Eng

  На главную страницу
| о проекте | новости | участники | методики | координатор | наши дела | публикации | форум | наши партнеры |

Методики

  1. Усынови заказник: Методическое пособие для юных защитников природы. Издание 2-е, дополненное и переработанное / Сост. А. А. Могильнер и Е. Л. Яхонтов. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2006. — 49 с.
    Скачать (.zip 65 кБ)
  2. Краткое руководство для тех, кто хочет внести свой вклад в сохранение родной природы

Как это сделать?

Введение

Охрана природы, грамотное, "неразрушающее" поведение в природе, умение разбираться в ее правилах и законах необходимо современному человеку. Необходимо просто для того, чтобы жить. С другой стороны, покорение природы дошло до такой стадии, когда территории, которые еще "не покорили" до конца, нужно срочно брать под охрану. Такие территории есть, и это не только большие заповедники и национальные парки. Это и небольшие, местные памятники природы и заказники, где растут, бегают и плавают растения и животные, которым трудно приходится в других, незащищенных законом местах. К сожалению, и в местах защищенных им не всегда живется хорошо. Особо охраняемые природные территории (ООПТ, как их называют сокращенно), играющие огромную роль в сохранении живой природы, редко имеют людей, призванных следить за соблюдением природоохранного режима и пресекать его нарушения. Охрана часто есть только на бумаге, а в природе... Да вы и сами знаете, что в природе. И мусор, вытоптанные поляны и срубленные деревья - далеко не самое страшное, что может случиться. Что же делать?

Предварительная подготовка

Для того, чтобы ваши выводы были обоснованными, а рекомендации не вызывали ироническую усмешку у облеченных властью и чинами, требуется хорошая подготовка. Отсутствие таковой - одно из серьезных препятствий на пути успешной работы в природе, но вполне преодолимое.

Итак - что должны уметь исследователи

  1. Определять в природе растения и животных. Обычно юные биологи умеют это неплохо. Единственная сложность - знать нужно все: и растения, и птиц, и млекопитающих, и насекомых. Скорее всего (если в вашей компании нет таких "универсалов") потребуется взять с собой определители. Полезно иметь гербарную сетку и все не очень понятные растения закладывать туда с тем, чтобы потом показать специалистам (гербаризировать можно только в том случае, если этих растений много, иначе вы можете сильно навредить какому-нибудь редкому виду). Очень полезно фотографировать (желательно фотоаппаратом с кольцами или увеличительной линзой - тогда вы сможете сфотографировать редкие растения или беспозвоночных), это не только украсит подготовленный вами отчет, но и поможет в определении незнакомых объектов. Еще один способ разобраться с тем, что непонятно - рисунок. Нужно очень тщательно простым карандашом срисовать ваш объект (максимально точно отразить форму тела, соотношение его частей, детали строения, особенности окраски, указать размер). Для этого не нужно уметь хорошо рисовать, главное - внимательно копировать.
  2. Знать, какие животные и растения в ваших местах являются редкими и узнавать их "в лицо". Ведь природные редкости - это как раз то, благодаря чему чаще всего и создается охраняемая территория.
  3. Владеть простейшими методиками геоботанического описания, определения качества воды, учетов птиц и млекопитающих. Эти методики описаны во многих руководствах; мы приводим небольшую их часть в списке литературы.
  4. Необходимо уметь вести полевой дневник. Это обычно не самое любимое занятие для юных экологов, но без хорошего подробного отчета ваша работа превращается в прогулку. Конечно, для вас эта прогулка станет очень полезной, но дальнейшего практического выхода иметь не будет.
  5. Конечно, нужно уметь читать карту, пользоваться компасом, биноклем и владеть обычными полевыми навыками. Все это пригодится при работе по обследованию охраняемых территорий.

