Eng

  На главную страницу
| архив | содержание |

«ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО»

ВСЕНАРОДНАЯ ТРУБА

Б. Б. Жуков, ,журналист
(Сокращенный вариант статьи был опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 05.08.2005)

"Экологические экспертизы не должны препятствовать развитию страны и ее экономики", - сказал президент Путин на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, состоявшемся 20 июля этого года в Кремле. Поводом для этого послужило обсуждение проекта магистрального трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), неосторожно упомянутого лидером Социально-экологического союза Святославом Забелиным. Отвечая настырному экологу, глава государства назвал грядущую трубу "по сути дела общенациональным проектом" и сравнил с БАМом. Что же представляет собой этот проект и почему им так недовольны экологи?

Название "Восточная Сибирь - Тихий океан" отражает неопределенность конкретного маршрута будущей "нитки". Первоначально нефтепровод предполагалось проложить от Ангарска до Находки. Однако затем точка старта сместилась в Тайшет, а дальний конец трубы ушел из большого и давно эксплуатируемого порта Находка в совершенно необжитую бухту Перевозная на западном берегу залива Петра Великого. Впрочем, документально проработана была только первая очередь трубы - от Тайшета до райцентра Сковородино в Амурской области. Дело в том, что заявившая проект государственная компания "Транснефть" в ту пору еще не решила, куда, собственно, тянуть нитку - в Приморье (откуда нефть уже танкерами повезут в Японию и, возможно, в США) или в Китай.

В 2003 г. проект первой очереди ВСТО был подан на экологическую экспертизу. И отклонен ею, что с проектами такого масштаба случается крайне редко. Причина - труба должна была пройти слишком близко к Байкалу, причем по довольно крутым склонам. Расчеты показывали, что в случае разрыва трубопровода (Прибайкалье - зона высокой сейсмичности) его содержимое скатилось бы в уникальное озеро прежде, чем ликвидаторы успели бы прибыть на место аварии.
На следующий год "Транснефть" подала на экспертизу проект уже всей трубы - от Тайшета до Перевозной. В нем участок, огибавший Байкал, был проложен гораздо севернее и отделен от Славного моря водораздельными хребтами. В таком виде проект экспертов устроил. А в мае этого года комиссия Росприроднадзора застала подрядчиков "Транснефти" - ЗАО "Пирс" - за прокладкой визирных просек на маршруте, не соответствующем ни новому, ни старому проекту и проходящем чуть ли не прямо по берегу Байкала. И пока в прибайкальской тайге инспектора Росприроднадзора писали протоколы о незаконной рубке, в Москве менеджеры компании снисходительно объясняли: маршрут, значащийся в проекте, совершенно непригоден для работ, там не то что трубопровод строить - вертолет посадить негде…

Любое отступление от представленного на экспертизу проекта означает, что заключение экспертизы автоматически становится недействительным. Но что значит "автоматически"? Штрафы подрядчики уплатили, предписание о немедленном прекращении незаконных работ проигнорировали. Росприроднадзор передал собранные материалы в прокуратуру, реакция которой пока неизвестна. А "Транснефть" ведет себя так, словно ничем не рискует.

Впрочем, в известном смысле терять ей и впрямь нечего. В том же самом мае группа жителей Хабаровского края и местная общественная организация "Экодаль" подали в районный суд иск о признании недействительным заключения экспертизы по проекту ВСТО. О проблемах Байкала в этом иске не говорилось ни слова: претензии истцов были связаны с тем, что вместо Находки труба направилась в Перевозную.

Менее подходящее место для нефтяного терминала и нефтеперерабатывающего завода трудно было найти. Перевозная - открытая бухта, и в случае утечки или разлива течения разнесут нефть на большое расстояние. Расположенные в бухте острова сильно затрудняют маневрирование крупных танкеров, увеличивая вероятность аварии и разлива нефти. Наконец, главные занятия населения Хасанского района, где находится бухта, - туристический сервис, марикультура и рыбный промысел. А напротив, на другом берегу залива, расположены 600-тысячный Владивосток и места отдыха его жителей.

Мало того, направляясь в Перевозную, нефтепровод пройдет через федеральный заказник "Барсовый" и в нескольких метрах от границ заповедника "Кедровая Падь". Юго-запад Приморья - место обитания редчайших и наиболее экзотических для России видов животных и растений. В частности, это последнее прибежище дальневосточного леопарда, в последние десятилетия балансирующего буквально на грани исчезновения. Масштабные строительные работы или авария, сопровождающаяся разливом нефти, - как раз то, что может добить его окончательно.
Трудно сказать, чем объяснялся такой выбор маршрута. По слухам, он был сделан по настоянию губернатора Приморья Сергея Дарькина: дескать, подконтрольная ему компания приобрела землю в Перевозной (сам Дарькин, естественно, отрицает свою причастность к выбору места терминала). "Транснефть" до объяснений вообще не снисходила и в представленном проекте других мест не рассматривала. Между тем закон об экологической экспертизе требует обязательного рассмотрения альтернативных вариантов проекта. (Как мы видим, экспертиза была скорее слишком снисходительной к заявителю, чем предвзятой.) На этом основании 1 июля 2005 г. суд признал недействительным положительное заключение экологической экспертизы. Вероятно, это решение будет обжаловано, но факт остается фактом: к моменту президентского демарша "общенациональный проект" был признан незаконным дважды. Причем не экологическими организациями, а органами российской федеральной власти - Росприроднадзором и хабаровским районным судом.

Но, похоже, "Транснефть" может теперь не обращать внимания на такие мелочи - после того, как ее позицию публично поддержал сам автор тезиса о "диктатуре закона". Если этот шулерский трюк удастся, институт государственной экологической экспертизы можно просто упразднять за ненадобностью: любая компания теперь может подать на экспертизу проект, соответствующий всем мыслимым и немыслимым требованиям экологической безопасности, а строить потом там и так, где и как ей будет удобно.

Рис. С. Егина

В этой истории есть еще одна небезынтересная сторона - финансовая. Согласно проекту, себестоимость исполинского трубопровода составит ни много ни мало 11 млрд. долларов. Независимые экономисты оценивают необходимые затраты еще выше - примерно в 18 млрд. Это огромная сумма даже для самых богатых стран мира, для России же даже меньшая из этих цифр - примерно восьмая часть годового бюджета. Откуда возьмутся такие огромные деньги?
Свободных собственных средств такого масштаба у "Транснефти", естественно, нет. Первоначально предполагалось, что инвестором проекта станет страна, непосредственно заинтересованная в российской нефти, - Япония. Обсуждалась возможность выделения кредита в 4 млрд. долларов через японский Банк международного сотрудничества. Но переговоры зашли в тупик: у этого банка есть жесткие внутренние экологические требования, которым проект "Транснефти" в нынешнем виде никак не соответствует. Сходные требования есть практически у всех крупных частных банков мира, что делает проблематичным привлечение любых коммерческих кредитов. По слухам, этим и объясняется нерешенность вопроса о том, куда же повернет вторая очередь трубопровода: дескать, кто профинансирует, к тому и потянем. Второй потенциальный покупатель - Китай, - конечно, не столь чувствителен к экологической цене российских энергоносителей, но тоже явно не торопится вложить огромные деньги в данный проект.

<< | содержание | вверх | >>

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены