Eng

  На главную страницу

"ЗАПОВЕДНЫЕ ОСТРОВА". № 3(52). март 2002 г.

Национальный парк и туризм

Как известно, по предложению Организации Объединенных Наций 2002 год объявлен Годом экологического туризма. Именно развитие туризма может стать источником повышения доходов населения, живущего на территории национальных парков и вблизи них. Предполагается, что, когда человек увидит социальную выгоду от соседства с охраняемой природной территорией, он станет сторонником ее охранного статуса.

Изучению развития туризма уделяется внимание на всех четырех модельных территориях, для которых Центр Охраны Дикой Природы (ЦОДП) совместно с сотрудниками этих охраняемых природных территорий разрабатывает менеджментпланы. Исходя из положений Российского законодательства и "Стратегии управления национальными парками России" следует отметить, что важной задачей национального парка Является создание благоприятных условий для развития регулируемого туризма и отдыха. В силу ограниченных финансовых возможностей и недостатка профессионализма национальные парки не всегда способны самостоятельно создать эффективно работающую туристическую инфраструктуру. Поэтому успешность развития туризма в национальном парке, а значит, и удовлетворение всех связанных с ним ожиданий местного населения, в большей мере зависит от того, насколько активно и грамотно туризм в парке будет интегрирован в экономику региона. Реальную поддержку в развитии туризма могут оказать туристические фирмы, работающие в сфере внутреннего туризма. В перспективе они могут стать партнерами национального парка в развитии регулируемого туризма. Приоритет должен отдаваться туристическим фирмам с хорошим потенциалом роста на рынке внутреннего туризма, предлагающим лучшие условия для совместной работы.

Примером сотрудничества национального парка с туристическими фирмами может служить проект по развитию сельского туризма, реализованный на территории национального парка "Угра" в 2001 году. Задачей проекта являлось привлечение интереса туристических фирм г. Калуги к развитию туризма на территории парка. Со стороны местных жителей интерес к приему туристов в своих домах проявили 40 сельских семей. Специалистами ЦОДП была проведена оценка эффективности приема отдыхающих в сельских домах, сформирован турпродукт, который был оформлен в виде буклета с фотографиями домов и перечнем оказываемых хозяевами домов услуг. По ходу исследований туристических компаний Калужской области оказалось, что из сорока фирм внутренним туризмом занимается только четверть. Но интерес к проводимой парком работе был большой. С некоторыми туристическими фирмами была достигнута договоренность о продвижении услуг гостевых домов на туристический рынок. Одна фирма оказалась готова взять на себя функции туроперейтинга. Парк заключил с ней договор сотрудничества и предал базу данных по гостевым домам.

На основании работы, проведенной специалистами ЦОДП как в парке "Угра", так и в других ООПТ, сформировались некоторые выводы о порядке взаимодействия с бизнес-структурами в деле развития туризма, которыми хотелось бы поделиться с коллегами:

  1. Национальный парк должен играть ведущую роль в планировании и управлении туризмом на своей территории. Он определяет стратегию в сфере туризма, разрабатывает концепцию развития, совместно с представителями муниципальных образований, туристических
    фирм и хозяйствующих субъектов участвует в разработке туристических программ и проектов. Национальный парк выступает координатором процесса развития туризма.
  2. Управление рекреационными нагрузками подразумевает определение оптимального количества посетителей и комплекс мер по увеличению или сокращению их количества, а также процесс измерения и сравнения запланированного потока туристов и отдыхающих с фактическим.
  3. Туристский продукт создается национальным парком совместно с туристическими фирмами. Инициатива по поиску туристических фирм должна исходить от национального парка и базироваться на взаимных интересах: национального парка в сохранении и рациональном использовании своей территории, а туристической фирмы - в получении прибыли
  4. Строительство и содержание туристской инфраструктуры. Уже существующие туристические объекты могут обслуживаться туристическими фирмами и передаваться им в аренду. Капитальное строительство парком туристической инфраструктуры мало рентабельно, поэтому лучше ограничиваться вложениями в первичное обустройство территории, (маршрутов, памятников природы, истории и культуры и т.п.). Капитальное строительство осуществляется хозяйствующими субъектами в соответствующих функциональных зонах национального парка, по согласованию с дирекцией парка.
  5. Просвещение местного населения и вовлечение его в обслуживание посетителей парка. Инструментом привлечения местного населения к деятельности национального парка может стать экологическое просвещение, понимаемое не только как экологическое образование школьников, чо и формирование положительного имиджа парка в глазах взрослого населения. Для вовлечения местных жителей в работу в сфере туризма требуется немалая активность парка по проведению консультаций и тренингов для наиболее активной части населения по специфике работы в сфере приема и обслуживания туристов и отдыхающих.
  6. Информационное обеспечение развития туризма подразумевает использование национальным парком возможностей СМИ для распространения информации о туристском потенциале территории парка. Выпуск рекламной продукции (буклеты, путеводители, брошюры), как самостоятельно, так и совместно с заинтересованными сторонами.

Сергей ДЕМИН,
Любовь ЯКУБОВСКАЯ, ЦОДП

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены