оссии такой отчет должен содержать и значительный раздел по итогам работы в области экологического просвещени€.

| вверх |


6. ќ—Ќќ¬Ќџ≈ Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

√осударственными природными заповедниками и национальными парками используютс€ самые разные формы и методы эколого-просветительской работы. ќтечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что наиболее эффективными из них могут быть признаны следующие.

6.1. –јЅќ“ј —ќ —–≈ƒ—“¬јћ» ћј——ќ¬ќ… »Ќ‘ќ–ћј÷»»

ќдно из традиционных направлений работы. ќсобое значение придаетс€ сотрудничеству заповедников и национальных парков с местными (районными, городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными. ”спех этой формы эколого-просветительской работы во многом зависит от периодичности и эмоциональной насыщенности информации. «десь принципиально важно наладить обратную св€зь с аудиторией путем проведени€ различных конкурсов, опросов и т. п.

6.2. –≈ ЋјћЌќ-»«ƒј“≈Ћ№— јя ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№

–аспространению информации об особо охран€емых природных территори€х и формированию положительного отношени€ населени€ к этим учреждени€м способствует активна€ рекламно-издательска€ де€тельность. –ечь идет об издании красочных рекламных или информационных буклетов, брошюр, справочников, распространении различной рекламной продукции: значков, стикеров (наклеивающихс€ картинок), открыток, конвертов, календарей, сувениров и т. п. —ерьезную помощь в работе с населением может оказать собственна€ газета или бюллетень заповедника или национального парка, издаваемые с различной, в зависимости от местных условий, периодичностью (ежемес€чно, ежеквартально, раз в полугодие), а в р€де случаев Ч в виде приложени€ к местной (районной, городской) газете.

6.3. —ќ«ƒјЌ»≈  »Ќќ- » ¬»ƒ≈ќѕ–ќƒ” ÷»»

Ёта трудоемка€ и дорогосто€ща€ форма работы позвол€ет демонстрировать широким сло€м населени€ красоту, богатство и разнообразие заповедной природы. ѕолупрофессиональные и любительские фильмы могут быть сн€ты силами сотрудников большинства российских заповедников, часть из них может быть с успехом использована в передачах местного телевидени€. ¬ то же врем€ важнейшим элементом этой работы €вл€етс€ сотрудничество заповедников и национальных парков с высокопрофессиональными съемочными группами крупных телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных, а также со съемочными группами региональных телекомпаний и киностудий.

6.4. ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌџ’ ќЅЏ≈ƒ»Ќ≈Ќ»… » »Ќџ’ Ќ≈ ќћћ≈–„≈— »’ ќ–√јЌ»«ј÷»…

ќбщественные объединени€ могут оказать существенную помощь заповедникам и национальным паркам в осуществлении эколого-просветительской де€тельности и привлечении внимани€ общественности к решению их проблем. “акие объединени€ могут функционировать в виде разнообразных обществ Удрузей охран€емых природных территорийФ, различных специализированных центров, благотворительных фондов и других некоммерческих организаций, созданных с целью непосредственной поддержки ќќѕ“ и содействи€ развитию заповедного дела. ѕравовую основу организации и де€тельности таких структур обеспечивают ‘едеральный закон Уќб общественных объединени€хФ, ‘едеральный закон Уќ благотворительной де€тельности и благотворительных организаци€хФ и ‘едеральный закон Уќ некоммерческих организаци€хФ.

√осударственным природным заповедникам и национальным паркам целесообразно всемерно содействовать созданию подобных структур, привлека€ их к деловому сотрудничеству и использу€ их возможности дл€ активизации работы с местным населением. Ёффективному обмену опытом, объединению усилий заповедников и национальных парков в работе с населением могут содействовать и их объединение в ассоциации и союзы регионального, межрегионального и федерального уровней. ¬о многих случа€х реальную помощь в эколого-просветительской де€тельности и работе с населением может оказать конструктивное сотрудничество с действующими в регионе общественными организаци€ми и движени€ми экологической направленности.

6.5. ћ”«≈…Ќќ≈ ƒ≈Ћќ » –ј«¬»“»≈ ¬»«»“-÷≈Ќ“–ќ¬ ƒЋя ѕќ—≈“»“≈Ћ≈…

ћузеи природы и визит-центры служат базой активной эколого-просветительской работы с населением и посетител€ми ќќѕ“. ћузейное дело дл€ государственных природных заповедников €вл€етс€ наиболее старым и традиционным направлением просветительской работы. —ледует понимать, что создание новых музеев природы заповедников и национальных парков в насто€щее врем€ св€зано с весьма значительными финансовыми затратами и поэтому проблематично. ¬ то же врем€ дл€ заповедников и парков, уже имеющих действующие музеи природного и культурного наследи€, исключительно актуальны пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетител€ми музеев, в том числе и с использованием соответствующих технических средств. ¬ качестве музейных экспозиций Упод открытым небомФ могут также рассматриватьс€ имеющиес€ в р€де национальных парков и заповедников дендрарии, демонстрационные вольеры с животными, историко-архитектурные и этнографические объекты, они также должны активно использоватьс€ в эколого-просветительской работе. ¬о многих случа€х заповедникам и национальным паркам, не имеющим собственных музеев природы, целесообразно организовать небольшую экспозицию в региональном или местном краеведческих музе€х.

¬есьма важной и реальной формой эколого-просветительской де€тельности €вл€етс€ и создание специально оборудованных центров дл€ работы с посетител€ми (визит-центров), менее масштабных по сравнению с музе€ми природы, но при этом специально оборудованных дл€ лекционной и иных форм работы с посетител€ми.

«аслуживает пристального внимани€ организаци€ силами заповедников и национальных парков временных и передвижных экспозиций, демонстрирующих красоту и богатство заповедной природы, а также особенности природоохранного творчества (фотовыставки, выставки художественных работ, детских рисунков и т. п.), размещаемых не только в музе€х природы и визит-центрах, но и в краеведческих и иных региональных музе€х, клубах, кинотеатрах, административных здани€х и т. п.

6.6. Ё ќЋќ√»„≈— »≈ Ё — ”–—»» » ѕќ«Ќј¬ј“≈Ћ№Ќџ… “”–»«ћ

Ёкологические экскурсии и познавательный туризм Ч традиционные и высокоэффективные формы эколого-просветительской работы ќќѕ“, причем дл€ национальных парков (в отличие от заповедников) познавательный туризм €вл€етс€ наиболее приоритетным направлением их де€тельности в этом направлении. ¬ то же врем€ дл€ многих (но далеко не дл€ всех) государственных природных заповедников строго ограниченное, именно познавательное, а не развлекательное, тщательно регламентированное с учетом их размеров, специфики и традиций посещение может становитьс€ значимой формой эколого-просветительской работы. ¬озможность соприкоснутьс€ с миром природы, почувствовать и изучить его способна превратить посетителей в активных сторонников ќќѕ“, а иногда и инвесторов. ќсобое значение приобретает возможность непосредственного ознакомлени€ с заповедной природой лиц, принимающих решени€ в сфере федеральной и региональной политики, местного самоуправлени€, бизнеса и —ћ».

ѕри развитии этой формы работы необходимо обеспечить максимальную сохранность охран€емых природных комплексов, в том числе путем:

  • научно обоснованного выделени€ и организации посещаемой части территории;
  • организации экологических троп и маршрутов и их обустройства и оборудовани€ информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;
  • установлени€ специальных правил поведени€ посетителей на охран€емой территории, введени€ ограничений на посещение отдельных участков;
  • обеспечени€ посто€нного слежени€ и контрол€ за состо€нием посещаемой территории.

6.7. Ё ќЋќ√»„≈— »≈ ѕ–ј«ƒЌ» » » ј ÷»»

Ёкологические праздники и акции, такие, как уже ставшие традиционными ћарш парков, а также ¬семирный день охраны окружающей среды, ƒень работников леса, различные праздники, св€занные с местными традици€ми, могут носить выраженный природоохранный характер. ƒетские экологические фестивали и т. п. также €вл€ютс€ очень эффективным средством привлечени€ внимани€ людей к проблемам заповедного дела.   организации и совместному проведению подобных акций следует привлекать общественные организации, образовательные структуры, органы власти и местного самоуправлени€, средства массовой информации, а также потенциальных спонсоров.

ƒл€ привлечени€ внимани€ общественности к проблемам ќќѕ“, разъ€снени€ их роли в сохранении природы нашей страны следует использовать, а при необходимости и создавать подход€щие поводы, которыми могут быть открытие выставки живописи, скульптуры, фотографии, посв€щенной миру природы, представление издани€ соответствующей книги или журнала, юбилейна€ дата заповедника или национального парка и т. п.

6.8. Ў ќЋ№Ќџ≈ Ё ќЋќ√»„≈— »≈ Ћј√≈–я » Ё —ѕ≈ƒ»÷»»

Ўкольные экологические лагер€ и экологические экспедиции, непосредственно организуемые национальным парком или заповедником либо проводимые при участии их специалистов, €вл€ютс€ эффективной формой эколого-просветительской работы. ƒанна€ форма позвол€ет вести ее в максимально интенсивном режиме. ќсновна€ цель Ч привлечение детей и молодежи к природоохранной де€тельности, расширение экологического кругозора, привитие практических умений и навыков самосто€тельной работы в природе и т. п.

6.9. Ў ќЋ№Ќџ≈ Ћ≈—Ќ»„≈—“¬ј » »Ќџ≈ ‘ќ–ћџ –јЅќ“џ —ќ Ў ќЋ№Ќ» јћ»

¬ работе со школьниками также важны такие ее традиционные формы, как шефство заповедников и национальных парков над местными школами, организаци€ школьных лесничеств, работа с кружками юных натуралистов, в том числе проход€щих полевую практику в заповедниках и национальных парках во врем€ школьных каникул. ƒве последние формы могут играть существенную роль и в части содействи€ профессиональной ориентации школьников. Ќемаловажное значение играет здесь непосредственное привлечение юннатов и членов школьных лесничеств к участию в исследовательских и заповедно-режимных меропри€ти€х, проводимых специалистами заповедников и национальных парков.

¬ эколого-просветительской работе с детьми целесообразно использовать игровые формы зан€тий, в том числе соревновательные, ролевые, ситуационные и имитационные игры. »грова€ де€тельность стимулирует высокий уровень заинтересованности и эмоциональное включение ее участников в экологическую проблематику.

6.10. ¬«ј»ћќƒ≈…—“¬»≈ — ”„»“≈Ћ№— »ћ  ќ–ѕ”—ќћ » ќ–√јЌјћ» ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я

Ёффективность эколого-просветительской работы государственных природных заповедников и национальных парков многократно усиливаетс€, если она ведетс€ в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с администрацией и педагогами местных образовательных учреждений. ¬ качестве ее примеров можно рассматривать семинары дл€ школьных учителей и организаторов дополнительного образовани€, Укруглые столыФ по актуальным вопросам эколого-просветительской работы с детьми, разработку и реализацию совместных эколого-просветительских проектов и меропри€тий. »ногда национальный парк или заповедник может проводить природоохранные факультативные зан€ти€ в школах или способствовать организации на базе местной общеобразовательной школы учебного заведени€ с экологическим уклоном.

| вверх |


7. —“–” “”–Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

ƒл€ эффективной эколого-просветительской де€тельности в национальных парках и заповедниках целесообразно формировать специальные структурные подразделени€, функционирующие как в самих перечисленных учреждени€х, так и в структуре федеральных органов управлени€ ими.

¬ государственных заповедниках и национальных парках формируютс€ специальные эколого-просветительские отделы (сектора, посто€нные рабочие группы). ¬ них могут входить главные специалисты, инженеры и методисты по эколого-просветительской работе, экскурсоводы, этнографы, художники и р€д других специалистов.

«аповедники и национальные парки могут эффективно сотрудничать со специализированными общественными структурами, в том числе созданными под эгидой ќќѕ“ дл€ содействи€ эколого-просветительской работе.

| вверх |


8. ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ƒЋя Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

ƒл€ проведени€ эколого-просветительской работы заповедникам и национальным паркам требуютс€ специально подготовленные высококвалифицированные кадры. ÷елесообразнее всего готовить их из числа сотрудников национальных парков и заповедников, про€вивших себ€ в соответствующей де€тельности.

ѕодготовка специалистов данного профил€ по заказу заповедников и национальных парков может быть организована в системе высшего дополнительного профессионального образовани€. ¬ажнейшую роль в подготовке эколого-просветительских кадров может играть и система курсов повышени€ квалификации, учебных семинаров и стажировок.

–ост профессионального мастерства специалистов обеспечиваетс€ также в процессе обмена опытом между сотрудниками различных заповедников и национальных парков, в том числе и на специальных семинарах, во врем€ стажировок на базе лучших отечественных и зарубежных природных резерватов и т. п.

ƒл€ методического обеспечени€ эколого-просветительской де€тельности национальных парков и заповедников необходимо привлекать научных работников, стимулировать подготовку диссертаций в данной области, издавать соответствующую научно-методическую литературу.

| вверх |


9. ¬ќѕ–ќ—џ ‘»ЌјЌ—»–ќ¬јЌ»я Ё ќЋќ√ќ-ѕ–ќ—¬≈“»“≈Ћ№— ќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌџ’ ѕ–»–ќƒЌџ’ «јѕќ¬≈ƒЌ» ќ¬ » Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕј– ќ¬

—огласно ‘едеральному закону Уќб особо охран€емых природных территори€хФ основным источником финансировани€ эколого-просветительской де€тельности государственных природных заповедников и национальных парков €вл€етс€ федеральный бюджет.

