Этносоциальный взгляд на сурков

А.В. Димитриев (госзаповедник <Присурский>, Республика Чувашия)

   На обширных просторах земного шара, где обитают сурки, среди местного населения ходит много легенд и преданий об этих животных. Их любят за трудолюбие, мирный характер, постоянство местообитаний, коллективный образ жизни, коммуникабельность, а также за чисто утилитарные ценности. Поэтому сурки не ускользают из поля зрения мифологии и фольклора, топонимики и географии, религиозных и социально-экономических представлений. Отпечатки отношения к суркам остаются в языке, литературе, фольклоре, мифологии, религиозных представлениях, топонимике, в названиях растений, животных, камней, посуды, предметах домашнего обихода, одежде, поведении, праздничных обрядах и т.д. Выявлением и обобщением всего этого занимается новое научное направление - этносоциальная мармотология.

   В научной литературе появилось достаточно много новых сведений об отношении различных народов к суркам.

   Как показывают исследования, в сознании этносоциума сохраняются следы древних многосложных взаимоотношений людей с растительным и животным миром, вырабатывается определенный стереотип поведения, существенным образом влияющий на природную среду и ее составляющие. В рамках этносоциального подхода внимание исследователей направляется не на природные объекты сами по себе, а на их соотнесенность с познавательной и практической деятельностью определенного сообщества людей - этноса или социума, на то, как они видятся через призму внутреннего мира людей. Последний может иметь исторический, культурологический, хозяйствен- но-экономический, религиозный и другие аспекты.

   Зная этносоциальные особенности отношения населения к сурковым колониям, можно полнее представить механизмы взаимодействия людей и сурков, внести коррективы в экологические мероприятия и программы, повысить эффективность эколо- гического воспитания и рационального природопользования.

   Этносоциальное содержание взаимодействия человека с сурками и их колониями в историческом аспекте включает в себя прежде всего мифы, предания, легенды и повествования о былых реальных событиях, так или иначе связанных с сурками. У чувашей зафиксированы, например, древние мифы о происхождении сурков от людей. У многих народов имеются поэтические предания, переходящие из поколения в поколение рассказы. Они зачастую находят отражение в устном народном творчестве (в хороводных песнях и другом местном фольклоре). Многие из них несут религиозно-культовую нагрузку.

   Этносоциальный оттенок бывает присущ и использованию сурков в хозяйственно-бытовых и производственных целях (соблюдение установленных общиной коллективных договоренностей о сроках начала пастьбы скота и сенокошения рядом с сурковыми колониями, охоты на сурков, общего режима и характера обращения с природными объектами и т.д.). Знание всего этого дает представление об особенностях взаимоотношений населения с сурками.

   Предметом специального изучения этносоциальной мармотологии должно стать отношение к суркам различных религий мира на современном и былом ареалах распространения всех 14 видов сурков мировой фауны. Мусульмане, например, сурков считают священными животными потому, что они по утрам выходят из нор, встают на задние лапки и, обратившись к солнцу, обеими передними лапками <моют личики>, чистят шерсть, глаза и как будто делают намаз, <молятся богу>. Согласно традициям чувашской природной религии, сурки произошли от людей и их нельзя обижать. В монгольской легенде о сурках-тарбаганах <Эрхий мэргэн> (Монгольские народные сказки. Составление, введение, редактор проф. А. Лувсандэндэв. Улан-Батор. 1982 - на монгольском языке) происхождение сурков также антропогенизировано. Получается, что сурки рассматриваются как кровные родственники людей. А как же тогда возможна охота на сурков? Из этой ситуации найден довольно оригинальный выход. В легенде говорится и о том, что у тарбагана есть так называемое <человеческое мясо> - это железы, расположенные подмышками, имеющие красноватый оттенок и отличающиеся от общего цвета мяса сурка. Из легенды понятно, что на тарбаганов охотятся и его мясо потребляют в пищу, но при этом <человеческое мясо> (железы) вырезают и выбрасывают. В этом акте имеется глубокий смысл. Оказывается, можно разделить материальное и духовное. Выкинув из сурка священный человеческий дух, который роднит его с людьми согласно данной легенде, отдав таким образом дань легенде, этнопедагогике, можно потреблять сурочье мясо и жир. Эти каноны религиозно-мифологического мышления строго соблюдаются и в настоящее время при добыче и потреблении сурков местным населением.

   Существует, конечно, много специфических оттенков отношений с сурками у различных народов, которые длительное время проживали в ареалах обитания сурков. Сбор, изучение и систематизация всех сведений о сурках, начиная от конкретных слов, фольклора, названий местностей, предметов, явлений, связанных с сурками и кончая религиозными представлениями, канонами, обрядами, является предметом изучения специального раздела науки о сурках - этносоциальной мармотологии. Собрать, перевести в один язык и обобщить все эти данные по разным народам мира представляет большой интерес. Ибо в них отражена душа народов.

   Нам нужна помощь в сборе этносоциальных представлений о сурках. Мы ищем связанные с сурками выражения, пословицы, поговорки, фольклор, названия местностей, географических пунктов, селений, гор и другие топонимы, а также названия камней, растений, природных явлений, описания обрядов, религиозные представления, каноны, касающиеся сурков. Лучше, если эти первичные материалы будут на языке оригинала, так как при переводе часто теряется основной смысл текстов. Но и переводной материал представляет интерес. Часть легенд о сурках опубликована, часть - еще и не собрана. Мы будем рады и ксерокопиям опубликованных материалов с точным указанием библиографических данных.

   Контакт:
   Димитриев Александр Вениаминович.
   428000 Чебоксары, Главпочтамт, а/я 263.
   E-mail:prisur@chtts.ru