Теперь - собственно о работе

Сбор информации

  1. Прежде всего, вы должны знать, где располагается территория, которую вы хотите "усыновить", ее точные границы и охранный режим. Для этого следует обратиться в местный Комитет природных ресурсов - все документы, касающиеся охраняемых территорий, должны храниться там. Если получится, постарайтесь скопировать карту ООПТ, если нет - хотя бы спишите номера кварталов, "привязку" к местности и т.п. Бывает и так, что в местных природоохранных органах необходимых документов нет - тогда вам придется самим искать их либо в лесничествах (если в границы ООПТ входят участки, принадлежащие гослесфонду), либо в местной администрации, либо в Комитетах по землеустройству. Возможно, придется потревожить и областные экологические комитеты или областную администрацию. Это дело не всегда бывает легким, но без владения необходимыми материалами вы не сможете сделать вывод о том, нарушается или нет режим ООПТ, изменилось ли ее состояние и пр.
  2. Очень полезно найти хорошие карты местности, где вы планируете работать. Если территория лесная, лучше всего воспользоваться картами лесничеств (масштаб 1:25000, раскрашены по породам деревьев). Переведите их на кальку или отксерокопируйте и раскрасьте - и жизнь в лесу значительно упроститься. Если нужно обследовать луга, болота, степи или что-то еще, карты придется искать в местном Комитете по землеустройству или в администрации (там есть карты всего, кроме гослесфонда, масштабом 1:10000).
  3. Используйте любые возможности узнать историю "своей" ООПТ (литература, архивы, беседы со специалистами-краеведами и т.д.), связанные с ней исторические события, факты биографии известных людей, местные традиции и предания. Особенно это актуально для памятников природы, расположенных вблизи или в черте городов и поселков - парков и усадеб, малых рек и родников, отдельных деревьев и др. Эта информация поможет вам в процессе работы при планировании мероприятий, подготовке публикаций и выступлений, не говоря уже о том, что придаст дополнительную эмоциональную окраску вашей деятельности.

Первичное обследование

Продолжительность этого этапа определяется, естественно, размерами обследуемой территории и ее доступностью, возможно, придется организовать несколько маршрутов. Более полную картину даст рекогносцировка в разные сезоны. Исходя из нашего опыта, работать лучше всего небольшими группами - по 3 - 4 человека (но можно и больше). Каждая группа имеет карту, компас, бинокль, если нужно - гербарную папку. В полевой дневник заносятся следующие данные:

  1. основные биотопы. Лучше делать стандартное геоботаническое описание по упрощенной методике - т.е. фиксировать формулу древостоя, подлеска и подроста, сомкнутость крон, проективное покрытие травяного яруса, доминирующие виды и остальные виды травостоя;
  2. состояние территории. Здесь нужно отметить следы пребывания человека (кострища, вытоптанность, замусоренность и т.д.). Очень полезно исследовать степень перерождения леса (методика есть в конце) - тогда ваши выводы о состоянии территории будут гораздо более обоснованными. Если возможно, посчитайте рекреационную нагрузку на территорию ООПТ (т.е. сколько человек на 1 га в среднем посещает ООПТ, в какие дни и с какими целями). В этой же части работы отметьте различные постройки, дороги и пр. Необходима будет и информация о наличии на границах ООПТ аншлагов (специальных табличек, где должна содержаться информация о названии ООПТ, ее площади и основных правилах поведения. Например - "Памятник природы "Родники", пл.170 га, разведение костров и устройство стоянок запрещено");
  3. особенного внимания заслуживают редкие виды растений и животных. Во-первых - их нужно найти, что далеко не всегда бывает просто (на то они и редкие). После этого стоит как можно точнее "привязать" их к карте, отметить численность, площадь, занимаемую видом, состояние популяции и т.д. Все это следует делать максимально осторожно, чтобы случайно не повредить охраняемому существу. Если на вашей ООПТ гнездятся редкие виды птиц, то достаточно просто их зафиксировать. Гнезда искать - дело очень опасное, можно спугнуть птицу и погубить выводок; если вы увидели, что птица проявляет беспокойство, тревожно летает вокруг - немедленно уходите. Из этих же соображений лучше никому не сообщайте точное местонахождение редких растений и животных (особенно таких, которые можно как-то использовать);
  4. если на территории ООПТ есть водоемы, желательно взять пробы воды и определить ее качество не только на глаз. Достаточно простых, доступных методик довольно много (широко применяемая у нас методика Вудивисса, методика Казанникова, можно пользоваться очень простым способом, который разработан Клепиковым М. и применяется в Ярославской области). Если есть возможность, нужно взять несколько проб - тогда вы сможете определить источник возможного загрязнения (например, до и после какой-нибудь трубы, или поселка, или водопоя и т.п.);
  5. если вы столкнулись со случаями явного нарушения природоохранного режима (браконьерство, незаконная вырубка и т.п.) - нужно зафиксировать как можно точнее и подробнее, где, когда и как совершено нарушение, сфотографировать его последствия и срочно сообщить об этом в ближайший Комитет по природным ресурсам. Если нарушение совершается на ваших глазах и в группе есть взрослые - общественные инспектора охраны природы, можно попытаться пресечь подобное безобразие (если это, конечно, возможно и достаточно безопасно);
  6. если вы исследуете старинный парк, описание должно быть немного другим. Здесь следует подсчитать количество деревьев различных видов, их состояние (наличие сухих и усыхающих ветвей, сломанных и поврежденных стволов и т.д.), количество троп, наличие мусора, наличие парковых построек и их состояние.
  7. если есть возможность поговорить с местными жителями, живущими рядом с ООПТ - не упускайте ее. Они иногда могут рассказать много интересного о том, "что было и что стало".

Естественно, все, что вы увидели, нашли, определили, услышали, должно быть немедленно и подробно записано в полевой дневник! Никогда не полагайтесь на память.

Следующая стадия работы - отчет (в первую очередь, для себя). Лучше всего писать черной пастой - ее легче всего потом копировать, если потребуется. Отчет включает: карту маршрута; подробное описание всего, что видели и слышали. Сюда же заносится и информация, полученная от местных жителей, и то, что вы видели до и после маршрута в лагере или на привале. Не стремитесь к строгой "научности" - иногда какой-нибудь разговор с дядей Васей бывает полезней, чем страница латыни. Но - все, что написано в отчете, должно быть достоверно - это правило самое важное. Все описания должны быть привязаны к карте, чтобы было понятно, где именно встречен тот или иной интересный объект. Один из способов - ставить на карте маршрута точки и описывать в тексте, что встречено в данном месте. Если вы точно знаете, где ходили (в лесу это бывает возможно при хорошем лесоустройстве и наличии квартальных столбов), легко привязываться к определенным кварталам.

Дальнейшая работа

Дальнейшая работа может идти по нескольким направлениям.

  1. Сравнение нынешнего состояния территории ООПТ с тем, которое было на момент ее организации, и выводы о том, какие процессы идут на данном участке, как чувствуют себя редкие растения и животные, нужно ли что-нибудь делать для улучшения состояния территории, ваши рекомендации по ее использованию и сохранению. Эти данные можно использовать по-разному - подготовить статью для местной газеты, отдать в местные природоохранные органы, выступить перед жителями вашего города или поселка, перед учениками школы, подготовить работу на экологическую конференцию. Лучше всего - познакомить с вашими данными как можно большее число людей - и простых жителей, и облеченных властью и полномочиями.
  2. Планомерное всестороннее изучение ООПТ (флора, фауна, гидрология, формы рельефа - аспекты могут быть самыми разными в зависимости от профиля ООПТ и ваших интересов) и организация мониторинга состояния. Сбор наиболее полной информации о вашем объекте по схеме, представленной в приложении, существенно расширит наши знания об охраняемых богатствах природного наследия. Не секрет, что сведения, имеющиеся по большинству существующих ООПТ, крайне скудные, и пополнить их возможно только нашими совместными усилиями.
  3. Организация конкретной работы по улучшению состояния ООПТ. Здесь трудно привести точный план действий - он зависит прежде всего от того, что показало обследование. Если нет аншлагов - попробуйте сделать их сами (например, на уроках труда). Если много мусора - понятно, что делать. Если процветает браконьерство или велико загрязнение территории - попытайтесь привлечь к этому внимание местных природоохранных структур. В любом случае крайне полезно будет провести несколько бесед с местными жителями об "усыновленной" вами ООПТ. К ним нужно тщательно подготовиться. Рассказ должен быть не только информативным, но и эмоциональным, интересным. Здесь полезно будет, кроме чисто биологической информации, рассказать об истории того участка, где расположена ООПТ, легендах и обычаях, связанных с природой у наших предков, преданиях и традициях, живущих до сих пор, людях, которые стояли у истоков организации охраны природы в вашем крае. Если сможете, сопроводите рассказ показом своих фотографий, слайдов, рисунков. Такие беседы нельзя недооценивать - очень часто прекрасные идеи по сохранению той или иной территории оказывались невыполнимыми только из-за противодействия местного населения. И наоборот - по инициативе жителей создавались не только памятники природы и заказники, но и более крупные ООПТ.

И, наконец, последнее. "Усыновление" - дело хлопотное. Это не разовая громкая акция - пошел-увидел-разобрался-принял меры-забыл. О вашем "подопечном" придется теперь заботиться постоянно. Разработайте план действий по наблюдению за состоянием ООПТ и конкретных исполнителей, которые будут отвечать за тот или иной участок работы. Будут сложности - спрашивайте, ищите ответы. И все получится!

| о проекте | новости | участники | методики | координатор | наши дела | публикации | форум | наши партнеры | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


26.10.2017
Подведены итоги конкурса плакатов "Сохраним заповедную природу"



15.10.2017
Объявлен шестой конкурс на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка по трем номинациям



28.09.2017
Общеевропейские дни наблюдений птиц – EuroBirdwatch 2017



7.09.2017
Конкурс плакатов "Сохраним заповедную природу". Открытое голосование.



4.09.2017
Продолжается прием работ на VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина»



22.08.2017
Итоги «Марша парков - 2017»



8.08.2017
Новая книга для детей: жизнь степей в «задачках», рисунках и ответах


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены