Eng

  На главную страницу

Вести СоЭС, 2002, № 2(21)

Как экологически ответственно торговать древесиной?

С недавних пор многие российские лесопромышленные компании стали заявлять, что их бизнес является цивилизованным. Это понятие включает в себя и экологическую ответственность. По мнению общественных природоохранных организаций, степень экологической ответственности лесного бизнеса можно оценить, ответив на три принципиальных вопроса: использует ли компания древесину из экологически ценных лесов, какими способами древесина заготавливается и как можно это объективно проверить.
Анализ, проведенный Лесным клубом российских НПО в 2001 году, однако, показал, что даже крупнейшие компании слабо отвечают западным представлениям о «цивилизованности». Так, у компаний, как правило, нет экологических принципов в области ведения лесозаготовок, их не заботит откуда и как поступает к ним древесина (даже если она имеет нелегальное происхождение), уровень публичности компаний остается низким (информация об их деятельности скудна, интернет-сайты есть только у считанных компаний).
Ссылки компаний на отсутствие экологически чувствительной информации принять сложно, так как, например, крупнейшие массивы малонарушенных лесов России уже выявлены, а важность их сохранения научно обоснована. Эта информация общественно доступна, например, на сайте www.forest.ru, а все компании, активно действующие в пределах таких массивов, хорошо знакомы с этой проблемой. Более того, солидные компании противодействуют даже официальным планам по созданию особо охраняемых природных территорий, например, Калевальского национального парка или национального парка «Онежское поморье».
Ключевые аспекты неистощительного лесопользования сформулированы в ряде документов, подписанных крупнейшими НПО. Объективным мерилом экологической ответственности компаний могло бы стать наличие сертификата по какой-нибудь общепринятой схеме, например, Лесного попечительского совета (ЛПС, FSC). Однако в российских условиях требовать от компании экологической лесной сертификации в качестве первого шага к ответственному лесопользованию не всегда разумно. Причины этого в том, что сертификация остается уделом богатых компаний, а всеобъемлющее выполнение критериев может занять многие годы, особенно, если намерения компании не встречают поддержки, например, работников местного лесхоза. Интерес к лесной сертификации у российских компаний постоянно растет, но частенько они рассматривают ее в качестве индульгенции от «претензий» «зеленых».
Кроме того, некоторые компании, включая чисто торговые, и не планируют закупать сертифицированный лес в России. Так, крупнейшие финские компании не требуют у своих поставщиков сертификата по схеме FSC, но это не помешало им после шумной кампании в середине 90-х годов XX века взять на себя обязательства не закупать древесину в малонарушенных лесах Карелии и Мурманской области и разработать систему отслеживания источников происхождения древесины.
Незнакомые с российской действительностью западные лесопромышленные и лесоторговые компании при закупках древесины в России обычно действуют по принципу «ничего не знаю, ничего не вижу, ничего не скажу». В результате, они раз за разом наступают на одни и те же грабли - социально-экологические последствия своей политики в России. Как правило, в контракты с поставщиками не закладываются требования по охране окружающей среды, а информацию, которую покупатели получают от своих поставщиков, невозможно проверить.
В 2002 году МСоЭС, Гринпис России, Российское представительство WWF, Центр охраны дикой природы сформулировали ключевые требования к экологически ответственной торговле российской древесиной (доступны по адресу: http://www.forest.ru/rus/sustainable_forestry/principles/guide.html ). По замыслу, они должны помочь покупателям российской древесины сформулировать требования к своим поставщикам, а самим лесозаготовителям - продемонстрировать свою экологическую ответственность. Так как переход на принципы экологической ответственности всегда индивидуален и сильно зависит от возможностей предприятия, то было решено, что он может выполняться компанией и ее поставщиками поэтапно. Важно то, что на каждом этапе компания берет на себя конкретные обязательства и создает механизм, позволяющий объективно проверять их выполнение. Любая лесопромышленная компания или общественная организация может согласиться с принципами, письменно подтвердив свою приверженность. После этого компания должна приступить к их поэтапному выполнению.
На первом этапе компания должна обеспечить неиспользование древесины из наиболее экологически и социально ценных лесов, в том числе через контроль цепочки поставок. Добровольное ограничение на покупку древесины должно касаться как древесины с территорий существующих и планируемых особо охраняемых природных территорий, так и лесов, чья ценность научно обоснована. Компания также должна предпринять меры, чтобы обеспечить легальность поставляемой древесины и не закупать древесину пород, включенных в Красные книги. Информация о местах заготовки древесины должна быть общественно доступной.
На втором этапе компания должна внедрять элементы устойчивого управления лесами. Важнейшим ее элементом должно стать выявление и сохранение наиболее ценных в природоохранном отношении лесов. Кроме того, компания должна гарантировать неиспользование древесины из некоторых категорий защитности лесов первой группы, например: лесов, защищающих нерестилища ценных пород рыб, особо ценных лесных массивов, заповедных лесных участков, притундровых лесов. Неистощительность лесопользования в пределах конкретного лесхоза или арендованного участка должна быть обеспечена в течение всего оборота рубки. Методы заготовок должны обеспечивать эффективное и быстрое лесовосстановление и быть направлены на минимизацию негативного воздействия на биологическое разнообразие (в частности, через переход на узколесосечные и выборочные рубки). Компания должна эффективно отслеживать происхождение перемещаемой древесины и оценивать соблюдение указанных требований своими поставщиками. При этом компания должна оказать посильную помощь своим поставщикам в их выполнении.
На третьем этапе компания должна покупать древесину только из сертифицированных лесов. Очень важно, чтобы компания к этому времени уже обеспечила выполнение требований всех предыдущих этапов. В документе предъявляются особые требования к сертификату на устойчивое управление лесами. Отмечается, что в настоящий момент в российских условиях - это сертификат FSC. Стандарты устойчивого управления лесами для сертификации должны быть разработаны с равноправным и сбалансированным участием всех сторон, они должны быть объективными, всеобъемлющими и основываться на измеряемых параметрах с ясными социальными и экологическими показателями. Проверка выполнения условий сертификации должна проводиться третьей стороной, независимой и от заказчика (компании), и от Лесного попечительского совета. Система сертификации должна быть прозрачной для всех заинтересованных сторон.

Михаил Карпачевский,
Центр охраны дикой природы

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены