Eng

  На главную страницу
| о проекте | новости | участники | методики | координатор | наши дела | публикации | форум | наши партнеры |

Методики

  1. Усынови заказник: Методическое пособие для юных защитников природы. Издание 2-е, дополненное и переработанное / Сост. А. А. Могильнер и Е. Л. Яхонтов. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2006. — 49 с.
    Скачать (.zip 65 кБ)
  2. Краткое руководство для тех, кто хочет внести свой вклад в сохранение родной природы

Как это сделать?

Введение

Охрана природы, грамотное, "неразрушающее" поведение в природе, умение разбираться в ее правилах и законах необходимо современному человеку. Необходимо просто для того, чтобы жить. С другой стороны, покорение природы дошло до такой стадии, когда территории, которые еще "не покорили" до конца, нужно срочно брать под охрану. Такие территории есть, и это не только большие заповедники и национальные парки. Это и небольшие, местные памятники природы и заказники, где растут, бегают и плавают растения и животные, которым трудно приходится в других, незащищенных законом местах. К сожалению, и в местах защищенных им не всегда живется хорошо. Особо охраняемые природные территории (ООПТ, как их называют сокращенно), играющие огромную роль в сохранении живой природы, редко имеют людей, призванных следить за соблюдением природоохранного режима и пресекать его нарушения. Охрана часто есть только на бумаге, а в природе... Да вы и сами знаете, что в природе. И мусор, вытоптанные поляны и срубленные деревья - далеко не самое страшное, что может случиться. Что же делать?

Предварительная подготовка

Для того, чтобы ваши выводы были обоснованными, а рекомендации не вызывали ироническую усмешку у облеченных властью и чинами, требуется хорошая подготовка. Отсутствие таковой - одно из серьезных препятствий на пути успешной работы в природе, но вполне преодолимое.

Итак - что должны уметь исследователи

  1. Определять в природе растения и животных. Обычно юные биологи умеют это неплохо. Единственная сложность - знать нужно все: и растения, и птиц, и млекопитающих, и насекомых. Скорее всего (если в вашей компании нет таких "универсалов") потребуется взять с собой определители. Полезно иметь гербарную сетку и все не очень понятные растения закладывать туда с тем, чтобы потом показать специалистам (гербаризировать можно только в том случае, если этих растений много, иначе вы можете сильно навредить какому-нибудь редкому виду). Очень полезно фотографировать (желательно фотоаппаратом с кольцами или увеличительной линзой - тогда вы сможете сфотографировать редкие растения или беспозвоночных), это не только украсит подготовленный вами отчет, но и поможет в определении незнакомых объектов. Еще один способ разобраться с тем, что непонятно - рисунок. Нужно очень тщательно простым карандашом срисовать ваш объект (максимально точно отразить форму тела, соотношение его частей, детали строения, особенности окраски, указать размер). Для этого не нужно уметь хорошо рисовать, главное - внимательно копировать.
  2. Знать, какие животные и растения в ваших местах являются редкими и узнавать их "в лицо". Ведь природные редкости - это как раз то, благодаря чему чаще всего и создается охраняемая территория.
  3. Владеть простейшими методиками геоботанического описания, определения качества воды, учетов птиц и млекопитающих. Эти методики описаны во многих руководствах; мы приводим небольшую их часть в списке литературы.
  4. Необходимо уметь вести полевой дневник. Это обычно не самое любимое занятие для юных экологов, но без хорошего подробного отчета ваша работа превращается в прогулку. Конечно, для вас эта прогулка станет очень полезной, но дальнейшего практического выхода иметь не будет.
  5. Конечно, нужно уметь читать карту, пользоваться компасом, биноклем и владеть обычными полевыми навыками. Все это пригодится при работе по обследованию охраняемых территорий.

Теперь - собственно о работе

Сбор информации

  1. Прежде всего, вы должны знать, где располагается территория, которую вы хотите "усыновить", ее точные границы и охранный режим. Для этого следует обратиться в местный Комитет природных ресурсов - все документы, касающиеся охраняемых территорий, должны храниться там. Если получится, постарайтесь скопировать карту ООПТ, если нет - хотя бы спишите номера кварталов, "привязку" к местности и т.п. Бывает и так, что в местных природоохранных органах необходимых документов нет - тогда вам придется самим искать их либо в лесничествах (если в границы ООПТ входят участки, принадлежащие гослесфонду), либо в местной администрации, либо в Комитетах по землеустройству. Возможно, придется потревожить и областные экологические комитеты или областную администрацию. Это дело не всегда бывает легким, но без владения необходимыми материалами вы не сможете сделать вывод о том, нарушается или нет режим ООПТ, изменилось ли ее состояние и пр.
  2. Очень полезно найти хорошие карты местности, где вы планируете работать. Если территория лесная, лучше всего воспользоваться картами лесничеств (масштаб 1:25000, раскрашены по породам деревьев). Переведите их на кальку или отксерокопируйте и раскрасьте - и жизнь в лесу значительно упроститься. Если нужно обследовать луга, болота, степи или что-то еще, карты придется искать в местном Комитете по землеустройству или в администрации (там есть карты всего, кроме гослесфонда, масштабом 1:10000).
  3. Используйте любые возможности узнать историю "своей" ООПТ (литература, архивы, беседы со специалистами-краеведами и т.д.), связанные с ней исторические события, факты биографии известных людей, местные традиции и предания. Особенно это актуально для памятников природы, расположенных вблизи или в черте городов и поселков - парков и усадеб, малых рек и родников, отдельных деревьев и др. Эта информация поможет вам в процессе работы при планировании мероприятий, подготовке публикаций и выступлений, не говоря уже о том, что придаст дополнительную эмоциональную окраску вашей деятельности.