—ледует иметь в виду, что ‘едеральна€ целева€ программа государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 г., утвержденна€ ”казом ѕрезидента от 10.10.95 г. є 1032, в качестве источника финансировани€ этой де€тельности рассматривает исключительно бюджеты субъектов –оссийской ‘едерации, поскольку эколого-просветительска€ функци€ ќќѕ“ про€вл€етс€ в первую очередь на региональном уровне.

¬ажную роль в решении данной проблемы может играть привлечение средств региональных государственных экологических фондов, которым постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 3.11.94 г. є 1208 Уќ мерах по улучшению экологического образовани€ населени€Ф рекомендовано до 10% своих средств направл€ть на реализацию программ по экологическому образованию.

ѕринима€ во внимание социальную значимость эколого-просветительской работы в современном мире, представл€етс€ правомерным и необходимым дл€ развити€ этой де€тельности широко привлекать внебюджетные средства, в частности средства отечественных, зарубежных и международных благотворительных фондов и организаций (¬семирного фонда дикой природы, √лобального экологического фонда, ‘онда ƒжона ƒ. и  этрин “. ћакартуров, ћеждународного фонда покровительства животным и р€да других), а также коммерческих структур и частных лиц.  роме того, на развитие этой работы следует направл€ть и часть средств, полученных заповедниками и национальными парками от собственной де€тельности.

| вверх |


10. Ё“јѕџ –≈јЋ»«ј÷»»  ќЌ÷≈ѕ÷»»

Ќа первом этапе реализации  онцепции следует сосредоточитьс€ на создании необходимого организационно-материального обеспечени€ эколого-просветительской де€тельности: организации эколого-просветительских отделов, визит-центров, экологических троп, издании буклетов, выпуске иной информационно-рекламной продукции и т. д. Ќа этом этапе крайне важна подготовка соответствующих специалистов.

Ќа втором этапе государственным природным заповедникам и национальным паркам дл€ проведени€ эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне необходимо удел€ть особое внимание посто€нному развитию и укреплению своей методической базы: аккумулировать соответствующий отечественный и зарубежный опыт; разрабатывать и тиражировать собственные методические материалы, учитывающие местные услови€.  ак внутри системы особо охран€емых природных территорий, так и между всеми заинтересованными лицами необходимо создать единое информационное пространство, обеспечивающее оперативный обмен эколого-просветительской информацией.

Ќа третьем этапе реализации  онцепции обеспечиваютс€ систематическа€ целенаправленна€ работа специалистов особо охран€емых природных территорий с местным населением и посетител€ми, развитие тесного сотрудничества с образовательными учреждени€ми, органами государственной власти и местного самоуправлени€, неправительственными организаци€ми, средствами массовой информации, другими заинтересованными организаци€ми.

| вверх |


11. «ј Ћё„≈Ќ»≈

”читыва€ реалии нынешнего периода развити€ страны, данна€  онцепци€ рассчитана как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. ≈е практическа€ реализаци€ зависит прежде всего от воли, настойчивости и таланта людей, которым небезразлична судьба российской природы. ѕри консолидации государственных и общественных усилий, объединении профессионального и человеческого потенциала активистов экологического движени€ есть все основани€ рассчитывать на то, что государственные природные заповедники и национальные парки сумеют завоевать широкую поддержку населени€. Ёто, в свою очередь, €витс€ гарантом их успешной де€тельности по сохранению природного наследи€, биологического и ландшафтного разнообрази€.

| содержание | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

Ќќ¬ќ—“» ÷ќƒѕ


4.01.2018
Ёкологические организации выступили с за€влением в св€зи с нападением на представителей ЂЁкологической вахты по —еверному  авказуї



29.12.2017
Ќападение на представителей ЂЁкологической вахты по —еверному  авказуї



20.12.2017
«авершен сбор конкурсных работ на соискание ѕремии имени ‘.–. Ўтильмарка



6.12.2017
ќбращение ученых по поводу  расной книги –оссии



26.10.2017
ѕодведены итоги конкурса плакатов "—охраним заповедную природу"


архив новостей


ќЅ–ј“»“≈ ¬Ќ»ћјЌ»≈


Web-ѕроект ќќѕ“ –оссии


ћарш парков - 2017

‘онд имени ‘.–. Ўтильмарка

 онвенци€ о биоразнообразии - ћеханизм посредничества


Ќј¬»√ј÷»я

√лавна€ страница
ќбратна€ св€зь

ѕодписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. ÷ентр охраны дикой природы. ¬се права защищены