Новости законодательства РФ

   Федеральный Закон <О государственном земельном кадастре> вступил в силу. Принят Государственной Думой 24.11.1999 г., одобрен Советом Федерации 23.12.1999 г., подписан и. о. Президента РФ 2.01.2000 г. (№ 28-ФЗ). Подробнее об этом законопроекте - см. СБ № 3-4, 1998-99.


   Проект федерального закона <О землеустройстве> внесен в Госдуму Правительством РФ. Он предполагает, что землеустройство вновь становится строго обязательным и превращается в базовую процедуру управления земельными ресурсами. Законопроект строится на следующих принципах:

   1. Все решения по перераспределению земель и формированию новых землепользований, по организации и развитию новых форм хозяйствования на земле, мероприятия по рациональному использованию и охране земель должны осуществляться только на основе гласно обсуждаемой и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации.

   2. Установленные в порядке землеустройства целевое использование земель, организация территории, границы земельных участков, мероприятия по рациональному использованию и охране земель, ограничения и обременения в их использовании являются обязательными для использования собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.

   3. Предусматривается создание государственного фонда землеустроительной документации.

   (Бюллетень информации ГКЗ №10, 1999)


   Проект федерального закона <Об оценке земель> внесен в Госдуму РФ 13.09.99. Законопроект вводит основные понятия и декларирует, что оценка земли в Российской Федерации подразделяется на государственную кадастровую оценку земли для целей налогообложения (или иных установленных законодательством целей) и индивидуальную оценку. Согласно законопроекту, проведение государственной кадастровой оценки является обязательным на всей территории РФ, она осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере управления земельными ресурсами и его территориальными органами, которые могут привлекать к земельно-оценочным работам независимых оценщиков. Методы и правила государственной кадастровой оценки земли и порядок ее проведения в законопроекте не даны. Их разработка оставлена федеральному органу исполнительной власти в сфере управления земельными ресурсами с последующим утверждением Правительством РФ. Государственная кадастровая оценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Полученная кадастровая стоимость земельного участка вносится в земельный и прочие кадастры и остается действительной до очередной оценки.

   Вероятно, в таком виде закон сам по себе не будет иметь каких-либо значимых последствий для правового положения степных экосистем на сельхозземлях и восстанавливающихся залежей. Гораздо важнее могут оказаться конкретные методы и правила гос.кадастровой оценки. Законопроект имеется в редакции СБ и может быть выслан желающим по запросу.


   Законопроект <О государственных и муниципальных землях> принят в первом чтении Госдумой РФ 21.09.99. Законопроект определяет принципы и порядок отнесения к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований земель, не находящихся на день вступления в силу этого закона в частной собственности. Как сообщил при рассмотрении законопроекта председатель Госкомзема РФ, в настоящее время из 1,7 млрд гектаров земли в России в госсобственности находится 1,5 млрд га.

   (Бюллетень информации ГКЗ №10, 1999)


   Проект федерального закона <О государственном контроле за использованием и охраной земель>, подготовленный Госкомземом РФ, направлен на заключение министерств и ведомств (12.10.99), и в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Законопроект предполагает резкое ужесточение контроля за использованием земельных участков. В частности, он дает основания ношения и регламентирует применение служебного оружия инспекторами по использованию и охране земель. На реальном положении степей и восстанавливающихся залежей законопроект может сказаться двояко. С одной стороны, создается база для строгого соблюдения обременений и сервитутов на земельные участки, для санкций за использование земельных участков <способами, приводящими к порче и уничтожению плодородного слоя почвы>, за <неиспользование или нерациональное использование земель, приводящее к снижению плодородия почв и развитию процессов, ухудшающих состояние земель и экологической обстановки>. Безусловно, эти положения могут быть использованы в конкретных действиях для сохранения отдельных степных участков либо изменения способа использования тех или иных угодий. С другой стороны, законопроект создает также возможность (и формальную необходимость) столь же суровых санкций за неиспользование земельного участка в течение трех лет подряд, что может повлиять на судьбу стихийно заброшенных земель, на которых сейчас восстанавливается степная растительность. Впрочем, учитывая отсутствие финансовых средств и материальных ресурсов для обработки большей части таких земель, последствия вряд ли будут значительными. Более реально, что ужесточение контроля за соблюдением этого требования может осложнить создание новых <малых> ООПТ (памятников природы, ландшафтных заказников и т.п.) на землях сельхозназначения в случае, когда режим ООПТ предполагает запрет хозяйственного использования. Законопроект имеется в редакции СБ и может быть выслан желающим по запросу.