Первичное обследование

Продолжительность этого этапа определяется, естественно, размерами обследуемой территории и ее доступностью, возможно, придется организовать несколько маршрутов. Более полную картину даст рекогносцировка в разные сезоны. Исходя из нашего опыта, работать лучше всего небольшими группами - по 3 - 4 человека (но можно и больше). Каждая группа имеет карту, компас, бинокль, если нужно - гербарную папку. В полевой дневник заносятся следующие данные:

  1. основные биотопы. Лучше делать стандартное геоботаническое описание по упрощенной методике - т.е. фиксировать формулу древостоя, подлеска и подроста, сомкнутость крон, проективное покрытие травяного яруса, доминирующие виды и остальные виды травостоя;
  2. состояние территории. Здесь нужно отметить следы пребывания человека (кострища, вытоптанность, замусоренность и т.д.). Очень полезно исследовать степень перерождения леса (методика есть в конце) - тогда ваши выводы о состоянии территории будут гораздо более обоснованными. Если возможно, посчитайте рекреационную нагрузку на территорию ООПТ (т.е. сколько человек на 1 га в среднем посещает ООПТ, в какие дни и с какими целями). В этой же части работы отметьте различные постройки, дороги и пр. Необходима будет и информация о наличии на границах ООПТ аншлагов (специальных табличек, где должна содержаться информация о названии ООПТ, ее площади и основных правилах поведения. Например - "Памятник природы "Родники", пл.170 га, разведение костров и устройство стоянок запрещено");
  3. особенного внимания заслуживают редкие виды растений и животных. Во-первых - их нужно найти, что далеко не всегда бывает просто (на то они и редкие). После этого стоит как можно точнее "привязать" их к карте, отметить численность, площадь, занимаемую видом, состояние популяции и т.д. Все это следует делать максимально осторожно, чтобы случайно не повредить охраняемому существу. Если на вашей ООПТ гнездятся редкие виды птиц, то достаточно просто их зафиксировать. Гнезда искать - дело очень опасное, можно спугнуть птицу и погубить выводок; если вы увидели, что птица проявляет беспокойство, тревожно летает вокруг - немедленно уходите. Из этих же соображений лучше никому не сообщайте точное местонахождение редких растений и животных (особенно таких, которые можно как-то использовать);
  4. если на территории ООПТ есть водоемы, желательно взять пробы воды и определить ее качество не только на глаз. Достаточно простых, доступных методик довольно много (широко применяемая у нас методика Вудивисса, методика Казанникова, можно пользоваться очень простым способом, который разработан Клепиковым М. и применяется в Ярославской области). Если есть возможность, нужно взять несколько проб - тогда вы сможете определить источник возможного загрязнения (например, до и после какой-нибудь трубы, или поселка, или водопоя и т.п.);
  5. если вы столкнулись со случаями явного нарушения природоохранного режима (браконьерство, незаконная вырубка и т.п.) - нужно зафиксировать как можно точнее и подробнее, где, когда и как совершено нарушение, сфотографировать его последствия и срочно сообщить об этом в ближайший Комитет по природным ресурсам. Если нарушение совершается на ваших глазах и в группе есть взрослые - общественные инспектора охраны природы, можно попытаться пресечь подобное безобразие (если это, конечно, возможно и достаточно безопасно);
  6. если вы исследуете старинный парк, описание должно быть немного другим. Здесь следует подсчитать количество деревьев различных видов, их состояние (наличие сухих и усыхающих ветвей, сломанных и поврежденных стволов и т.д.), количество троп, наличие мусора, наличие парковых построек и их состояние.
  7. если есть возможность поговорить с местными жителями, живущими рядом с ООПТ - не упускайте ее. Они иногда могут рассказать много интересного о том, "что было и что стало".

Естественно, все, что вы увидели, нашли, определили, услышали, должно быть немедленно и подробно записано в полевой дневник! Никогда не полагайтесь на память.