   Принято Постановление Правительства РФ от 21.12.1999 г. № 1405 <О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и средствами защиты растений в 2000 году>. Очевидно, оно сыграет некоторую роль в проведении борьбы с саранчой в 2000 году. Публикуем полный текст Постановления:

   В целях увеличения в 2000 году производства зерна, технических и других сельскохозяйственных культур и проведения мероприятий по повышению плодородия почв Правительство Российской Федерации постановляет:

   1. Принять предложение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации об организации поставок в 2000 году сельскохозяйственным товаропроизводителям 2 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) и 20 тыс. тонн средств защиты растений (далее именуются - средства химизации) по ценам, дотируемым за счет средств федерального бюджета.

   Установить, что предприятиям-производителям средств химизации выплачивается дотация в размере 40 процентов отпускной цены (без налога на добавленную стоимость) средств химизации, поставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации настоящего постановления.

   Сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают поставленные средства химизации по ценам, сниженным на сумму указанной дотации.

   Разрешить применение установленного механизма дотирования цен при реализации специализированными резервными базами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации имеющегося у них запаса средств защиты растений, закупаемых в централизованном порядке.

   2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации в пределах средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения в части, аккумулируемой в федеральном бюджете для финансирования централизованных мероприятий, обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией пункта 1 настоящего постановления, а также расходов по созданию в целях борьбы с особо опасными вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

   Установить, что средства защиты растений, закупаемые для создания указанного резерва Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, оплачиваются за счет средств федерального бюджета в размере 100 процентов их стоимости и реализуются сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в размере 40 процентов цены реализации.

   3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации предложения о порядке дотирования за счет средств федерального бюджета цен на средства химизации, поставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2000 году, и о порядке создания и использования резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

   4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации в месячный срок разработать порядок проведения и условия конкурса на размещение заказов на поставки в 2000 году сельскохозяйственным товаропроизводителям средств химизации, осуществляемые с привлечением средств федерального бюджета.

   Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации организовать проведение указанного конкурса.

   5. Продлить на 2000 год действие пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. № 166 <О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 году> (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 8, ст. 948).

   6. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в месячный срок утвердить рекомендуемые цены на поставляемые средства химизации и сырье для их производства (серу, апатитовый концентрат, хлористый калий, аммиак). Указанные цены устанавливаются с учетом экономически обоснованных затрат на производство средств химизации, представленных предприятиями-производителями.

   7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству торговли Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в месячный срок внести в установленном порядке в Комиссию Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложения о введении льгот при ввозе на территорию Российской Федерации технического сырья для производства средств защиты растений.

   8. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерству торговли Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации предложения об увеличении поставок средств химизации на внутренний рынок.

   9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании бюджетов на 2000 год предусматривать расходы, связанные с оплатой средств химизации, поставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с настоящим постановлением.

   10. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации регулярно представлять в Правительство Российской Федерации информацию о ходе поставок средств химизации в соответствии с настоящим постановлением и обеспечить их эффективное использование сельскохозяйственными товаропроизводителями.

   Председатель Правительства
   Российской Федерации
   В.Путин


Законодательство субъектов РФ

   Проект постановления администрации Иркутской области о выдаче разрешений на продажу земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения утвердил административный комитет при губернаторе Иркутской области. Документ вступит в силу после подписания губернатором. Согласно проекту, администрация области будет рассматривать ходатайство организации или граждан о разрешении на продажу земельных участков сельхозназначения в месячный срок и только после решения соответствующего органа местного самоуправления о согласовании изменения целевого назначения земельного участка. Необходимо предоставить документы о праве собственности на земельный участок и выписку из решения общего собрания пайщиков земель. Разрешение изменить целевое назначение земельного участка будет даваться распоряжением губернатора области, которое, говорится в проекте, является основанием для совершения сделки купли-продажи. Основанием для отказа в выдаче разрешения на продажу земельного участка могут быть споры о его принадлежности на момент обращения или прямые запреты на продажу земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.

   (Бюллетень информации ГКЗ №10, 1999)