Следующая стадия работы - отчет (в первую очередь, для себя). Лучше всего писать черной пастой - ее легче всего потом копировать, если потребуется. Отчет включает: карту маршрута; подробное описание всего, что видели и слышали. Сюда же заносится и информация, полученная от местных жителей, и то, что вы видели до и после маршрута в лагере или на привале. Не стремитесь к строгой "научности" - иногда какой-нибудь разговор с дядей Васей бывает полезней, чем страница латыни. Но - все, что написано в отчете, должно быть достоверно - это правило самое важное. Все описания должны быть привязаны к карте, чтобы было понятно, где именно встречен тот или иной интересный объект. Один из способов - ставить на карте маршрута точки и описывать в тексте, что встречено в данном месте. Если вы точно знаете, где ходили (в лесу это бывает возможно при хорошем лесоустройстве и наличии квартальных столбов), легко привязываться к определенным кварталам.

Дальнейшая работа

Дальнейшая работа может идти по нескольким направлениям.

  1. Сравнение нынешнего состояния территории ООПТ с тем, которое было на момент ее организации, и выводы о том, какие процессы идут на данном участке, как чувствуют себя редкие растения и животные, нужно ли что-нибудь делать для улучшения состояния территории, ваши рекомендации по ее использованию и сохранению. Эти данные можно использовать по-разному - подготовить статью для местной газеты, отдать в местные природоохранные органы, выступить перед жителями вашего города или поселка, перед учениками школы, подготовить работу на экологическую конференцию. Лучше всего - познакомить с вашими данными как можно большее число людей - и простых жителей, и облеченных властью и полномочиями.
  2. Планомерное всестороннее изучение ООПТ (флора, фауна, гидрология, формы рельефа - аспекты могут быть самыми разными в зависимости от профиля ООПТ и ваших интересов) и организация мониторинга состояния. Сбор наиболее полной информации о вашем объекте по схеме, представленной в приложении, существенно расширит наши знания об охраняемых богатствах природного наследия. Не секрет, что сведения, имеющиеся по большинству существующих ООПТ, крайне скудные, и пополнить их возможно только нашими совместными усилиями.
  3. Организация конкретной работы по улучшению состояния ООПТ. Здесь трудно привести точный план действий - он зависит прежде всего от того, что показало обследование. Если нет аншлагов - попробуйте сделать их сами (например, на уроках труда). Если много мусора - понятно, что делать. Если процветает браконьерство или велико загрязнение территории - попытайтесь привлечь к этому внимание местных природоохранных структур. В любом случае крайне полезно будет провести несколько бесед с местными жителями об "усыновленной" вами ООПТ. К ним нужно тщательно подготовиться. Рассказ должен быть не только информативным, но и эмоциональным, интересным. Здесь полезно будет, кроме чисто биологической информации, рассказать об истории того участка, где расположена ООПТ, легендах и обычаях, связанных с природой у наших предков, преданиях и традициях, живущих до сих пор, людях, которые стояли у истоков организации охраны природы в вашем крае. Если сможете, сопроводите рассказ показом своих фотографий, слайдов, рисунков. Такие беседы нельзя недооценивать - очень часто прекрасные идеи по сохранению той или иной территории оказывались невыполнимыми только из-за противодействия местного населения. И наоборот - по инициативе жителей создавались не только памятники природы и заказники, но и более крупные ООПТ.

И, наконец, последнее. "Усыновление" - дело хлопотное. Это не разовая громкая акция - пошел-увидел-разобрался-принял меры-забыл. О вашем "подопечном" придется теперь заботиться постоянно. Разработайте план действий по наблюдению за состоянием ООПТ и конкретных исполнителей, которые будут отвечать за тот или иной участок работы. Будут сложности - спрашивайте, ищите ответы. И все получится!

| о проекте | новости | участники | методики | координатор | наши дела | публикации | форум | наши партнеры | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


12.05.2017
Экологи просят Шеньчженьскую биржу расследовать проект на "Шелковом пути" в Забайкалье



27.04.2017
В школах Ферзиковского района продолжаются экологические уроки, которые проводит Центр охраны дикой природы



25.04.2017
Состоялась конференция «Роль науки в изучении и сохранении наследия», посвященная 25-летию Института Наследия



24.04.2017
Состоялась Вторая открытая ферзиковская научно-практическая конференция школьников «Сообща спасём планету»



21.04.2017
Марш парков идёт!



11.04.2017
Объявлен шестой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»



07.04.2017
Из многочисленных новостей о «Марше парков»



03.04.2017
Москвичи начали замечать сокращение количества зимующих птиц в городе



07.03.2017
Обучающий семинар по тушению торфяных пожаров для инспекторов ООПТ прошел в Республике Башкортостан



17.01.2017
Утвержден девиз акции "Марш парков - 2017"



11.01.2017
Сто лет и одна жизнь


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены